Нигерия выработала свой подход к кинобизнесу
Добавил i-Worker News 5 мая 2010 года в 10:45 в рубрику Экономика и бизнес |
Две трети населения Нигерии живет менее чем на доллар в сутки, тем не менее, по масштабам киноиндустрии эта страна занимает второе место в мире, согласно данным UNESCO. Нигерийский «Нолливуд», как его называют, обеспечивает стабильный поток экшн-фильмов и любовных мелодрам в Африке и за ее пределами.
Нолливуд — огромная индустрия, которую по числу выпускаемых фильмов вышла на вторую позицию после индийского Болливуда, незаметно для всего мира опередив Голливуд.
В этому году в Нигерии будет выпущено по меньшей мере 900 картин, то есть вдвое больше, чем в Голливуде, объем кинобизнеса оценивается в 200 млн долларов. И это в стране, где 70% населения по-прежнему живет на 1 доллар в день, считая большой удачей, если хотя бы два часа в сутки есть электричество, где сточные воды отводятся по открытым каналам прямо на улицах. Эта страна «знаменита» коррупцией, интернет-мошенничествами, проституцией и нефтью, но определенно не культурой кинематографа. Но есть продюсеры, которые решительно настроены на то, чтобы прославить Нолливуд во всем мире. Это касается, например, Диксона Ироегбу (Dickson Iroegbu), который намерен добиваться своих высоких целей, продвигая качество и творчество. Ироегбу хочет получить «Оскар» для своей страны. Таков его план, пишет Spiegel.
Мартин Оньемаоби (Martin Onyemaobi) — один из королей сегодняшнего Нолливуда. Его офис в районе Алаба не похож на офис, скорее, он напоминает маленький чулан, забитый неупакованными DVD, сложенными по 100 штук и перевязанными веревками. Оньемаоби объясняет, как работает отрасль: «Здесь начинается жизнь нигерийских фильмов, с этого калькулятора».
В среднем производство одного фильма в Нолливуде стоит 20 тысяч долларов. Для сравнения, в Голливуде речь идет о 100 млн долларов. «Я читаю сценарий, и если мне он нравится, начинаю считать». Оньемаоби уже профинансировал 50 картин, которые потом сам продавал в своем маленьком магазине, пишет Spiegel.
Государственных субсидий на производство фильмов практически нет, а если что-то выдается, эти средства, по мнению большинства, оседают в карманах высших эшелонов кинобизнеса. Сначала Оньемаоби заимствовал деньги в банках и у частных предпринимателей, но теперь, по его словам, у него достаточно собственного капитала. Он продает до 300 тысяч копий каждого фильма в год по 250 найр (1,20 евро) за штуку. За прошлый месяц было продано 50 тысяч дисков его очередного хита «Royal War».
У Оньемаоби выходит до 20 фильмов в год при минимальном бюджете от 6 тысяч евро на картину. Съемки ведутся с одной камерой, обычно продолжаются они примерно неделю, «кровь», например, рисуется кетчупом, используется дешевая компьютерная анимация.
Spiegel описывает автобус Mercedes кинопродюсера компаниии Divine Touch Productions Limited. Все, что внутри, представляет собой Нолливуд. «Весь мой фильм в этом автобусе», — говорит продюсер. 15 молодых актеров и ассистентов, привлеченных на две недели, HD-камера, оператор, режиссер, три осветительных прибора, микрофон, сумка Adidas с костюмами, электрогенератор, сумки с едой. И три звезды. «Все это обходится в 38 тысяч долларов, производство фильмов практически из ничего», — говорит продюсер.
Африка — огромный рынок, только в Нигерии живут 150 млн человек. Нигерийские фильмы продают и в другие страны, например, Гану, Сьерра-Леоне, ЮАР, а также в США, Англию и Германию, где они распространяются в африканских магазинах, там, где можно сыграть на ностальгии большой африканской диаспоры, пишет Spiegel.
Успех Нолливуда начался в 1992 году с фильма Living in Bondage («Жизнь в неволе»). Тогда, после нескольких лет военных переворотов, у кого-то наконец хватило решимости поставить вопросы, которые затрагивают рядовых граждан. Это картина о человеке, который попадает под влияние религиозного культа, картина о деньгах и черной магии. В то же время в фильме проводится линия, что новый капитал в Нигерии является следствием нечистого дьявольского промысла и источник социального неравенства и страданий населения. Это был определенный шаг в направлении освобождения, это была возможность высказаться. Сегодня едва ли найдется в Нигерии человек, который не знает этого фильма.
Вместо того чтобы показывать картину в дорогих кинотеатрах, продюсеры распространяли ее для домашнего просмотра, что открыло для них совершенно новый рынок. Люди собирались с семьями и соседями у одного-единственного телевизора и смотрели картину.
На пике активности, вскоре после окончания военной диктатуры в 1999 году, Нолливуд наводнял африканский рынок, выпуская до 2 тысяч фильмов в год. Творческим ядром нигерийской киноиндустрии стал район Сурулеле в столичном Лагосе. Это шумное злачное место, где живут, работают и отдыхают в свободное время актеры, дизайнеры костюмов и сценаристы.
Наряду с нефтяной промышленностью, Нолливуд является вторым крупнейшим сектором экономики по числу занятых. Кроме того, здесь есть свои звезды и свои красные ковровые дорожки, даже собственный вариант Оскара — награда Африканской киноакадемии. Сотни тысяч видеодисков VCD и DVD выставлены на полках у продавцов, фильмы транслируются и по телевидению. Голливудское кино в этой стране почти не играет никакой роли.
Ироегбу говорит, что не возьмется за очередной фильм до тех пор, пока не наберет 2 млн долларов. У него есть отличный сценарий, и он мечтает о серьезном масштабном проекте, а также о большом успехе, которого добился, например, южноафриканский фантастический малобюджетный боевик «Район №9». Он был снят за два месяца и стал хитом по кассовым сборам в США и даже в этом году претендовал на Оскар в четырех номинациях. «Если все пойдет нормально, мой фильм станет новым «Миллионером из трущоб», — передает Spiegel слова Ироегбу.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.