В мире стартапов выживают лишь параноики, да и то везучие
Добавил i-Worker News 9 ноября 2010 года в 13:48 в рубрику Экономика и бизнес |
Набрел в поисках чего-то, уже не помню чего, на сайт – молодые люди рассказывают, как они написали наскоро в апреле 2010 года прототип софта на «Андроиде» на одном стартап-фесте, сделали команду, написали презентацию, на другой стартаперский фест пошли, на третий пошли, в фонд Rune пошли, в «Яндекс» пошли, всем понравились, инвестиции хотят... Бету обещали в октябре, правда уже ноябрь, а беты нет... Ладно, допустим, скоро будет. Ну, а что софт-то делает? Порылся-порылся и нашел описание:
«ePythia – сервис персонального планирования с возможностью привязать задачу к точке на карте, а не просто ко времени. Задача напомнит о себе в определенном месте: например, напоминание «Купить молока» придет за 50 метров до выбранного магазина».
Поздравляю, ребята. Вы только что выдумали популярное приложение Remember the Milk, у которого только и есть отличий, что оно доступно и на «айфоне-айпаде» с blackberry, функционал у него во много раз шире, ему скоро третий год, о нем кто уж только не писал, и юзеров у него – за 2 миллиона.
Вот так чуть-чуть поиска по «Гугль-маркету» могут сэкономить полгода жизни и некоторое количество денег. Оттого я и не люблю ходить на стартаперские конкурсы в жюри: презентуют тебе минут 15, а ты уже минут 13 знаешь, что у них в мире конкурентов штук 8, и все лучше...
Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – анализ конкуренции. На Руси стартаперы любят делать откровенные клоны, и часто даже не подумав, будет ли с них толк. Я делал продукт для глобального рынка, а потому клон делать не стал. Если бизнес-модель – еще куда ни шло – можно скопировать, то делать копию, притом неизбежно ухудшенную, уже успешного продукта для тех же потребителей – пустая трата ресурсов.
Перенести успешный на одном рынке продукт на другой, попутно выдав его за свой, иногда можно. Иногда же выясняется, что новый рынок требует другого продукта, иногда слегка другого, иногда радикально другого. С этого места имитация заканчивается и начинает инновация, а имитаторы оказываются в итоге у разбитого корыта.
Примеров таких было много и в Рунете. В 1999 году фирма Юрия Мильнера Netbridge, не щадя затрат, скопировала eBay под названием Molotok.ru. Результат вышел неудачный: в США eBay вышел в стабильные лидеры электронной коммерции, а российский аналог за все 10 лет так и не стал заметен. Мильнер с тех пор переключился на инвестиции в уже успешные интернет-компании, и преуспел в этом больше.
Два года назад на физтеховском инновационном конкурсе меня убеждали дать призовое место стартапу Roomix – в котором мой сосед по жюри Давид Ян узнал британский сайт MyDeco. Я отказался, Roomix с тех пор собрал много публикаций в прессе и блогах, 340 тысяч долларов инвестиций, 4500 пользователей – и тихо закрылся в мае 2010 года. На сайте написано про временные технические проблемы, но когда проблемы продолжаются полгода, ясно, что сайт больше не откроется. Надеюсь, основателей этот опыт хоть чему-нибудь да научил, а то ведь иные рунетчики десятилетиями делают один за другим «проекты», которые не приносят ни копейки и успешно закрываются по проедании всех денег очередного инвестора. Некоторые этим даже гордятся.
Выдумать что-то радикально новое – это, строго говоря, задача непосильная, да еще и невыполнимая. За слова, которые любят надменно произносить Учоныи старшего поколения «у этой разработки нет мировых аналогов», я б сразу применял административные взыскания. Если оно разработано – значит, аналоги есть. А если вам про них не говорят, перед вами либо невежда, либо жулик. Наткнуться на новинку можно, а вот сделать целенаправленно нельзя.
Наша мысль двигается по проторенному пути, качественный рывок она может в упор не различить. К тому же все компоненты нашей жизни связаны друг с другом: лампочка Эдисона требует электростанций, силовых линий, проводки в помещениях, выключателей... Часто для успеха нужна так называемая инкрементальная инновация – последний шаг к новому потребительскому свойству, часто бесстыдно использующий предыдущие чужие достижения.
К счастью, во времена интернета убедиться, что ты делаешь: новинку, инкрементальный шаг или копию – довольно просто. Слава богу, в поисковых машинах еще никто не под запретом (кроме китайцев, но в их культуре инновации понимаются преимущественно как точное копирование без авторских отчислений).
Юрий Аммосов
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.