Энергорынок Европы: возможны ценовые сговоры?
Добавил i-Worker News 21 февраля 2011 года в 12:20 в рубрику Экономика и бизнес |
На этой неделе Российское газовое общество направит официальное письмо в Европейский союз газовой промышленности с предложением консолидировать позиции по корректировке третьего энергопакета, сообщил "РГ" вице-спикер Госдумы Валерий Язев.
Этот документ, который будет по-новому регулировать газовую и электроэнергетическую отрасли Европейского союза, вступает в действие с 3 марта. И, по словам Язева, который также является президентом Российского газового общества (РГО), не только осложнит отношения России и ЕС, но и нанесет прямой экономический ущерб "Газпрому". Поэтому российская сторона продолжает настаивать на изменении правил игры.
Чем же так плох третий энергетический пакет? "Речь фактически идет о расчленении энергетических концернов. Мы и наши единомышленники в Европе против того, чтобы передать транспортировку газа независимыми операторами. Мы также отстаиваем сохранение долгосрочных контрактов, потому что, в отличие от привязки к спотовым ценам, это основа энергетической безопасности", - пояснил Валерий Язев. Напомним, что главная идея пакета - значительное ограничение права поставщиков энергоресурсов на владение распределительными сетями.
Компаниям на выбор предлагается три "дробных" сценария, которые, якобы, приведут к повышению конкуренции на рынке. Первый - они принудительно делят бизнес, продав их "транспортную" часть. Причем купить новое предприятие должен независимый собственник, то есть компания не может сохранить свое право на контрольный пакет. Второй вариант - предприятие можно не делить, но назначить независимого оператора для руководства энергетическими сетями, деятельность которого будет ограничена границами одной страны. Или, наконец, третий вариант. Разрешается сохранить предприятие, но при строгих условиях по независимому управлению. То есть контролировать деятельность таких концернов будет специальная наблюдательная организация.
Все это приведет к тому, говорит Язев, что "Газпрому", во-первых, необходимо будет пересмотреть долгосрочные контракты с европейскими потребителями. Прежде всего, по пунктам сдачи и условиям поставок. Во-вторых, пересмотреть свои инфраструктурные активы в Европе. Ведь документ не предполагает, что поставщик газа, если у него отбирают газотранспортные сети, получит некую компенсацию за потерю прав управления. Потери прав поставщика, якобы, будут компенсироваться свободой на рынке. Однако в "Газпроме" уверены, что до свободы на европейском рынке еще далеко. По сути, у российской компании отбирают возможность управлять газотранспортной системой, которая создавалась в Европе в течение длительного времени как раз для обеспечения той самой энергобезопасности, о которой говорится в постановлении "пакета". Помимо этого, "Газпрому" еще и запрещено бронировать мощности своих трубопроводов на территории ЕС. Это делается для освобождения места под трубный газ для других "виртуальных" поставщиков. В краткосрочной перспективе это приведет к снижению цены на газ для Европы, поскольку поставщики трубного газа, в том числе "Газпром" вынуждены будут привязывать цену к спотовому рынку, а не к нефтяной корзине, конкурируя при этом с поставщиками сжиженного природного газа. Однако в долгосрочной перспективе, когда спрос на газ в Старом свете будет увеличиваться по мере роста производства, предложение со стороны "Газпрома" - основного поставщика - может упасть. Поскольку краткосрочные контракты не дадут компании возможность инвестировать в освоение новых месторождений (в частности Штокманского и Ямальского). И также заставит Москву направить свои усилия по координации цен со странами Ближнего Востока, северо- и западноафриканскими поставщиками. А также ужесточить контроль над среднеазиатскими резервами. Грубо говоря, опасность конкуренции может спровоцировать поставщиков газа вступить в говор и повысить цены, чего раньше не происходило.
При всех сложностях, которые документ создает для "Газпрома", уверены эксперты, его нельзя рассматривать, как некий инструмент воздействия на Россию. А скорее как часть общеевропейского замысла о смене экономической модели, которая существовала в Европе в газовой отрасли около 30 лет. Континентальная модель меняется на так называемую англосаксонскую, при которой участников рынка связывает жесткая конкуренция. Очевидно, что безусловное достижение этой цели теми методами, что прописаны в документе, на сегодняшний день не имеет достаточно предпосылок, считает Язев, поскольку нет нужного количества конкурирующих между собой поставщиков.
И получается, что разработчики третьего энергопакета просто не в полной мере учли мнение основных игроков газового бизнеса, работающего на европейском рынке. А предпочли рассматривать развитие рынка на краткосрочной перспективе, поставив проблему снижения газовой цены над вопросом стабильности поставок и инвестиционной привлекательности Европы для основных поставщиков.
Здесь сыграл свою роль конфликт интересов между энергетическими концернами и регуляторами, а также между концернами и потребителями, полагает Валерий Язев. По его словам, пока не все страны Евросоюза имплементировали третий энергетический пакет в той или иной мере. И газовый бизнес еще может повлиять на изменение конфликтных положений закона. "Мы хотим напомнить Европе, что в середине 90-х годов были приняты специальные решения Евросоюза о том, что инвестиции России в Европе защищаются и выводятся в особый статус. Нужно также обсудить тему долгосрочных контрактов, основу которых подрывает третий энергопакет", - заявил президент РГО. Для этого, уверен Валерий Язев, нужна консолидированная позиция российского энергетического бизнеса, правительства России, парламента РФ, энергетических концернов Европы. Причем по многим основным вопросам с европейскими коллегами позиции уже сближены.
Есть еще один нерешенный вопрос. Парламентарий напомнил, что к 2030 году в Европе планируется увеличение потребления газа на 200 миллиардов кубометров. "Из них половина - это российский газ. И наши два трубопровода Южный и Северный потоки - это как раз 100 миллиардов", - напомнил Язев. Не считая возможность поставок через ГТС Украины. Но пока не решен вопрос с присвоением статуса приоритетного проекта Южному потоку, говорить о скорейшем его строительстве пока не приходится. И соответственно, об удовлетворении нарастающего спроса ЕС в газе - тоже. "Я глубоко убежден, что такой статус нужен этому проекту, - поясняет Язев. - Что поможет удешевить привлечение финансовых ресурсов. И привлекать к проекту третьих лиц, что запрещено третьим энергопакетом. Скажем, если Южный поток становится приоритетным для Евросоюза, то это внятный сигнал, например, Болгарии, Румынии, Сербии по масштабному участию в этом проекте. И по упрощению принятия процедур для присоединения к нему". Но сегодня Еврокомиссия делает упор на газотранспортные проектах южного коридора, а также западного и восточного коридора север-юг. Это свидетельствует о том, уверен Язев, что высшие приоритеты еврокомиссии пока получает газопровод Набукко, который на сегодняшний момент повис в воздухе, так как не имеет четкой определенности с сырьевым наполнением трубы.
Теймур Абдуллаев
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.