Искусство переговоров
- Об уроке
- Читать урок
Содержание
Введение в переговорный процесс. |
|
Совместные интересы. Плывём ли мы в одной лодке? |
|
Профессиональное общение |
|
Внешняя среда переговорного процесса. |
|
Принятие решений в ходе переговорного процесса |
|
Результат переговорного процесса – ситуация изменения. |
|
Аргументация – обращение к разуму. Построение сообщений. |
|
Структура переговоров и документирование |
|
Стратегии переговорного процесса |
1. Введение в переговорный процесс
Переговоры – форма конфликтного поведения, когда две и более стороны стараются прийти к согласованию своих интересов в ходе обсуждения.
Две задачи переговорного процесса:
служебная задача – достижение, обязательное, операционных результатов переговорного процесса; психологическая задача – сохранение, по возможности, доброжелательных отношений в ходе переговоров и позитивных отношений за пределами переговоров.
Требования к переговорщику |
|
Переговорщик не имеет право полагать, что: |
Переговорщик вынужден: |
Реальный мир таков, каким он его представляет. |
Анализировать поведение партнера. |
Все действуют для достижения одних и тех же целей. |
Предполагать мотивы, побуждающие партнёров принимать те или иные решения. |
Факты говорят сами за себя. |
|
Приложение 1
Компетентность – это сочетание навыков, умений, знаний и способностей, необходимых для выполнения предписанной роли и решения определенной задачи. |
|
1. Поиск информации Собирает информацию самого различного характера и использует широкий набор источников для создания полной информационной среды при подготовке к принятию решения в организации. |
7. Влияние Использует различные методы (например, убедительные доводы, моделирование поведения, создание символов, образование клубов по интересам и привлечение других лиц), для того чтобы добиться поддержки идей, стратегий и ценностей. |
2. Формирование концепций Создает модели или формирует концепции, гипотезы или идеи на основе полученной информации. Осведомлен о масштабах событий, тенденциях и причинно-следственных связях благодаря анализу разнородной информации. |
8. Уверенность в себе Излагает собственную позицию по вопросам, без колебаний принимает решения, когда это требуется, и при необходимости берет на себя ответственность за себя и других, выражает уверенность в успехе принимаемых мер. |
3. Концептуальная гибкость При планировании и принятии решений определяет соответствующие альтернативы или многосторонние варианты, одновременно держит под своим наблюдением различные варианты и оценивает доводы "за" и "против". |
9. Представление Представляет идеи ясно, легко и интересно, так что другой человек (или аудитория) понимает, что он хочет сказать, эффективно использует невербальные коммуникации, а также наглядные пособия и технические средства представления информации. |
4. Общение с коллегами Использует прямые и наводящие вопросы, обобщение, перефразирование и т.д., для того чтобы понять идеи, концепции и настроения других; может понимать события, вопросы, проблемы, возможности с точки зрения других лиц. |
10. Ориентация на действия Разрабатывает задачи для команды, реализует планы и идеи, принимает ответственность за все аспекты ситуации. |
5. Ориентация на развитие Создает позитивный климат в коллективе, при котором его члены яснее осознают свои возможности и недостатки, а также обеспечивает наставничество, обучение и средства для развития с целью улучшения исполнительской деятельности. |
11. Ориентация на достижения Обладает высокими внутренними требованиями к качеству работы, ставит амбициозные, но достижимые цели, хочет сделать дело лучше, стремится быть более эффективным и действенным, соразмеряет достижения с целями. |
6. Управление взаимодействием Вовлекает других и может организовать группы сотрудничества, причем члены групп чувствуют, что их ценят, им доверяют и что у них имеются общие цели. |
|
2. Совместные интересы. Плывём ли мы в одной лодке?
ОБРАЗ – подвижное и эмоциональное представление о желанных будущих результатах, желанном будущем состоянии объекта
МИССИЯ – т.е. вариант обобщенных, публично обсуждаемых, доводимых до каждого переговорщика общих ценностей, является той политической, культурной частью ситуации, которая объединяет их для совместной работы.
