Сергей Миронов вычислил справедливый максимум коммунальных трат
Добавил i-Worker News 23 ноября 2010 года в 11:03 в рубрику Общество |
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов предложил снизить планку максимально допустимых расходов семьи на оплату услуг жилищно-коммунальной сферы с 22% от совокупного дохода до 10%, как уже много лет принято в столице. Но большинство регионов не сможет пойти на такой шаг без многократного увеличения размера федеральных субсидий.
Семья должна платить не больше 10% совокупного дохода за услуги ЖКХ, считает Сергей Миронов. «Сегодня эта планка составляет более 20% от совокупного дохода семьи, и абсолютное большинство российских семей не в состоянии оплачивать неоправданно растущие услуги в этой сфере», — заявил он, отметив, что действующий уровень определен законодательно, но сейчас в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий снижение до предложенных им 10%.
Спикер Совета Федерации напомнил, что ранее планировалось постепенно ввести 100-процентную оплату услуг ЖКХ населением, но этот расчет оказался «несбыточным» и поэтому нужно находить разумные решения. Одним из таких выходов и должно стать снижение планки расходов на ЖКХ до 10% от семейных бюджетов.
Напомним, власти поставили целью довести оплату услуг ЖКХ населением до 100% в 2006 году (тогда население платило в среднем по регионам 82%) и собирались этого достичь в 2010 году. И вопреки тому, что Сергей Миронов посчитал такую цель несбыточным расчетом, в некоторых регионах давно уже достигнут этот показатель. Например, Татарстан перешел на 100-процентную оплату еще в 2006 году.
Как отметили BFM.ru в пресс-службе ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переход на 100-процентную оплату является часть реформы всей сферы ЖКХ. И он должен, в частности, способствовать уходу от перекрестного субсидирования. Однако в настоящее время ряду регионов сделано послабление, им разрешено оттянуть переход на 100-прцентную оплату до 2012 года.
Переход не означает, что цены на услуги ЖКХ прекратят расти. Так, рост регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и распределение) в 2011 году, по прогнозу Минэкономразвития, в среднем по России составит 12–14%, в 2012 году — 10–12%, в 2013 году — 10–11% (без перехода к RAB-методу).
В этом случае доля оплаты услуг ЖКХ в общих расходах населения, как подсчитали в министерстве, с 8% в 2009 году возрастет до 9,5% в 2012. Понятно, что это — «средняя температура по больнице», поскольку часть населения хронически недоплачивает по тарифам. Как заявлял в октябре Министр регионального развития России Виктор Басаргин, население должно предприятиям ЖКХ более 64,9 млрд рублей, а кредиторская задолженность организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, сегодня превышает 79 млрд рублей.
По всей видимости, предложение Сергей Миронова обусловлено желанием снизить число неплательщиков и переложить нагрузку на региональные и федеральные власти. Отметим, подобное уже на практике реализовано в Москве — бывший мэр Юрий Лужков был, пожалуй, наиболее яростным противником перехода на 100-прецентную оплату услуг ЖКУ. В столице в первом квартале 2010 города льготы по оплате услуг ЖКХ получали 3,67 млн человек, субсидии — 900 тысяч человек, а средний размер субсидии возрос на 200 рублей. Новый мэр Сергей Собянин ни единым словом пока не обмолвился об отказе от существующей системы льгот. Более того, он пообещал, что социальные выплаты в столице должны быть увеличены. И уже известно, что Москва увеличивает расходы бюджета следующего года на 100 млрд рублей, а дефицит ее казны возрастает в полтора раза — примерно до 146 млрд рублей.
Возможно, столица может себе это позволить, но регионы — вряд ли, если не будет увеличено соответствующее федеральное финансирование. В 2008 году федеральные власти выделили субъектам Федерации на эти цели почти 12 млрд рублей, к 2010 сумма была увеличена в разы, но дефицит вряд ли позволит наращивать эти траты в 2011 году.
«Маловероятно, что в нынешней бюджетной и экономической ситуации оплата услуг будет снижена до 10%, так как это означает многократное увеличение субсидирования», — комментирует BFM.ru предложение спикера Совета Федерации ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Михаил Черныш. — Но проблема даже не высоких тарифах, а в том, что сфера ЖКХ является абсолютно непрозрачной. Люди не получают тех услуг, за которые платят, и у них создается впечатление, что коррумпированные жилищные компании пытаются за их счет решить свои проблемы»
«В Москве и Чувашии, где бывший губернатор также проводил левоориентированную политику, практически 100% льготников получают субсидии. Но даже опыт этих регионов показывает, что дело не в планке как таковой. Даже при планке в 10% в столице оплата коммунальных услуг для многих семей является неподъемной», — заявила BFM.ru завкафедрой социально-экономических исследований ГУ ВШЭ Наталья Тихонова.
По ее мнению, невозможность платить за услуги ЖКХ является одной из самых тяжелых социальных проблем. Но сейчас многие граждане не могут физически и юридически собрать все необходимые для субсидии документы, так как для этого, например, надо представить справки о зарплате всех членов семьи. В том числе о доходах проживающих неизвестно где бывших мужей и т.д.
При этом проблема неуплаты в большей степени касается сельской местности, где даже нет жилищно-коммунальных услуг в привычном городском понимании. В местах скопления депрессивного населения, где есть усадьбы с многоквартирными домами, доля неплатежей доходит до 40–60%. «Там люди не платят и не собираются платить, считая, что дальше дома не пошлют. Поэтому это не только бюрократическая, но и содержательная и мировоззренческая проблема», — отмечает социолог.
По славам Натальи Тихоновой, на Западе существуют очень разные формы социальной поддержки, но там нет такой забюрократизированной системы сбора справок, за которой не видно конкретной ситуации. Но, например, в Великобритании, на коммунальном уровне налажен очень жесткий контроль нуждаемости, когда буквально раз в две недели в квартиру к малоимущей семье приходят и буквально заглядывают в холодильник. При этом местное сообщество в курсе доходов семьи, и в случае их явного увеличения соседи мгновенно об этом поставят в известность власти.
Отметим, что Москва уже является одним из немногих пока регионов, где начался всероссийский эксперимент по отработке перевода средств на оплату субсидий малоимущим семьям из бюджета на персонифицированные социальные счета граждан. В настоящее время аналогичная задача решается по переводу льгот.
Проблему в любом случае придется решать. «В любой популяции есть 6–8% людей, которые плохо поддаются социализации. Они не все алкоголики, но часто это многодетные семьи. Дети из этих семей не обязательно потом также будут плохо социализироваться, но если сейчас эти семьи начать выкидывать на улицу, то потом проблема с детьми точно возникнет», — заключила Наталья Тихонова.
Алексей Щеглов
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.