Рейтинг@Mail.ru

    Арктика может стать одним из двигателей развития России

    Добавил i-Worker News 17 сентября 2010 года в 14:10 в рубрику Экономика и бизнес
    Арктика может стать одним из двигателей развития России
    Фото с сайта http://bp.blogspot.com

    Арктика не проклятие, а, наоборот, благословение России. Именно арктический регион больше других вовлечен в мировые экономические процессы и имеет все шансы стать одним из двигателей развития страны.

    В 90-е годы получил хождение тезис, что российскую Арктику осваивать невыгодно и неперспективно. Мол, экономические мотивы неочевидны, издержки велики, а«северный завоз» всего лишь источник доходов коррумпированных чиновников.

    Кто и почему все это выдумал, сегодня уже не так важно. Удивительно, однако, что у общества не оказалось достаточного иммунитета к этим измышлениям. Ведь именно с северных территорий начались в 90-е освоение современных технологий нефте - и газодобычи, обновление основных фондов, переход к значительному росту производительности труда, внедрение понятия «социальная ответственность», переориентация научной мысли на запросы реального сектора экономики.

    Как обустроить Арктику?

    В ходе идущей сейчас дискуссии об инновациях Арктике отводится далеко не ключевая роль. Общая логика такова: вот проведем модернизацию «у себя» - потом руки дойдут и до «северов», все равно там экономика не инновационная, а сырьевая. Здесь, однако, есть что возразить. На деле арктический регион больше других вовлечен в мировые экономические процессы и имеет все шансы стать одним из двигателей развития страны.

    Слова «рентабельность», «конкурентоспособность» или «энергоэффективность» для российского Севера не пустой звук, а очевидная вещь, от которой зависит выживание предприятия, отрасли, города.

    А ориентация экономики на экспорт (только в Мурманской области 40% производимой продукции вывозится за рубеж) и вовлеченность в глобальные транспортные коридоры побуждают серьезно следить за ситуацией на мировых рынках.

    Приведу лишь несколько примеров того, как российская Арктика может стать локомотивом инновационного развития.

    Самый известный - освоение технологий добычи углеводородов на шельфе. В Арктике сегодня сосредоточено 30% мировых неразведанных запасов газа и 13% нефти. По оценкам ученых, за счет усилий Норвегии, России, США и, возможно, Канады в 2040 -2050-е годы именно на шельфы арктических и дальневосточных морей будет перемещаться добыча нефти и газа, а во второй половине XXI века объем добычи углеводородов в Арктике будет сопоставим с Персидским заливом. Себестоимость приращения тонны запасов на арктическом шельфе нередко ниже показателей на суше, например на Ямале. Успех проекта освоения «Штокмана» должен показать, что Россия готова ответить на вызов времени, успешно внедрив современные технологии добычи.

    Второе направление - геологоразведка. Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов оценивается в $30 трлн, но разведано лишь на $1,5-2 трлн. В арктической зоне России добывается 100% алмазов, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, 98% платиноидов, 90% никеля, кобальта, хрома и марганца, 60% меди, 40% золота.

    Только при условии освоения современных методов геологоразведки и повышения эффективности освоения недр можно будет максимально задействовать потенциал Арктики и реализовать поставленную президентом Дмитрием Медведевым задачу - превратить Арктику в ресурсную базу России XXI века.

    Освоение современных технологий потребует и усиления внимания к научно-исследовательским разработкам. Здесь выделю три основных приоритета. Первый - переориентация инженерной мысли на разработку и внедрение современных технологий. Второй - коммерциализация исследований там, где это рационально. Например, геофизические экспедиции в Арктику способны дать прибыль за счет продажи российским и зарубежным нефтегазовым компаниям полученных геологических данных. Третья задача - сохранение экологической среды. Катастрофа в Мексиканском заливе показала, насколько велика цена ошибок.

    Чем серьезнее мы отнесемся к современным технологиям охраны окружающей среды, тем надежнее будем застрахованы от досужих разговоров про недопустимость любой экономической активности на Севере из-за угрозы окружающей среде.

    Сегодня Россия имеет все шансы перейти к цивилизованному экологичному освоению природной среды.

