Из-за кризиса компании экономят на медстраховании
Добавил i-Worker News 18 марта 2010 года в 10:17 в рубрики Экономика и бизнес, Личные финансы |
В 2009 году 11% российских компаний сократили бюджеты программ добровольного медицинского страхования (ДМС) сотрудников за счет отдельных категорий персонала, 24% — уменьшили стоимость полисов ДМС всем сотрудникам, 65% работодателей не пересматривали бюджет на ДМС, утверждают специалисты «Ренессанс страхование» и HeadHunter, опросив менеджеров 424 малых, средних и крупных компаний различных секторов бизнеса.
По данным «Эксперт РА» в 2009 г. объем рынка корпоративного страхования сократился на 6,3% и принес страховщикам 253,5 млрд руб. премии. Причем сильнее всего сократились сборы по добровольному медицинскому страхованию — на 7 млрд руб. Специалисты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) подсчитали: доля россиян, имеющих в 2009 г. полисы ДМС снизилась с 18% до 8,5%, т. е. более чем вдвое, причем большая часть потерь произошла по вине работодателей, которые обеспечивают до 80% рынка ДМС.
«Страховые сборы «Капитал Страхование» по программам ДМС в 2009 году сократились на 13%. Количество корпоративных клиентов по портфелю — примерно на 30%, количество застрахованных — всего на 7%, рассказал «Ведомостям» начальник Управления поддержки личных видов страхования ОАО «Капитал Страхование» Антон Абрамов. По его словам, все ушедшие клиенты — небольшие компании, по которым сильнее всего ударил кризис.
«Совсем отказаться от ДМС кризис вынудил в основном маленькие компании, — согласен с коллегой Сирма Готовац, исполнительный вице-президент Группы «Ренессанс страхование». Его компания оттока корпоративных клиентов не заметила: уровень пролонгаций остался на докризисном уровне, но сборы за год сократились на 7%.»Работодатели сокращали сотрудников, в чей соцпакет входит ДМС, и урезали сами программы, отказываясь от наиболее дорогостоящих опций и от обслуживания в престижных клиниках, — объясняет Готовац.
В компании «Миктортест» (системный интегратор) решено было предоставлять ДМС в зависимости от категории персонала. По словам директора департамента корпоративных коммуникаций Андрея Постникова, для 650 работников его компании разработана сетка из 4 грейдов (А, В, C и D). ДМС полагается первым трем грейдам.
По данным исследования HeadHunter, компаний, предоставляющих соцпакеты только отдельным категориям сотрудников, стало почти в два раза меньше, чем годом ранее. Причем, предоставлять соцпакеты отдельным категориям работников чаще всего склонны в компаниях общественного питания и бытового обслуживания (32%).
Из тех работодателей, кто вынужден был сократить бюджет за счет ДМС, 14% сделали это, сократив число застрахованных, 59% исключили из своих страховых программ дорогостоящие услуги и опции, а 27% — изменили перечень поликлиник. По результатам опроса, наиболее популярными в программах ДМС по-прежнему остаются поликлиническое обслуживание, госпитализация, скорая помощь, вызов врача на дом и стоматология. При этом «поликлиника», которая традиционно считалась основой ДМС, теперь включена в программы 88% (годом ранее — 92%). А такая услуга, как «госпитализация», напротив, показала рост на 12% (см. график).
По данным исследования HeadHunter, дифференциация программ страхования для различных категорий сотрудников и изменение условий программ позволили большинству опрошенных компаний сократить бюджет на ДМС на 10 — 20%. 38% участников опроса снизили бюджеты более чем на 20% (см. таблицу).
По данным бенчмаркинга системы управления персоналом КПМГ (2009 г.), расходы на льготы, в зависимости от сектора рынка, могут составлять от 5% до 25% всех расходов на персонал, причем ДМС — одна из самых дорогих составляющих пакета льгот. «Неудивительно, что именно за страховку взялись специалисты по персоналу, когда другие статьи сокращения издержек были исчерпаны», — замечает Антонина Красик, старший консультант группы по управлению персоналом и налогообложению физических лиц, КПМГ в России и СНГ.
По данным, которые были получены в ходе первого этапа бенчмаркинга многие компании старались сократить свои расходы на медицинское страхование сотрудников, проводя жесткие переговоры со страховыми компаниями, иногда с привлечением страховых брокеров, чтобы добиться более выгодных ценовых условий. Многие — сменили страховщиков. Некоторые пошли по пути изменения наполнения страховых пакетов — уменьшение количества поликлиник, набора услуг в пакете. Некоторые — даже на такую радикальную меру, как отказ от страхования экстренной госпитализации и заменили его депозитом. При этом выяснилось, что такой шаг часто ведет к увеличению расходов, а не к экономии.
По мнению Красик, благодаря кризису рынок стал более гибким: появилась возможность значительно улучшить стандартные пакеты, предлагаемые страховыми компаниями, сделав их более отвечающими нуждам и потребностям конкретной компании, при этом, не увеличив, или даже сократив расходы. «Иногда желаемого эффекта сокращения (или сохранения на прежнем уровне) затрат можно достичь, не меняя радикально ни количества застрахованных, ни наполнения пакета, — замечает она. — Но, прежде чем вносить изменения в программу медицинского страхования и рисковать демотивировать сотрудников, работодателям стоит четко сформулировать свои требования к страховому продукту».
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.