Рейтинг@Mail.ru

    Нефтяные маневры Баку: опасный поворот

    Добавил i-Worker News 8 февраля 2011 года в 16:05 в рубрику Экономика и бизнес
    Нефтяные маневры Баку: опасный поворот
    Фото с сайта http://podrobnosti.ua

    Соглашение правительства Азербайджана и кабинета министров Украины о поставках азербайджанской нефти по нефтепроводу «Одесса–Броды» в Белоруссию, подписанное в конце января, может затронуть большинство стран СНГ. Кроме того, для Киева подписанное соглашение как минимум неоднозначно по последствиям, а возможный неудачный выбор маршрута грозит Баку серьезными экономическими проблемами.

    Сомнения по поводу возможности Баку обеспечить ежегодные поставки 4 млн тонн нефти, заявленных в соглашении, возникли у экспертов сразу после его подписания. Ведь Азербайджан в течение последних лет не в состоянии выполнить в полном объеме обязательства по прокачке 5 млн тонн нефти по маршруту «Баку – Новороссийск». Белоруссия же может оказаться не самым надежным потребителем: конфликты правящей элиты этой страны с ЕС и ограниченность финансовых ресурсов изначально создают вокруг проекта неблагоприятный контекст.

    Почему Азербайджан настойчиво стремится закрепиться на рынке Белоруссии? Прежде всего, поставка нефти в эту страну способна открыть для Азербайджана рынок Латинской Америки и США. Схема проста. Между белорусской, венесуэльской и азербайджанской сторонами достигается договоренность о принятии системы swap, которая позволяет поставлять азербайджанскую нефть в Белоруссию, а венесуэльскую нефть в Южной Америке — компании SOCAR (государственная нефтяная компания Азербайджана). Минск уже успел убедиться, что поставки из Венесуэлы напрямую слишком затратны из-за колоссального по длине маршрута.

    Интерес Баку к поставкам нефти на рынок Белоруссии может быть также обусловлен выходом SOCAR на украинский рынок в качестве розничного продавца нефтепродуктов. Белоруссия является наиболее крупным экспортером нефтепродуктов в Украину, официально поставляя около 2 млн тонн переработанного сырья ежегодно. Это около половины общего объема украинского экспорта нефтепродуктов. У белорусских компаний мощное лобби в украинском правительстве и Верховной раде. В январе SOCAR открыла сеть автозаправочных станций в Украине, которую планируется значительно расширить в течение пяти лет. А выход на розничный рынок Украины – на белорусских нефтепродуктах — создает азербайджанской компании возможности дальнейшего продвижения на рынки европейских стран.

    Однако желание Киева загрузить нефтепровод «Одесса–Броды» может сыграть злую шутку с нефтеперерабатывающей отраслью страны. Увеличение импортных поставок белорусских нефтепродуктов значительно снижает конкурентоспособность украинских НПЗ. Работа Одесского НПЗ уже приостановлена, Лисичанского – на грани остановки. Если НПЗ в обозримой перспективе не заработают, рост цен на нефтепродукты на Украине неизбежен. Это отвечает интересам SOCAR, занимающейся их реализацией, известной украинской группы «Приват» и белорусских поставщиков, но прямо противоречит национальным экономическим интересам Украины, а главное – угрожает кошелькам жителей страны.

    Белорусской элите, идущей на сделку с Азербайджаном, надо ответить на простой вопрос: сможет ли Азербайджан гарантировать поставку 4 млн тонн нефти? Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко, комментируя подписание соглашения о транзите азербайджанской нефти, заявил, что объемы прокачки могут быть увеличены даже до 12 млн тонн.

    Это откровенно маловероятно. Ведь регулярное невыполнение Азербайджаном обязательств по прокачке 5 млн тонн нефти по нефтепроводу «Баку–Новороссийск» известно всем. В течение последних лет Азербайджан поставил по маршруту в два раза меньше необходимого — лишь 2,5 млн тонн в год. Ежегодные убытки компании «Транснефть» оцениваются примерно в $40 млн.

    Сага о тарифах: что дешевле на самом деле?

    Основными экспортными маршрутами Азербайджана являются нефтепроводы «Баку–Тбилиси–Джейхан» (БТД) имени Гейдара Алиева, «Баку–Супса» и «Баку–Новороссийск». По железной дороге в черноморские порты Грузии гипотетически также можно экспортировать до 20 млн тонн нефти в год.

