Почему всего лишь 3% москвичей покупают в Интернете?
Добавил i-Worker News 28 декабря 2010 года в 10:46 в рубрику Общество |
В преддверии новогодних праздников главным развлечением москвичей становится шопинг. На покупку подарков у многих жителей столицы уходят все свободные вечера и выходные. Казалось бы, гораздо проще набрать в одной из поисковых систем интернета нужный товар, зайти на сайт компании, занимающейся онлайн-торговлей – и ехать никуда не надо, курьер все доставит сам. Но нет, москвичи стоят в бесконечных пробках, переезжая от одного торгового центра к другому. Тогда как интернет-продажи остаются Золушкой на этом празднике жизни. По данным PricewaterhouseCoopers, для торговых сетей доля продаж через интернет в Москве составляет не более 2–3%.
Почему так происходит? Вроде специфика московской жизни подталкивает и продавцов, и покупателей к электронной коммерции. Первые – экономят на арендных ставках, а вторые – время и деньги. Интернет сегодня доступен в Москве всем, а каждый платежеспособный покупатель имеет несколько пластиковых карт. Так что казалось бы нет никаких ограничений для электронной торговли – сплошные преимущества. При таких составляющих вроде стоило бы рассуждать о том, сколько еще протянет традиционный ритейл и через сколько лет закроются все торговые центры? Однако на деле интернет составляет конкуренцию традиционному ритейлу лишь в секторе продажи бытовой техники. Не намного выше доля онлайн-покупок и в странах Европы и США. Американцы через интернет делают лишь 7,7% покупок. В среднем по Евросоюзу онлайн-продажи занимают лишь 5,5%. Самым крупным рынком электронной коммерции в Европе является Великобритания – 9,5%.
Почему это происходит? Во-первых, интернет-шопинг лишен важнейшей составляющей – развлекательной. Сравните: «Я вчера на Оксфорд-стрит купила прекрасную кофточку от Ann Harvey» и «Я по интернету нашел самый дешевый плеер». Если в первом случае человек сообщает миру о своих увлечениях и статусе, то во втором – лишь демонстрирует собственную рачительность. Приобретая товар в интернете, покупатель лишен как общения (в поход по торговым центрам редко отправляются в одиночку), так и эмоциональной составляющий: «Понравилось!».
Кроме того, онлайн-шопинг далеко не всегда экономит время. Лишившись эмоциональной составляющей, покупатель ориентируется на цену и практические характеристики товаров. Чтобы составить впечатление о товаре, он вынужден штудировать различные обзоры и отзывы, потом, чтобы найти самый дешевый магазин, надо зайти на несколько сайтов. В конце концов, чтобы получить товар, нужно дождаться дома курьера. В итоге нередко случается, что традиционный шопинг не только приятнее, но и быстрее. В пользу интернет-продажи остается лишь один аспект – цена. Но это означает, что онлайн-торговля неизбежно превращается в низкомаржинальный бизнес с аскетичным сервисом.
Что касается России, то в нашей стране этот сервис пока чрезмерно аскетичен. Очень редко витрина российского интернет-магазина соответствует реальному положению на складе. Лишь единицы среди онлайн-продавцов способны обработать заказ в реальном времени. А кроме того каждый магазин вынужден содержать свою экспедиторскую службу и, пока федеральная почта остается непригодной для торговли, говорить о развитии онлайн-ритейла не приходится. По крайней мере, в перспективе ближайших 5–10 лет лидерство останется за традиционной формой торговли. И нам по-прежнему придется стоять часами в пробках, пытаясь купить подарки друзьям и близким.
Денис Соколов
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.