Контур |
|
ЦЕЛЬ – формализованное зафиксированное представление об обязательных признаках будущего состояния объекта, будущих результатах деятельности ЦЕЛЬ – способ сосредоточить развитие ситуации в некотором предпочтительном коридоре и обеспечить это развитие ресурсами через процедуру планирования. Она определяет ценности, которых придерживаются все ее члены, фиксирует в качестве ориентиров потребности участников, которые должен удовлетворять результат переговоров. SMART – принцип оценки целей качества постановки целей.
Постановка целей.
Постановка целей предполагает решение нескольких вопросов:
v Формирование лестницы целей – определение личных, групповых целей, фирменных целей в организации.
v Ранжирование целей – определение приоритетности для личности группы организации достижения данной цели
v Формирование дерева целей – определение того, в какой последовательности реализуются второстепенные цели для достижения главной.
Переговоры – движение по контуру управления |
|
А. Планирование «цепочек результатов» переговоров v Организация дискуссии между участниками v Ознакомление с позициями и интересами партнёров v Нахождение аргументов или решения для коррекции интересов партнёров v Согласование и документирование итогов |
В. Разработка процесса переговоров v Выбор стратегии переговоров – движение к: v разумному соглашению – по содержанию переговоров; v дружественному соглашению – по межличностным отношениям; v Определение системы аргументации или вариантов решения; v Определение динамики отношений и техник коммуникации; |
С. Выбор индикаторов качества ведения переговоров v Межличностные отношения v Распределение спорных ресурсов |
|
4. Внешняя среда переговорного процесса
Влияние внешней среды может быть весьма разнородным. Влияние внешней среды приводит скорее к ограничению степени свободы в системе, чем к ее расширению и таким образом влияние внешней среды скорее ограничивает нашу свободу постановки и реализации целей. Чем удалённей внешняя среда от системы, тем меньше шансов оказывать влияние на неё и тем существеннее её ограничения.
Внешняя среда – дальняя сфера |
Внешняя среда – ближняя сфера |
Экран S – социальный. На нем рассматриваются крупномасштабные социальные события, происходящие вокруг переговорного процесса на уровне государства, региона, города. |
|
Экран T – технологический. На нем рассматриваются изменения технологий, например, обучения, связи, переработки отходов, в масштабе государства, региона, города, которые могут оказать влияние на переговорную ситуацию. |
|
Экран E – экономический. На нем рассматриваются экономические процессы, оказывающие влияние на переговорный процесс в масштабах государства, региона, города. |
|
Экран P – политический. На нем рассматриваются, влияющие на деятельность переговорщиков, политические процессы в масштабах государства, региона, города. |
Модель «шести рынков» – поле заказчиков переговорного процесса |
5. Принятие решений в ходе переговорного процесса
Проблема – негативно воспринимаемая текущая ситуация. Проблема формируется как неожиданный, нежеланный результат процессов развития (изменения) и содержит несколько взаимно связных задач, порожденных разными процессами. Согласованное решение данных задач, т.е. принятие и реализация решений, может позволить преодолеть кризис. Описание проблемы включает: описание зоны кризиса, описание тенденции развития события, прогноз возможных результатов. Для преодоления кризисной ситуации необходимы такие ресурсы как: финансовые, материально-технические ресурсы, власть менеджеров, технологии и бизнес-процессы, люди и время для реализации решений
Процесс принятия решения по Саймону |
Три принципа «мозгового штурма» |
|
Снятие психологических барьеров для совместной работы – роли или искусственные коммуникации. Рейтинговая оценка предлагаемых решений – «звезда» оценок. |
В распоряжении переговорщика есть три категории данных: факты, процессы, оценки. |
|
6. Результат переговорного процесса – ситуация изменения
Жесткая проблема или ситуация изменения подразумевает наличие конкретного оптимального решения для достижения определенного и хорошо понимаемого «будущего состояния». Подобные ситуации не связаны с высоким уровнем эмоциональной вовлеченности людей и в значительной степени предсказуемы.