    Еще один вопрос, который невозможно обойти вниманием, - обеспечение энергоэффективности. Казалось бы, многие северные регионы столкнулись с другой проблемой - энергоизбыточностью. Но это вовсе не повод транжирить энергию. Наоборот, налицо необходимость искать новых потребителей, в том числе в Финляндии. Что касается теплоэнергетики, то она на 80% зависима от мазута, цены на который государством не регулируются. С учетом почти круглогодичного отопительного сезона приходится проводить модернизацию тепловых сетей, внедряя новые технологии из Дании и других скандинавских стран.

    Есть и другие инновационные задачи, которые осенью планируется рассмотреть во время Второго арктического мурманского форума. В их числе повышение конкурентоспособности рыбной отрасли, освоение современных технологий управления, повышение мобильности населения (сегодня люди ищут работу поближе к дому, хотя должно быть наоборот). Пора всерьез заняться проблемой среды обитания для коренных малочисленных народов. Повышение эффективности ведущегося ими хозяйства без разрушения традиционного уклада жизни позволит повысить уровень жизни и обеспечить более комфортные условия проживания.

    Северный морской путь: перезапуск

    Особый разговор о модернизации транспортной инфраструктуры. Напомню, что Северный морской путь в два раза короче альтернативных маршрутов. Дорога из Петербурга во Владивосток через Арктику составляет 14 тысяч км, через Суэцкий канал - 23 тысячи км, вокруг мыса Доброй надежды - 30 тысяч км. Северный маршрут сегодня выгоднее и по цене, и по безопасности. Об этом нелишне помнить на фоне пика активности морских пиратов. Значение морских перевозок растет и из-за снижения привлекательности других видов транспорта: железнодорожные тарифы неуклонно растут, а воздушные перевозки, как мы убедились весной, крайне уязвимы природными катаклизмами.

    Главные препятствия на пути развития Севморпути - сезонный фактор и упадок инфраструктуры.

    Сегодня климатологи моделируют два сценария развития событий. Первый -«оптимистический» - предусматривает продолжение глобального потепления, которое даст импульс круглогодичному развитию Северного морского пути. В этом случае инфраструктурная отсталость СМП станет главным препятствием к тому, чтобы использовать «подарок природы». Второй вариант - возобновление цикла похолодания. Но даже в этом случае возможности расширения Севморпути весьма велики. В декабре 2009 года Владимир Путин уже поставил задачу создания круглогодичного порта на полуострове Ямал. Было принято решение создать 10 современных баз по пути следования судов на СМП. Предстоит модернизировать дороги и деградировавшее авиасообщение. В сентябре запланирован экспериментальный рейс крупнотоннажного танкера с газовым конденсатом из Витино (Мурманская область) в порты Юго-Восточной Азии, который будет сопровождать атомный ледокол. Преимущество во времени по сравнению со всеми другими маршрутами составит как минимум неделю. Улучшить ситуацию должно и изменение подходов к строительству причальных сооружений. В Мурманской области стартовал проект «Другой берег» - сооружение гидротехнических сооружений поплавкового типа, которые более эффективны, нежели стационарные.

    Эксплуатация Северного морского пути рентабельна при условии, что объем грузоперевозок не будет ниже 4 млн тонн в год. Залог этого - создание современного ледокольного и транспортного арктического флота.

    Уже начато строительство нового атомного ледокола, который сможет заходить в порт Дудинка. До конца 2015 года планируется построить один универсальный атомный и три дизельных ледокола, а до 2020-го потребуется еще два новых атомных и три дизельных.

    Модернизация начинается с Севера

    Сегодня трудно найти отрасль экономики России, которая сможет функционировать без добываемых на севере ресурсов или производимой продукции. И проводить модернизацию в российской Арктике по остаточному принципу невозможно.

    В 90-е годы Север стал подушкой безопасности, с помощью которой российская экономика выжила в переходный период и развивается сегодня (только в Мурманской области за последние 8 лет валовой продукт вырос вчетверо!). Арктика - никакое не «проклятие» страны. Наоборот, именно Север может стать авангардом инновационного развития. Уровень социальной и экономической инерции и апатии здесь ниже, чем в других регионах, а настрой на создание новой экономики заслуживает активной поддержки.

    Оригинал: http://newsland.ru

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.