Рейтинг@Mail.ru

    Нефтяникам предложено компенсировать дефицит бюджета

    Добавил i-Worker News 27 октября 2010 года в 13:02 в рубрику Экономика и бизнес
    Фото с сайта http://beloil.by

    Для этого Минфин предлагает ввести с 2012 года налог на добавленный доход для новых нефтяных месторождений. При этом существующие сборы сохранятся, хотя и в несколько урезанном виде, а вот пошлины на экспорт нефтепродуктов тоже вырастут.

    По словам замглавы финансового ведомства Сергея Шаталова, введение новой системы может привести к росту экспорта нефти и уменьшению исходящего потока нефтепродуктов. "Финансовые Известия" решили разобраться, каким образом инициатива Минфина может сказаться на стоимости моторного топлива в стране. Отраслевые эксперты не исключают, что между нефтяниками должна возникнуть ожесточенная конкурентная борьба за доли на внутреннем рынке. Результатом этого может стать некоторое снижение цен на бензин.

    В министерстве считают, что инициатива может привести к росту экспорта нефти и уменьшению экспорта нефтепродуктов. И логично было бы предположить, что на внутреннем рынке станет больше нефтепродуктов и соответственно стоимость моторного топлива наконец-то пойдет вниз. Однако не все так просто. По словам директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-Капитал" Владимира Брагина, дополнительные налоги на нефтяные месторождения и экспортные пошлины на нефтепродукты могут дать несколько другой результат. Прежде всего это может вызвать сокращение добычи и рост экспорта нефти. "Следствием этого станут сокращение поставок на российские НПЗ и соответственно меньшие объемы выпуска нефтепродуктов. Более высокие экспортные пошлины приведут, конечно, к тому, что вначале НПЗ действительно будет более выгодно продавать продукцию на внутреннем рынке. С другой стороны, обе меры снижают рентабельность нефтепереработки. И единственный способ ее восстановления - увеличение цен на продукцию, продаваемую на внутреннем рынке. Так что если снижение цен на бензин в России и будет, то лишь временным", - отмечает собеседник "Финансовых Известий".

    Как считает замдиректора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company Алексей Козлов, предполагаемые меры, безусловно, будут стимулировать экспорт сырой нефти и сдерживать экспорт нефтепродуктов. Правда, это, по его словам, несколько противоречит декларируемому ранее курсу развития переработки внутри страны и ориентации на увеличение доли нефтепродуктов в общем объеме экспорта нефти и нефтепродуктов. При этом, считает эксперт, подобные меры вряд могут привести к заметному снижению цен на моторное топливо внутри страны. "Да и не в том цель введения этих мер", - говорит Алексей Козлов.

    Но цели и результаты могут сильно отличаться. Например, не исключен такой сценарий развития ситуации - снижение загрузки НПЗ внутри страны, рост доли экспорта чистого сырья в общем объеме экспорта нефти и нефтепродуктов, а также строительство новых заводов плюс увеличение загрузки мощностей за рубежом российскими нефтяниками за пределами России. "А это - потеря потенциальных налоговых поступлений в казну, несозданные рабочие места, по сути в коротком промежутке времени это приведет к увеличению поступлений в бюджет, однако в дальнейшем это может дать обратный результат", - полагает аналитик.

    Правда, есть и полярные мнения. Рассуждая об инициативе Минфина, старший аналитик "Арбат Капитала" Виталий Громадин считает, что после введения налога объективно привлекательность реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке повысится. "Если экспорт нефтепродуктов будет снижен, то нефтяникам придется задуматься о загрузке своих перерабатывающих мощностей. В таком случае для монопольных сговоров между компаниями по поводу поддержания внутренних цен на нефтепродукты уже не будет места. При введении ожидаемых законов о недискриминационном доступе к инфраструктуре хранения и реализации нефтепродуктов в регионах между нефтяниками должна возникнуть ожесточенная конкурентная борьба за доли на внутреннем рынке", - говорит он. Таким образом, в результате снизятся маржа нефтепереработки и соответственно цены на бензин.

    Однако в связи с тем, что механизм расчета ННД пока еще в стадии разработки, то, по словам экономиста "НИЦ ЕЭС" Джавада Агаева, сейчас сложно говорить о каких-либо экономических последствиях. "По всей видимости, налогообложению будет подвергаться прибыль, накопленная за время разработки месторождения. Ею может быть разница между доходами и расходами за все время освоения участка. Компании, по всей видимости, будут завышать издержки, дабы минимизировать свои налоги, что в конечном итоге будет сказываться на цене бензина. Не думаю, что данные меры приведут к избытку нефтепродуктов на рынке, так как ограничителями наращивания добычи нефти являются недостаток транспортных мощностей и ограниченность рынков сбыта, а не убыточность добычи нефти", - рассуждает собеседник "Финансовых Известий".

    Стоит отметить, что Сергей Шаталов заявил и о том, что Минфин также не исключает увеличения ставки экспортной пошлины на нефтепродукты со следующего года (ориентир, по всей видимости, 85-90% от пошлины на нефть). Хотя, как считает заместитель начальника аналитического отдела ИК "Грандис Капитал" Тимур Хайруллин, влияние повышения экспортных пошлин на уровень цен на бензин в России будет неоднозначным. "С одной стороны, привлекательность экспорта нефтепродуктов снизится и компании теоретически могут наращивать продажи бензина на внутреннем рынке, что в теории должно сбить цены. Но с другой - нефтяники будут стремиться компенсировать выпадающие доходы именно за счет внутреннего рынка. Более того, основу экспорта составляют продажи темных нефтепродуктов (мазут) и в гораздо меньшей степени бензин. Поэтому значительного роста предложения бензина на внутреннем рынке и падения цен ждать не стоит", - говорит Хайруллин. Он отмечает, что среди других, более долгосрочных последствий новых законодательных инициатив могут быть сокращение инвестпрограмм нефтяников в России и более активный выход на зарубежные рынки, где можно избежать избыточного налогообложения. "Именно это мы и наблюдаем в последнее время - "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", ТНК-BP и "Газпром нефть" все чаще приобретают активы в сегменте как добычи, так и переработки за пределами России", - констатирует эксперт.

    Татьяна Ростовцева

    Оригинал: http://newsland.ru

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.