Facebook становится финансовым пузырем
Добавил i-Worker News 8 апреля 2011 года в 13:06 в рубрику Экономика и бизнес |
Самый авторитетный в мире американский инвестор Уоррен Баффетт предупредил, что нужно очень осторожно вкладывать деньги в акции социальных сетей, таких как Facebook. "Большинство из них переоценены", – цитирует Баффетта агентство Bloomberg. По его словам, понять реальную стоимость социальной сети крайне затруднительно, поскольку перед первичным размещением акций (IPO) интернет-стартапы стараются оценить себя максимально высоко.
Тем временем, крупнейшая в мире социальная сеть Facebook установила новый рекорд своей рыночной стоимости. На аукционе альтернативной электронной биржи SharesPost ее акции продавались по 34 доллара за штуку, что позволяет оценить всю компанию в 85 млрд долларов. Это ставит Facebook на второе место среди интернет-компаний США после Google. Впрочем, по официальной оценке, размещаемой на сайте, Facebook оценивается гораздо скромнее – в 54,35 млрд долларов. Но стоит ли она даже столько? Эксперты в этом сомневаются и называют рост капитализации компании новым "финансовым пузырем", который может обвалить мировые рынки, как это уже было в начале века.
К примеру, по оценкам аналитиков банка Goldman Sachs, Facebook стоит лишь около 50 млрд долларов. Так сколько же на самом деле стоит эта всемирно известная социальная сеть, основанная 19-летним американским юношей Марком Цукербергом шесть лет назад?
Дело в том, что объективно оценить это чисто виртуальное "произведение искусства" практически невозможно. Социальная сеть находится в частном владении Цукерберга и не отчитывается о своих финансовых результатах официально. При оценке ее капитализации аналитикам приходится полагаться на данные специализированных бирж, устраивающих торги акциями частных компаний, отчеты инвесткомпаний и банков, а иногда даже на информацию из анонимных источников. А ее главный владелец и создатель Марк Цукерберг вовсе не собирается сделать столь масштабную компанию публичной, выведя ее акции на биржу. Видимо, потому, что тогда ему придется периодически публиковать финансовую отчетность компании.
Между тем, оценка стоимости Facebook, уже сравнимая с показателями капитализации крупнейших публичных компаний, вызвала подозрения регуляторов американского рынка. Комиссия по биржам и ценным бумагам США (SEC) объявила, что начала изучать правила торговли акциями частных компаний до IPO, в том числе, подогревание интереса к их покупке при помощи СМИ. А служба регулирования отрасли финансовых услуг США (FINRA) предупредила потенциальных инвесторов о мошенниках, которые наживаются на популярности Facebook и других интернет-компаний, продавая "несуществующие акции" до того, как компании проведут IPO.
Число пользователей сети Facebook по всему миру уже перевалило за 500 млн, и оно продолжает расти не по дням, а по часам. Но так как возможности рекламировать непубличную компанию, даже мирового масштаба, в США строго ограничены, повышать стоимость акций Facebook можно только посредством "сарафанного радио". То есть, разогревать интерес инвесторов публикациями в СМИ. Поэтому Цукерберг появляется на страницах американских изданий и на экране чуть ли не каждый день.
К примеру, президент Барак Обама недавно позвал на ужин руководителей ведущих американских IT-компаний Apple, Google, Yahoo, Netflix, Oracle, а вместе с ними и "отцов-основателей" Facebook и Twitter. Между тем, на фоне "коллег" Цукерберг выделяется лишь тем, что через его Facebook были организованы массовые волнения в Египте и других неблагополучных странах мира. Тем не менее, он уже получил звание "Человек Года 2010".
И все-таки, что такое Facebook? Во-первых, это компания без идеи, потому что "перенесение забора для надписей в электронную форму – это не идея, а случайное открытие золотой жилы человеческих комплексов неполноценности", констатирует специальный портал для инвесторов BUFFETT.RU. Эффективность Facebook гораздо ниже признанных лидеров IT-индустрии, с которыми его ставят на один уровень по капитализации.
Даже с учетом неподтвержденных данных о том, что доходы Facebook за 2010 год составили приблизительно 2 млрд. долларов, ее капитализация явно завышена.
