Как управляющие компании нарушают права жителей Москвы
Добавил i-Worker News 2 декабря 2010 года в 14:10 в рубрику Общество |
Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) направило официальное обращение в Генеральную прокуратуру и ФАС с просьбой остановить незаконное навязывание управляющими организациями договора по техническому обслуживанию квартирных приборов учета воды (ТО КПУ).
Эти действия были вызваны многочисленными жалобами горожан из-за обязательной оплаты навязанной и фактически не оказываемой услуги, которая в платежном документе значится как ТО КПУ. При этом стоимость этой услуги колеблется от 480 до 700 рублей в год. Общая сумма за год от всех жителей столицы достигает порядка одного миллиарда рублей. Следует отметить, что до конца 2012 года эта сумма может увеличиться в несколько раз, что ляжет дополнительным грузом на плечи граждан при оплате услуг ЖКХ, а также скажется на бюджете города Москвы по субсидированию ТО КПУ.
Навязывание услуги происходит следующим образом: представители УК требуют заключения договора на обслуживание счетчиков при их установке или замене. В случае отказа, они или отказываются вводить счетчики в эксплуатацию, или просто включают оплату ТО КПУ в единый платежный документ (ЕПД) без заключения данного договора, либо включают условия о ТО КПУ в обязательный для каждого собственника договор управления многоквартирным домом и договоры на водоснабжение.
Вышеупомянутые действия УК являются незаконными, поскольку противоречат ст. 16 закона «О защите прав потребителей», в которой говорится, что приобретение одних услуг запрещено обусловливать обязательным приобретением иных услуг. При этом договор на обслуживание счетчиков (ТО КПУ) не является обязательным в соответствии с требованиями ГК РФ и Жилищного кодекса РФ (п. 4, 7 ст. 155, ст. 162 ЖК РФ). Для собственников и нанимателей договоры управления распространяются только на определенный перечень услуг, который включает в себя коммунальные услуги или услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества, а ТО КПУ не относится к коммунальным услугам или услугам по содержанию и ремонту общедомового имущества.
Удивление вызывает и сам перечень операций, входящих в ТО КПУ, согласно которому вначале необходимо провести визуальный осмотр прибора, проверить наличие и целостность пломб. Затем очистить прибор от пыли, записать показания счетчика, проверить работоспособность водозапорной арматуры и наконец, проверить работу самого прибора. Необходимо отметить, что в случае необходимости проведения ремонта счетчика, то эта услуга не входит в ТО КПУ и будет оплачиваться отдельно. Вот и получается, что потребители оплачивают услуги организации, которая их же и контролирует. Кроме того, по словам жителей столицы, пользующимися счетчиками воды на протяжении уже нескольких лет, никто, ни разу не проверил их работоспособность или хотя бы очистил их от пыли.
Право на требование денег с потребителей, УК получили благодаря Постановлению Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. № 77-ПП «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы» и регламенту технического обслуживания от 26.09.09. Согласно данному Постановлению, управляющие компании получают исключительное право проводить на территории столицы операции по техническому обслуживанию.
Кроме того, в данном документе правительство Москвы предписало потребителю исполнителя работ, состав работ и порядок их оплаты, а также меры наказания за отказ от договора. Другими словами, за потребителя были решены те вопросы, которые являются исключительным правом только потребителя в силу принципа свободы договора (ч.1 ст. 421 ГК РФ) и при решении которых, запрещается административное вмешательство.
Зачастую, потребители даже не подозревают о нарушении своих прав со стороны управляющих компаний. Это связано с тем, что сведения о необязательном заключении договора ТО КПУ с УК не доводится до потребителей. Необходимой информации нет в информационных блоках ЕДП, нет и на стендах в здании ЕИРЦ.
Однако, в соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» в обязанности исполнителя входит предоставление потребителю всей необходимой и точной информации об услугах, обеспечивающую возможность их выбора.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.