Аптеки в 2010 году оказались на грани выживания
Добавил i-Worker News 8 февраля 2011 года в 14:33 в рубрику Экономика и бизнес |
В 2010 году россияне существенно экономили на лекарствах, к тому же государство ужесточило политику на фармрынке. В результате цены на лекарства в среднем упали на 2%, а аптеки фактически оказались на грани выживания.. Но в нынешнем году всем будет полегче: покупатели вернутся в аптеки, а цены если и повысятся, то скорее на косметику, чем на лекарства.
По итогам 2010 года объем коммерческого розничного сектора российского фармацевтического рынка по количеству проданных упаковок составил 4,4 млрд. упаковок и достиг 404,5 млрд рублей ($13,3 млрд или 10 млрд евро), подсчитал Центр маркетинговых исследований (ЦМИ) «Фармэксперт». По сравнению с 2009 годом объем аптечных продаж количественно вырос на 11%, а по стоимости- на 13% в долларах США и на 19% в евро. В рублях рост не столь впечатляющий- 9%.
По данным «Фармэксперта», средняя розничная цена в аптеках по итогам года составила 92,1 рубля за упаковку, что на 2% меньше аналогичного показателя в предыдущем году. Основной причиной снижения средней цены, по мнению аналитиков центра, стало внедрение государственного механизма регулирования цен на жизненно важные и необходимые лекарственные препараты (ЖНВ ЛП). Средняя цена за лекарства в группе ЖНВ ЛП снизилась на 10% по отношению к прошлому году и составила 85,6 рублей за упаковку, а в группе прочих лекарств увеличилась на 2% и составила 95,6 рублей за упаковку.
«Мы расцениваем изменение цен, как реакцию на действия государства,- пояснил GZT.RU результат руководитель департамента аналитических исследований „Фармэксперта" Николай Беспалов,- Бизнес-решений или событий такого масштаба на рынке в 2010 году не было, экономическая ситуация тоже была предсказуемой». Больше всего выросли цены в группе косметических товаров, БАД и медизделий».
Однако не все аналитики полагают, что на снижение цен повлияли лишь государственные решения . «Более всего на цены повлияло укрепление рубля,- считает директор компании Cegedim Strategic Data в России, председатель совета по здравоохранению при общественной организации „Деловая Россия" кандидат фармацевтических наук Давид Мелик-Гусейнов.- Государство же только заморозило рост цен на препараты, входящие в Перечень жизненно важных лекарственных средств».
Директор компании Cegedim Strategic Data в России, председатель совета по здравоохранению при общественной организации «Деловая Россия» кандидат фармацевтических наук Давид Мелик-Гусейнов Источник: общественная организация «Деловая Россия»
Директор компании Cegedim Strategic Data в России, председатель совета по здравоохранению при общественной организации «Деловая Россия» кандидат фармацевтических наук Давид Мелик-Гусейнов Источник: общественная организация «Деловая Россия»
В DSM-group аналитики полагают, что цены c окончанием кризиса просто вернулись к уровню декабря 2009 года. «Снижение цен на коммерческом рынке составило осенью 1,7%, а по Перечню ЖНВЛП- 2,1%. "Население в 2010 году меньше ходило в аптеки, объем продаж уменьшился, прибыли упали практически до нуля и аптеки оказались на грани выживания,- комментирует директор по исследованиям DSM Group Сергей Шуляк.- Аптеки пытались выжить за счет продаж косметики и БАД, медизделий, наценки на них повысились, но их и покупать в 2010 году стали существенно меньше".
Но провалы на фармрынке нивелируются в 2011 году, полагают аналитики: уровень продаж в аптеках восстановится и превысит объемы 2009 года. При этом цены повышаться все равно будут: «Внутри перечня ЖНВ ЛП- на размер инфляционных ожиданий, который Министерство экономики определило в 8%»,- говорит Сергей Шуляк. «А на косметику и БАД могут повыситься до 10-15%»,- полагает Мелик-Гусейнов. На фармрынке, если производитель повысил цену на 2-3%, то в рознице этот рост обернется уже 10-15% за счет товаропроводящих цепочек, поясняет аналитик. В 2011 году существенно выросли тарифы на энергетику, коммуналку, фонд оплаты труда, так что все это неизбежно скажется на цене товара.
Ирина Власова
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.