Утвержден план ликвидации госкорпораций без перспективы
Добавил i-Worker News 2 февраля 2011 года в 12:40 в рубрику Экономика и бизнес |
Власти снова активно взялись за госкорпорации. В СМИ пошли разговоры о неоправданном завышении зарплат менеджмента этих государственных структур и неэффективном расходовании ими госсредств. В понедельник появилось сообщение о том, что в отношении госкорпорации "Олимпстрой" возбуждено сразу шесть уголовных дел по факту фиктивного трудоустройства на различные руководящие должности, ущерб составил более 23 млн руб.
Вскоре стало известно о том, что президент "Олимпстроя" Таймураз Боллоев подал в отставку "по состоянию здоровья", и на его место тут же был назначен замруководителя аппарата правительства России Сергей Гапликов.
Отметим, что Боллоев – уже третий по счету руководитель корпорации, основанной в сентябре 2007 года. Причем, он продержался в кресле главы олимпийской стройки несколько дольше двух своих предшественников – почти полтора года.
К примеру, его предшественник, бывший мэр Сочи Виктор Колодяжный встал у руля госкорпорации в апреле 2008 года, но уже через год подал в отставку и попросил о переводе на работу, "связанную с постоянным пребыванием в Краснодаре". А до него "Олимпстрой" возглавлял бывший руководитель компании "Транснефть" Семен Вайншток, и тоже около года.
Вообще, вопрос о дальнейшей судьбе госкорпораций сейчас стоит как никогда остро. На совещании по модернизации президент Дмитрий Медведев выразил недовольство тем, что они не тратят деньги на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки или финансируют НИОКР "по остаточному принципу". Он заявил, что не исключает увольнения руководителей тех госкомпаний, которые не выделяют достаточно средств на финансирование НИОКР, и заметил, что, по его мнению, не надо никого принуждать заниматься модернизацией, "нужно просто людей поменять".
И "перемены" не заставили себя долго ждать: глава ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Алексей Федоров был отправлен в отставку, а на его место тут же назначен Михаил Погосян, который до этого занимал пост вице-президента ОАК и генерального директора корпорации "Сухой". Как сообщил помощник президента Аркадий Дворкович, в дальнейшем не исключены отставки руководителей и других государственных компаний и корпораций.
Тем временем, на днях появилось сообщение о том, что Минэкономразвития разработало проект создания новой организационной формы для госкорпораций Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и Внешэкономбанк (ВЭБ), которые могут получить статус "юридических лиц публичного права".
Напомним, что Медведев еще в декабре 2009 года в своем послании Федеральному собранию назвал госкорпорации "бесперспективными", и дал поручение премьер-министру Владимиру Путину подготовить предложения о преобразовании их "в организации других правовых форм". В его поручении, в частности, говорится о том, что "отсутствие должного контроля за деятельностью госкорпораций в ряде случаев приводит к неэффективному использованию переданного им государственного имущества".
Дело в том, что по существующему законодательству, госкорпорации не имеет права контролировать практически ни один из государственных надзорных органов. Даже Счетная палата не может потребовать отчета об их деятельности. Госкорпорации также не обязаны публично отчитываться о результатах своей работы, они создаются федеральным законом, дающим им особые полномочия и условия. Их руководитель назначается президентом, а менеджмент подчиняется правительству. Однако собственность таких корпораций, то есть выделенные им бюджетные деньги автоматически перестает быть государственной – тоже в соответствии с законодательством.
Госкорпорации появились в России в 2007 году, всего их было создано восемь. "Олимпстрой", который отвечает за подготовку Сочи к проведению Олимпиады-2014. АСВ, обеспечивающее возмещение потерь вкладчиков после банкротства банков, конкурсное управление проблемными банками, а также ведение реестра системы страхования вкладов. Фонд содействия реформированию ЖКХ, отвечающий за финансирование региональных проектов ЖКХ. "Ростехнологии", занимающиеся разработкой, производством и экспортом промышленной продукции. "Росатом", объединяющий атомные электростанции страны. ВЭБ, за которым закреплены Фонд национального благосостояния, обслуживание внешнего долга России, управление средствами Пенсионного фонда, выделение кредитов российским экспортерам. "Роснано", отвечающее за финансирование проектов в области нанотехнологий. И госкомпания "Автодор", выступающая в роли заказчика при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог.
Сначала упразднить госкорпорации, как форму юридических лиц, еще весной 2009 года предложил президентский Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Идея содержалась в проекте "Концепции развития законодательства о юридических лицах", подготовленном по поручению Медведева и впоследствии им одобренном. Президент предложил использовать при реорганизации госкомпаний две организационно-правовые формы – фонд и открытое акционерное общество (ОАО). По его словам, такая форма как госкорпорация должна существовать только в период выполнения конкретной задачи по распределению средств.
