Европейцев волнует наличие свободного времени, а не только зарплата
Добавил i-Worker News 29 ноября 2010 года в 14:16 в рубрику Общество |
Если вы пришли на встречу со своим будущим боссом и вдруг простодушно поинтересовались: «А сколько вообще-то у меня будет свободного времени?» — в России ваш юмор вряд ли оценят. Увы, но мы опять безнадежно отстаем от Запада — на сей раз в области рационального использования профессиональных кадров. В Европе ценные специалисты на первой встрече с будущим работодателем первым делом оговаривают количество времени вне офиса, а не размер жалованья. И, как ни удивительно, это время они получают. Просто потому, что боссам это тоже выгодно.
Молодой чех Павел Сикора, который со школы слыл компьютерным гением, нашел на одном из сайтов объявление о вакансиях для IT-экспертов. Компания хотела отобрать пару-тройку молодых талантов для работы при штаб-квартире в Мюнхене. Павел, до этого работавший только в чешских фирмах, послал по мейлу заявление и резюме, и вскоре его вызвали на собеседование. По всем параметрам он подошел, и то, что на собеседовании поинтересовался, возможен ли вариант работы в удаленном доступе, немцев ничуть не удивило. В рабочем контракте Павла было лишь оговорено, как часто он должен встречаться со своим боссом в Мюнхене. 3—4 раза в месяц вполне устроило обе стороны...
Жесткая привязка к рабочему креслу в офисе — анахронизм. «Забудь про служебный мобил, ноутбук, автомашину от компании и 13-ю зарплату — эти банальные блага к рабочему столу никого уже не привяжут. Сегодня люди хотят, чтобы работа гармонично вписывалась в их личную жизнь, а не наоборот, как было раньше. И многие начальники к этим пожеланиям начинают прислушиваться», — поделилась Влада К., юрист одной крупной консалтинговой компании с отделением в центре Праги. Не слишком ли смело? Вполне нормально, считает социолог из Карлова университета Павел Кухач: «Тенденция такова, что вскоре не только самые ценные профи, но и все мы вместо высокой зарплаты будем в первую очередь просить у работодателя гибкость рабочего дня».
Правда, позволить себе выдвигать такие требования пока могут те, кто доказал профессиональную состоятельность. Самой же фирме дистанционное пребывание сотрудника даже выгодно, и не из-за того, что она экономит на местах в офисе, сколько потому, что увеличивается КПД работника. «У нас с недавних пор практикуется философия максимальной эффективности сотрудников: человек должен быть занят своим делом, а не профанировать загруженность, — рассказывает Вячеслав Ганцев, коммерческий представитель европейской компании, выпускающей высокотехнологичное стекло. — Если офис для этого не нужен, значит, можно от него отказаться. Проезд к офису и обратно — лишнее время, которое я могу потратить с большей пользой, если останусь работать дома. И начальство это прекрасно понимает. Это может быть один день в неделю или больше — зависит от ситуации. Единственный минус: тебя начинают доставать звонками 24 часа в сутки. И даже когда ты в отпуске, приходится быть постоянно на связи».
Впрочем, переход на свободный график работы может быть вызван и другими причинами. Так, в Европе сейчас пробуется на зуб новинка под названием jobsharing — это вариант, когда два специалиста сменяют друг друга вахтенным методом, а должность у них одна. Форма «два в одном» появилась не от хорошей жизни. Дело в том, что, когда несколько лет назад на чешский рынок вышли западноевропейские компании, им пришлось набирать талантливую молодежь и учить фактически с нуля. Фирмы инвестировали в новых сотрудников, и все бы хорошо, но... «Замуж пора, замуж», — осознала прекрасная половина сотрудников. «Мы прикинули, что так потеряем около 40 процентов своих работников. А отпуск по уходу за ребенком в Чехии длится четыре года. Караул! Найти на рынке новых способных специалистов все сложнее, поскольку самые головастые работают теперь в Брюсселе или Лондоне, а вовсе не в Праге», — комментирует Ольга Шведникова, начальник службы HR компании, выпускающей оборудование для здравоохранения. По ее словам, чтобы подготовить менеджера по продажам, уходит примерно год, и фирма вкладывает в это дело около четырех тысяч евро. Поэтому если, скажем, в филиале компании работает 100 человек, потерять даже двух-трех — слишком большая роскошь в нынешние времена жесткой экономии. Нашли соломоново решение: тем, кто ушел в отпуск по уходу за детьми и в лучшем случае вернулся бы на работу через четыре года, а в худшем — никогда, позвонил глава компании и, можно сказать, признался в любви: «Возвращайтесь на своих условиях: только скажите, сколько времени сможете проводить на работе, мы все устроим». После такого признания женщины, отсидевшие дома с ребенком год, с радостью согласились вернуться и делить свою должность со «сменщицей».
Специалисты считают, что наиболее подходящими профессиями для работы дома являются те, что связаны с операциями на бирже, созданием программ развития IT, продажами по Интернету, графическим дизайном, юридическими консультациями, не говоря уже о творческих профессиях (журналистах, писателях, дизайнерах). В то же время не секрет, что весьма непросто подобрать людей, способных мотивировать себя на работу, находясь при этом дома. «Давайте признаем честно, — комментирует руководитель одной некрупной фирмы, — очень много людей ходят в офис, но это не делает их эффективными сотрудниками. Если такие люди начнут работать дома, КПД их будет явно невелик». Что правда, то правда. Многие думают, что достаточно из домашнего офиса связаться со своим начальником по видеотелефону: «Вот он я, в полном порядке, не на пляже, а дома». Этого мало. И потому вполне возможно, что вскоре компаниям придется завести у себя систему «телеприсутствия» (это видеоэкраны с высоким разрешением и изображением в натуральную величину в сочетании с многоканальным Интернетом), позволяющую проводить телемосты со своими сотрудниками, работающими вне офиса.
Впрочем, даже если за нами не следит «глаз босса», с появлением новейших технологий мы и сами работаем когда угодно и где угодно, просто потому, что это удобно. Особенно рады классические совы, лучше соображающие ночью: писать свой отчет или текст доклада в уютном кресле куда предпочтительнее, чем зависать в офисе до утра.
Но Ульрих Бек, профессор социологии из Мюнхенского университета, предостерегает: «Гибкость рынка труда уже стала политической мантрой. Об этом только и говорят в последнее время. Правда, для каждого эта гибкость будет означать что-то свое. Для ограниченного числа специалистов, которые доказали свою незаменимость, гибкость будет означать свободу планирования своего рабочего дня. Для большинства же по-прежнему действует принцип: «Будьте удобны для своей компании».
Но кто сказал, что компании неудобно, когда сотрудник не болтает с коллегой в коридоре, а вкалывает дома?
Елена Зигмунд
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.