Мягкая ситуация изменения существует тогда, когда «будущее состояние» плохо определено и перспективы (с точки зрения переговорщика) выглядят довольно расплывчатыми и запутанными. Подобные ситуации характеризуются высоким уровнем эмоциональной вовлеченности людей и высокой степенью непредсказуемости.
Люди и изменения
Люди в силу присущих им различий по-разному воспринимают границу между жесткими и мягкими ситуациями и соответственно по-разному к ним подходят.
Адапторы предпочитают стабильные и хорошо структурированные условия. Они предлагают такие способы выполнения работы, которые не разрушают существующую ситуацию.
Инноваторы, напротив, предпочитают неструктурированные и часто меняющиеся условия. Их подход состоит в переоценке и переопределении проблем и условий, в которых они возникли, и соответственно в получении неожиданных и с трудом воспринимаемых сначала решений.
Четыре причины сопротивления изменениям |
|
1. Эгоистический интерес. |
2. Низкий уровень готовности к изменению. |
3. Неправильное понимание и недостаток доверия. |
4. Различные оценки необходимости изменений. |
7. Аргументация – обращение к разуму
Цель аргументации – оправдать или опровергнуть, усилить или ослабить какое-либо мнение, убеждение. Аргументация предполагает разумность тех кто её воспринимает, она выражена в языке и имеет форму утверждений, основанных на мыслях, идеях, мотивах ит.д. Аргументация – производное от участника (наблюдателя) контекста и аудитории.
Виды достаточных обоснований |
||
Абсолютное обоснование (обоснование) – приведение убедительных или достаточных оснований в силу которых должно быть принято обосновываемое предложение. |
Сравнительное обоснование (рационализация) – система убедительных доводов в поддержку того, что лучше принять обосновываемое предложение, чем иное, противопоставляемое ему. |
|
«А» должно быть принято в силу «С». |
Лучше принять «А», чем принять «В» в силу «С». |
|
Три функции языкового высказывания |
Шесть употреблений языка |
|
Информативная – формулирование истинных и ложных утверждений |
Сообщение о положении дел (описание) |
|
Экспрессивная – выражение состояние сознания говорящего |
Попытка заставить сделать (норма) |
|
Эвокативная – оказание влияния на слушающего |
Выражение чувств (экспрессия) |
|
К. Бюлер |
Изменение мира словом (декларация) |
|
Три процесса человеческого моделирования: |
Принятие обязательств что-либо сделать (обещание) |
|
Обобщения – от опыта к классу опытов; |
Выражение позитивного или негативного отношения к чему-либо (оценка) |
|
Упущения – пропуск части опыта в речи; |
Дж. Серль |
|
Искажения – опыт представлен неточно во внутреннем переживании. |
|
|
Эмпирическая и теоретическая аргументация |
|
Эмпирическая аргументация – это аргументация со ссылкой на опыт. |
Теоретическая аргументация – это аргументация опирающаяся на рассуждения. |
Эмпирическая аргументация используется только для описательных утверждений. |
Ссылка на опыт для норм, оценок, деклараций – некорректный приём аргументации. |
Виды аргументации по содержанию |
|
Метод положительных ответов Сократа |
Метод перелицовки |
«Согласны ли вы с тем, что …» |
(по следам чужого доказательства) |
Метод расчленения |
Метод двусторонней аргументации |
«Я согласен с вами в том, что …» |
(сила и слабость собственного доказательства) |
Барьеры |
Я - высказывания |
Недоступность смысла, смещение акцентов |
Я чувствую _________________________ |
Несовпадение словарей, стратификация |
Когда ты _________________________ |
Несовпадение оценок, ассоциативные сети |
Потому, что ________________________ |
Защита от влияния, «свой – чужой» |
И я хотел бы ________________________ |
|
Так как мне важно, мне надо ____________ |
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.