В конце декабря 2010 года госкорпорация "Роснано" была преобразована в ОАО, а затем, 29 декабря, премьер Владимир Путин утвердил "План-график мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и государственной компании "Автодор". В правительственном "плане-графике" подготовка законопроекта о юридических лицах публичного права стоит первым пунктом, исполнителями назначены Минэкономразвития и Минюст. Проект должен быть внесен в правительство в третьем квартале нынешнего года, а в четвертом квартале – в Госдуму. В итоге, АСВ и ВЭБ должны стать юридическими лицами публичного права уже в 2012 году.
По мнению аналитика компании "Риком Траст" Олега Абелева, одной из главных причин спешного реформирования госкорпорации АСВ является то, что ФСФР планирует создать на ее базе аналогичную службу, которая страховала бы участников фондового рынка. Но если такая служба будет создаваться, агентство должно стать публичной коммерческой компанией. Однако АСВ решает задачи по стабилизации банковской системы страны в периоды "форс-мажора", а коммерческая организация, в отличие от госкорпорации, рискует серьезно пострадать в случае финансового кризиса. Поэтому агентство не вписывается в формы юридических лиц, предусмотренные существующим законодательством, и для него нужна специальная форма, учитывающая наличие властных полномочий.
С госкорпорацией ВЭБ дело обстоит гораздо проще, она была создана для обслуживания внешнего долга страны, управления средствами Пенсионного фонда и выдачи кредитов российским экспортерам. В ней также размещены деньги Фонда национального благосостояния. С внешним долгом все понятно – он неуклонно сокращается и, видимо, скоро, по замыслу чиновников, сойдет на нет. С деньгами "молчунов" Пенсионного фонда тоже самое – их принудительно передали частным управляющим компаниям. Кредиты отечественным экспортерам уже давно выдают зарубежные банки. А с Фондом национального благосостояния, при таком-то бюджетном дефиците, по оценкам экспертов, будет покончено уже к середине следующего года. В общем, госпроект "ВЭБ" можно смело акционировать.
С "Ростехнологиями" Сергея Чемезова все не так просто – на них "висят" предприятия с реальными работниками. Корпорации передано более 480 отечественных предприятий, множество НИИ, конструкторских бюро, несколько пансионатов в Сочи и даже Щербинская типография. Всего около 100 предприятий гражданских отраслей, а остальное – предприятия оборонно-промышленного комплекса. Поэтому непонятно, каким образом можно акционировать "Ростехнологии", если четверть их активов является предприятиями оборонной промышленности, которые, по определению, никакой открытости не подлежат. По мнению экспертов, тут тоже нужно определяться с формой. Например, нормальная форма оборонных производств – это федеральные государственные унитарные предприятия, а другие предприятия "Ростехнологий", например, автомобильные и авиационные, должны быть открытыми. И как это все объединить – непонятно.
Однако практически все эксперты согласны с тем, что за госкорпорации пришло время взяться всерьез. По замыслу президента, госкорпорации, работающие в промышленности, нужно преобразовать в акционерные общества. Но насколько это будет эффективно?
"Вместо госкорпораций государство предлагает создать акционерные общества. Но любая попытка создания подобных крупных производств бессмысленна, если не будет решен вопрос контроля инвестиционных ресурсов и заказа на их продукцию, – считает гендиректор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степан Сулакшин. – К примеру, создали Объединенную авиастроительную корпорацию, но, при этом контроля за использованием выделенных ей государством средств практически нет, да и ответственности за полученный результат она не несет. В законодательстве заложены специальные приемы, чтобы такой контроль исключить. При этом создатели корпорации не озаботились вопросом о том, кто будет ее заказчиком. Государство от этого устранилось, а зарубежного заказа, из-за проблем конкурентоспособности, ждать особо не приходится. Возникает вопрос, для чего тогда вообще нужны такие объединения?".
В общем, вопросов в этом деле пока гораздо больше, чем ответов. Но в любом случае, по замыслу чиновников, к 2015 году в России не должно остаться ни одной госкорпорации. "Автодор", как и "Роснано", станет открытым акционерным обществом в 2013 году, "Олимпстрой" будет ликвидирован по завершении стройки в Сочи. Вот только судьба "Ростехнологий", "Росатома" и Фонда содействия реформированию ЖКХ пока еще не ясна.
Олег Гладунов
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.