    Для готовящейся транспортировки нефти в Белоруссию Азербайджан предпочел выбрать маршрут «Баку–Супса». Такая позиция объясняется просто: тариф на транспортировку по трубе «Баку–Новороссийск», составляющий $15,67 за тонну, в несколько раз выше тарифа на прокачку по маршруту «Баку–Супса». Однако дело не только в том, что и тариф, и объемы прокачки регламентируются межгосударственным соглашением Азербайджана и России, находятся в компетенции внешнеполитических ведомств двух стран (а любой МИД, в том числе и российский, – довольно бюрократическая организация).

    Дело и в том, что в строительство 835-километрового нефтепровода «Баку–Супса» Азербайджанская международная операционная компания (AМОК) вложила $590 млн, в то время как на реконструкцию 231-километрового азербайджанского участка трубы «Баку–Новороссийск» было потрачено всего $50 млн. Проще говоря, $15,67 за тонну нефти, транспортируемую по нефтепроводу, в который Азербайджан вложил минимум средств по сравнению с другим маршрутом, не такая большая цена. При этом тариф в $3 за прокачку нефти от Баку до порта Супса действует лишь для компаний-участниц строительства нефтепровода. Для тех компаний, которые не вкладывали средства в его реализацию, тариф может составлять не менее $14. Аналогичная ситуация складывается и в отношении тарификации на другом экспортном маршруте Азербайджана, «Баку–Тбилиси–Джейхан» (БТД). Так, в прошлом году казахстанская компания «Тенгизшевройл» даже приостановила поставки нефти по БТД из-за неудовлетворенности величиной тарифа.

    При этом транспортировка по «Баку–Супса» и БТД сопряжена с проблемами безопасности и с экологией. Маршрут нефтепроводов проходит по территории Грузии – страны с нестабильной политической ситуацией. Самый протяженный участок БТД пересекает Турцию с северо-востока на юг. На этом отрезке за время работы нефтепровода несколько раз совершались диверсии и подрывы. Кроме того, трассы «Баку–Супса» и БТД проложены в зонах с высокими геологическими рисками. Так, оползень в ноябре 2006 года снес 1 км нефтепровода «Баку–Супса» и остановил экспорт азербайджанской нефти. Трасса БТД вообще проходит по Боржомскому заповеднику. В случае аварии на нефтепроводе и разлива нефти пострадают не только запасы уникальной минеральной воды — всей природе Боржомского ущелья будет нанесен серьезный ущерб.

    Очевидно, Азербайджан не станет отказываться от традиционного маршрута «Баку–Новороссийск». Тем более что этот нефтепровод может принять практически всю нефть, которую Азербайджан планирует поставлять в Белоруссию.

    Однако для заполнения нефтепровода есть другие поставщики. Серьезные региональные игроки используют, прежде всего, именно трубу «Баку-Новороссийск». Так, Казахстан, нефтяные запасы которого не сопоставимы с азербайджанскими, осознает приоритетность этого направления. Использовать маршрут «Махачкала–Новороссийск» (технологически это та же труба, что и «Баку-Новороссийск») собирается ЛУКОЙЛ. Устойчивый интерес к маршруту проявляет Туркмения.

    Но диверсифицированному, «для всех», использованию нефтепровода «Баку-Новороссийск» мешает фактически не исполняемое официальным Баку межгосударственное соглашение с Москвой. Разрыв этого соглашения будет означать отказ Азербайджана от использования маршрута. Такой отказ вполне способен высвободить мощности нефтепровода «Баку-Новороссийск» для всех нефтяных компаний Каспия. И тогда нефтяные компании потеряют мотивацию для заполнения БТД или трубы «Баку-Супса» по нынешним тарифам.

    Кратчайший путь из пункта «А» в пункт «Б» — прямая. Гипотетический путь «из азербайджанцев в белорусы» прямым никак не назовешь. Маневры Баку, очередной шантаж от Лукашенко, удовлетворение частных интересов в Украине – слишком сложная композиция для реального проекта. Она может привести только к перенапряжению ресурсов и потерям. Между тем, уже есть и работает реальный маршрут. И все знают, какой.

    Дмитрий Орлов (генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, главный редактор портала «Восточный нефтепровод»),

    Елена Прядехина (аналитик АПЭК)

    Оригинал: http://rosbalt.ru

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.