Дело в том, что статистика биржи оценивает Facebook в сумму, которая в 25 раз превышает ее годовой доход. При этом Google стоит всего лишь 9 годовых доходов, а Netflix – 5. Притом, что эти компании проверены временем, выдержали кризис 2001 года на IT-рынке и производят вполне реальные интернет-продукты. Уже не говоря о таких промышленных компаниях как Boeing – капитализация которой составляет меньше единицы годового дохода, и Ford – стоящей намного ниже единицы.
А чем же так отличилась чисто виртуальная социальная сеть, на чем строятся прогнозы роста капитализации Facebook?
Все это сильно напоминает "доткомовский пузырь" на мировом фондовом рынке, который лопнул в начале XXI века, едва не повергнув в хаос всю глобальную финансовую систему. Термин "дотком" (dot com – в переводе с английского "точка ком") происходит от коммерческого выражения "домен верхнего уровня – com". Пузырь доткомов надувался на мировой электронной бирже NASDAQ с 1995 по 2000 год.
Он образовался в результате фантастического взлета стоимости акций интернет-компаний, в основном американских, в конце XX века. Тогда акции компаний, предлагавших использовать интернет для получения дохода, были в новинку, и дико росли в цене. Причем, эти нереальные цены наперебой оправдывали экономисты, утверждавшие, что наступила эпоха "новой экономики". Но на самом деле все эти так называемые "бизнес-модели" оказались неэффективными, а огромные кредитные средства, потраченные в основном на рекламу, привели к волне банкротств, сильному падению индекса, и даже к обвалу цен на компьютеры.
Пузырь доткомов лопнул одиннадцать лет назад – 10 марта 2000 года, когда произошло обвальное падение индекса высокотехнологичных компаний. Перед этим индекс NASDAQ достиг своего максимума в 5048 пунктов. Дальше пошла цепная реакция – вместе с доткомами рухнул и весь американский фондовый рынок. В результате этих событий сотни интернет-компаний обанкротились и были ликвидированы или проданы, а несколько руководителей компаний были осуждены за мошенничество и растрату денег акционеров.
Сегодня аналитики, наученные горьким опытом, ищут опасность в социальных сетях, таких как Facebook, MySpace, Twitter и Vkontakte, которые из-за огромной аудитории пользователей очень привлекательны для инвесторов. Между тем, по словам аналитиков, владельцы сетей пока не понимают, как заработать деньги, и даже крупные интернет-проекты работают в убыток. Например, по данным comScore, расходы на поддержание работы YouTube составили 740 млн долларов – в два раза больше, чем порталу удалось заработать. Все надежды возлагаются на растущие доходы от рекламы: по прогнозам, в 2011 году объем этого рынка должен вырасти до 3,8 млрд долларов. Но прирост рекламных денег не безграничен, он уже и сейчас не в состоянии перекрыть капитализацию компаний, которая исчисляется десятками миллиардов долларов. А что будет потом?
В современных условиях новый "кризис доткомов" будет опаснее предыдущего. "Глубокая специализация современного бизнеса приводит к зависимости от множества поставщиков и потребителей. Проблемы у одной из компаний в этой цепи могут разрушить весь бизнес", – считает директор по развитию группы компаний Hosting Community Алексей Степутенков.
"Однако, если пузыри надуваются, значит это кому-нибудь нужно – именно так, перефразировав классика, можно охарактеризовать нынешнюю модель либерального капитализма, которая уже не представляет своего развития без образования неких экономических пузырей, которые могли бы абсорбировать постоянно растущую ликвидность в мировой экономической системе", – утверждают аналитики соцсети трейдеров финансового рынка Сomon.ru.
Прежде все эти финансовые пузыри так или иначе контролировались и даже управлялись Соединенными Штатами. К примеру, во время бума доткомов, этот контроль осуществлялся через стандарты финансовой отчетности, венчурные фонды и американские биржи. Во время роста пузыря ипотечного кредитования "процесс управления" происходил через эмиссию деривативов – производных ценных бумаг, маркет-мейкерами (продавцами) которых были финансовые институты США. Но сейчас, как наглядно продемонстрировал кризис 2008 года, процесс роста "пузырей" на финансовом рынке вышел из под контроля регуляторов США. И где теперь "выстрелит" очередной форс-мажор – никому не известно.
Олег Гладунов
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.