Рейтинг@Mail.ru

    Российская экономическая политика и Кудрин

    Добавил i-Worker News 13 октября 2010 года в 11:17 в рубрику Экономика и бизнес
    Российская экономическая политика и Кудрин
    Фото с сайта http://news4k.com

    Влиятельное экономическое издание «Euromoney» назвало министром финансов 2010 года вице-премьера российского правительства Алексея Кудрина. Дополнительную интригу в это событие вносит то обстоятельство, что этот журнал отдает лавры лучшего министра финансов Кудрину уже чуть ли не каждый год. Кстати говоря, я бы хотел уточнить, что речь идет о лучших финансистах развивающихся стран. Потому что истинные авторитеты, грубо говоря, и так находятся вне подозрений.

    Мотив этого решения только один — российский министр финансов сумел накопить Стабфонд. На самом деле, глупо повторяться на тему о том, хорошо это или плохо. Конечно, если бы мы просто так профукали нефтедоллары, заработанные в тучные годы, то ситуация, конечно, могла бы быть гораздо хуже. Сумма резервов, накопленных в суверенных фондах, на момент начала кризиса составляла где-то около $1,5 трлн. Приблизительно такова же была задолженность российских корпораций, за счет которой в значительной степени и обеспечивался этот рост резервов. В результате большая часть потраченных ресурсов пошла на то, чтобы перекредитовать задолженность российских компаний, которые в противном случае могли просто уйти за бесценок. Напомню, что они брали кредиты в иностранных банках.

    Проблема в том, что Кудрин не сделал практически ничего, чтобы обеспечить финансовые возможности российской банковской системы так, чтобы она могла напрямую кредитовать наши предприятия. Таким образом, фактически все наши «излишние» средства аккумулировались на счетах федерального казначейства США. Конечно, поскольку «деньги не пахнут», то можно сказать, что мы вывозили свои деньги в иностранные активы, за счет чего получали дешевый кредит для своих банков. То есть мы вывозили их бесплатно, а иностранцы потом нас дешево кредитовали, зарабатывая на этом маржу. При этом мы финансировали и огромный американский дефицит, и фактически западную банковскую систему, вместо того чтобы рефинансировать свою собственную.

    Конечно, просто взять и разбазарить эти нефтяные сверхдоходы было бы еще хуже. С этой точки зрения Кудрин молодец. Как говорится, снимаю шляпу. Хотя на самом деле он лишь выполнял волю политического руководства. Точнее говоря, он помогал политическому руководству выполнять свою волю. Но если этот «банкир» является лучшим, то мне очень жалко мировую банковскую систему. Скорее всего, он и правда не худший. Хотя поскольку речь идет о журнале «Euromoney», то надо отметить, что они просто меньше обращают внимания на азиатские банковские системы и ЦБ. Хотя ими была проявлена бОльшая творческая активность. Тоже не ахти какая, но, несомненно, бОльшая, чем у Кудрина.

    Россия в течение долго времени получала сверхдоходы, которые при грамотном использовании могли бы стать ее ресурсом для экономического рывка вообще и для структурного рывка в частности. Но Кудрин сделал все, чтобы эти средства не пошли на эти цели, а были сохранены в «кубышке». После этого в период плохой конъюнктуры он грамотно и аккуратно использовал эту «кубышку» для того, что закрыть возникшие дыры. Таким образом, мы получаем дурную бесконечность. То есть в условиях хорошей конъюнктуры мы не можем тратить деньги на осуществление экономического рывка (а не просто на поддержание латентного инерционного роста, который не позволяет нам сегодня преодолеть отставание России от ведущих экономик мира). А в период плохой конъюнктуры мы просто расходуем средства из этой кубышки. После чего, когда дела понемногу налаживаются, снова начинаем ее накапливать. И так продолжается до бесконечности.

    В общем, европейцы совершенно справедливо присваивают Кудрину этот приз. Потому что, с одной стороны, он поддерживает общую стабильность, не допуская каких-то эксцессов и проблем. А с другой стороны, он своей политикой эффективно препятствует тому, чтобы Россия имела хотя бы какой-то шанс догнать присуждающих этот приз товарищей в межстрановой экономической конкуренции. При этом с точки зрения стоящих перед ним задач министр финансов РФ полностью (профессионально, мировоззренчески и политически) соответствует тем задачам, которые ставят перед банковской системой те, кто его тестирует и премирует.

    Казалось бы, кроме Кудрина, есть много других лояльных к глобальной экономике финансистов, которые, тем не менее, таких призов не получают. Поскольку здесь требуется дополнительное искусство: в нефтегазодобывающей стране в условиях сверхблагоприятной конъюнктуры добиться того, чтобы эти средства не были потрачены каким-либо необычным образом. Чтобы страна не показала результатов, которые бы существенно отличались от результатов стран, не имеющих таких доходов. Это, конечно, искусство. Конечно, наша страна в период благоприятной сырьевой конъюнктуры имела достаточно хороший экономический рост. Но он в значительной степени был обеспечен высокими ценами на нефть. А с другой стороны, он был не больше (или и вовсе меньше) по сравнению с теми странами, у которых вообще не было никаких сверхдоходов. Как говорится, «спасибо товарищу Кудрину, поздравляю с юбилеем!».

    На собрании руководителей финансовых ведомств стран, входящих в структуры МВФ, наш министр финансов подчеркнул, что Россия в экономической сфере сегодня может похвастать большей определенностью по сравнению со многими другими странами. В принципе, Кудрин прав. У нас вообще 100% определенность. Потому что любая неопределенность вызывается шансами. А Кудрин — это как раз борец с шансами. Даже российские власти считали, что мы в момент кризиса упадем не так сильно. Так что первоначальный испуг был настолько силен, что они просто вцепились в такое счастье, как наличие Стабфонда, и благодарили Кудрина за то, что он сохранил эту соломинку. Потому что в этот момент было уже поздно думать про макроэкономику и какие-либо экономические новации — парень сохранил бабки, и молодец.

    Если западные специалисты по гаданию или «экономической сенсорике» не знают, что происходит с рынками (и поэтому у них сохраняется неопределенность), то в России никакой неопределенности нет. Потому что мы определенно будем колебаться вместе со всем глобальным рынком, но при этом с большей амплитудой. В России теперь можно вообще не заниматься экономической политикой или банковским регулированием. Достаточно просто отслеживать основные внешние индикаторы и ввести небольшие поправочные коэффициенты, и все будет ясно и так. То есть вы нам, ребята, даете свои основные показатели, а мы вам через десять секунд расскажем, что будет у нас.

    Михаил Леонтьев

    Оригинал: http://newsland.ru

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.