Покупатели подают в суд на московские торговые сети
Добавил i-Worker News 7 июня 2010 года в 14:20 в рубрики Общество, Экономика и бизнес, Личные финансы |
В магазинах Москвы фиксируется более миллиона нарушений ежегодно – обсчеты, обман потребителей, предоставление недостоверной информации о товаре, реализация продуктов с истекшим сроком годности и продуктов сомнительного качества. Таковы данные общества защиты прав потребителей «Общественный контроль».
При этом жалуются наши неизбалованные покупатели нечасто. В докризисное время в «Общественный контроль» обращалось всего по нескольку десятков возмущенных потребителей за год. Но в 2009-м количество их увеличилось на порядок, достигнув трех сотен, и, судя по началу этого года, число жалоб будет резко расти. Видимо, покупатели учатся отстаивать свои права. И, кроме того, в последнее время в Москве резко снизилось качество товаров и услуг.
Государство внесло в это свою лепту. Стремясь снизить в кризис нагрузку на малый и средний бизнес, оно законодательно сократило число проверок, отменило сертификацию на ряд продуктов... Однако послаблениями, рассчитанными прежде всего на маленькие магазины, немедленно воспользовались торговые сети. «Как только что-то интересное появляется в России для малого бизнеса, все это сразу почему-то проецируется на крупный бизнес, – говорит координатор по розничной торговле Всероссийского движения «За честный рынок» Роман Жигульский. – Например, те же проверки. Крупный бизнес не должен иметь таких преференций, должен контролироваться государством даже более жестко, чем это было до введения всех послаблений. Но крупный бизнес бизнесом вообще назвать сложно – это сплав политики, чиновников и предпринимателей».
На форуме «Общественного контроля» можно найти жалобы практически на все крупнейшие торговые сети Москвы. Вплоть до тех, кто позиционирует себя на продовольственном рынке как «магазины для элитных покупателей». При отсутствии контроля они бросились скидывать залежалый товар. «Недавно в супермаркете, куда я всегда ходила, мне попался йогурт с истекшим сроком годности, – рассказала «АН» покупатель Людмила Степанова. – Подозвала администратора зала, думала, он не знает. А тот только рукой махнул: «Посмотрите, там дальше нормальные». Теперь стараюсь покупать продукты в маленьких магазинах – они пока еще репутацию берегут и покупателя ценят».
«Общественный контроль» направил заявление в суд против двух крупных торговых сетей: «Седьмой континент» и «Перекресток» за вопиющие нарушения законодательства, угрожающие жизни и здоровью потребителей. В организации считают, что это лакмусовая бумажка – в зависимости от решения суда будет понятно, кому на Руси жить хорошо: продавцам или покупателям.
Проблема носит системный характер. «Сейчас на торговом рынке, особенно в крупных сетях, царит махновщина. Нет ГОСТов, нет техрегламентов – не разработаны за семь лет, нет проверок, нет сертификации продукции, – возмущен председатель «Общественного контроля» Михаил Аншаков. – В цивилизованных странах за любой просроченный продукт на полке просто закрывают магазин. И очень больших трудов и средств требуется для его открытия. У нас же нет мер воздействия, ведь штрафы, которые накладываются за нарушения, сетям заплатить нетрудно». Штрафы за некачественный товар составляют сейчас порядка 10–20 тыс. рублей.
В Роспотребнадзоре сообщили, что из-за принятия новых законов проверок теперь проводится в три раза меньше, чем раньше. «В плановом порядке мы можем провести проверку любой торговой точки только раз в три года, – объясняет представитель Роспотребнадзора. – А для того чтобы провести внеплановую проверку по жалобе гражданина, надо получить санкцию прокуратуры. Это очень непростая и длительная процедура – нужно доказать вред для покупателей. Вред можно доказать, лишь проведя проверку и изъяв в ее рамках товар для экспертизы. Получается замкнутый круг».
Недавно в столице была подписана «Декларация добросовестного партнерства участников потребительского рынка города Москвы». Необходимость в таком документе возникла, в том числе и из-за роста количества жалоб. «Оголтелая поддержка предпринимателя, которым недоволен потребитель, может привести к печальным результатам», – считает заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Владимир Слепак.
В декларации написаны правильные слова о «принципах честности и этичности по отношению как к потребителям, так и к своим коллегам, строгого следования действующему законодательству в своей профессиональной деятельности и правового просвещения граждан». Под документом стоят подписи представителей всех крупнейших торговых сетей, работающих в столице. Но, увы, автографы на декларации ни к чему их не обязывают.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.