Чем полезен и опасен семейный бизнес
Добавил i-Worker News 28 сентября 2010 года в 10:37 в рубрики Общество, Личные финансы |
Начиная бизнес с родственниками, предприниматели часто не представляют, насколько серьезные испытания деньгами и властью им предстоят.
Многие успешные компании в развитых странах представляются собой семейные бизнесы и передаются по наследству из поколения в поколение. В Украине за 19 лет ее существования поколения владельцев смениться не успели, но самих семейных компаний уже довольно много. Как правило, пока это небольшие или средние бизнесы, в которых заняты все взрослые члены семьи. Прибыль предприятия обычно является основным источником ее доходов.
"Начинать бизнес с самыми близкими людьми, которым ты полностью доверяешь и интересы которых совпадают с твоими, -- совершенно логичное решение", -- считает Галина Федоренко, владелица небольшого колбасного цеха и нескольких магазинов. В этом предприятии помимо нее самой руководящие должности занимают ее муж и старший сын. Один курирует магазины, а другой занимается поставками. Младший сын в семейном бизнесе участия не принимает -- он выучился на юриста и уехал работать в столицу.
Управляет предприятием Галина Владимировна, в делах бизнеса муж ей подчиняется. По большому счету, она же является "движущей силой" и в семье, однако главой семьи считается муж. Такая ситуация -- типична, уверяют финансовые консультанты. "Должности и роли в семейном бизнесе должен распределять тот, кто является лидером в семье. В то же время этот вопрос должен обсуждаться совместно, на семейном совете. Часто используется такая схема, когда супруга управляет компанией, а ее муж является либо финансовым, либо исполнительным директором. Распределение ролей зависит исключительно от того, кто какими способностями обладает", -- раскладывает взаимоотношения по полочкам финансовый консультант Владимир Савенок.
Сор из избы
Но у всего есть обратная сторона. Особенно у "семейной атмосферы". Хуже семейных ссор могут быть только ссоры, перенесенные на производство. Пожалуй, одним из самых ярких примеров семейных конфликтов, перенесенных на бизнес, можно назвать вражду братьев Адольфа и Рудольфа Дасслер, вылившуюся в противостояние двух корпораций: Adidas и Puma. Братья поругались в годы Второй мировой войны из-за наследства -- обувной фабрики "Дасслер". Адольф основал Adidas, а Рудольф -- Puma. Они не разговаривали друг с другом до самой смерти, а вражда стала частью корпоративной культуры компаний -- их сотрудникам даже запрещались браки друг с другом. Сейчас, правда, Adidas и Puma думают объединиться, чтобы выдержать конкуренцию с лидером отрасли Nike.
"Вопрос семейного бизнеса напрямую зависит от уровня взаимопонимания в семье. Если изначально в семье нет единства, то совместный бизнес только усугубит ситуацию", -- отмечает психолог по семейным вопросам Наталья Михлина. Если семья крепкая, она может успешно пройти испытание бизнесом, хотя это совсем не значит, что удастся избежать трудностей. "Чтобы сохранить отношения в семье, в бизнесе их надо формализовать -- нужно составлять контракты с членами семьи и четко прописывать обязанности каждого, их ответственность и санкции, которые могут быть применены", -- советует г-жа Михлина.
Ведь у каждого члена семьи есть свои представления о том, как должен вестись бизнес, и не всегда эти представления совпадают. Поэтому созданное и подписанное соглашение поможет в будущем избежать недоразумений, расхождений во мнениях или "забывчивости" вашего партнера-родственника.
Осторожно, родственники!
"Семейственность" влечет за собой еще одну проблему для бизнеса. Во-первых, каждый из членов семьи автоматически претендует не просто на участие, а и на руководство. А, к слову сказать, ближайшие родственники -- не обязательно самые компетентные люди на свете. Не следует потакать желанию родственников занимать руководящие должности или другие позиции, требующие специальных знаний и способностей, если таковых не имеется. "Мой старший сын поначалу пытался "перетянуть одело на себя" и активно вмешивался в производство, хотя он по образованию не технолог и ничего в этом не понимает. К тому же, как я заметила, он был не слишком вежлив с персоналом. Пришлось найти для него такое занятие, в котором он эффективен -- теперь он курирует закупки", -- рассказала Галина Федоренко.
У этой проблемы может быть и другая сторона -- невозможность карьерного роста для младшего поколения семьи пока всем заправляют старшие. В западных семейных компаниях эта проблема часто решается просто: дети набивают себе шишки не на семейном бизнесе. Прежде чем занять руководящую позицию в родной компании, они набираются опыта в других предприятиях. Помимо всего прочего это позволяет привносить в семейное дело интересные подходы, "подсмотренные" у других.
Деньги в тумбочке
Формального подхода требуют не только взаимоотношения, но и финансы. В 2003 году семья Мальцевых (фамилия изменена) решила открыть магазин модной одежды. Дети к тому моменту были достаточно взрослые (18 и 20 лет), чтобы помогать родителям в бизнесе. Старт семейного предпринимательства облегчило наличие дополнительной недвижимости -- в собственности отца семейства было две квартиры. В одной из них семья и проживала, а вторая сдавалась в аренду. Под залог этой второй квартиры удалось взять в кредит $35 тыс. для развития бизнеса. В 2003 году эта сумма была внушительной и смогла покрыть все расходы семьи на аренду помещения для магазина, ремонт, закупку оборудования и товаров.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.