Летающая крепость «Домодедово»
Добавил i-Worker News 20 мая 2011 года в 15:42 в рубрику Экономика и бизнес |
Владеющая московским аэропортом «Домодедово» компания DME Limited, зарегистрированная на острове Мэн, объявила о проведении первичного публичного размещения акций. Для IPO выбрана Лондонская фондовая биржа, разместить предполагается, по разным оценкам, 20-30% акций компании. Начало road-show ожидается 30 мая. Ранее озвучивалась информация о том, что компания рассчитывает привлечь около $1 млрд.
Кроме прочего, в сообщении о выходе на IPO было раскрыто имя владельца аэропорта — это председатель совета директоров аэропорта Дмитрий Каменщик. При этом в тот же день замгенпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что все усилия Генпрокуратуры раскрыть имя владельца аэропорта оказались тщетны. «Мы так и не нашли ту самую «последнюю матрешку», которая помогла бы нам указать на собственника аэропорта «Домодедово», — сообщил он, выступая на «правительственном часе» в Госдуме. — Безусловно, это объект особой важности, но сегодня все устроено так, что руководят аэропортом из оффшоров». Напомним, выяснить имя владельца крупнейшего аэропорта страны после январского теракта в терминале потребовал от Генпрокуратуры президент России Дмитрий Медведев.
В то же время, после распоряжения Медведева, на аэропорт посыпались проверка за проверкой: Генпрокуратура, Транспортная прокуратура, Счетная палата... «На данный момент никаких серьезных обвинений в адрес владельцев «Домодедово» не выдвигалось. Хотя исключать, что они появятся, не стоит», — уточнил ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский.
Однако интенсивность проверок достигла такого накала, что внешние наблюдатели заговорили о возможной попытке рейдерского захвата актива — и президент РФ своим заявлением вполне мог дать заинтересованной стороне некую надежду.
Тем более, что актив крайне интересный. В 2010 году пассажиропоток аэропорта составил примерно 22,3 млн человек, а в январе-апреле 2011 года пассажиропоток вырос еще на 9,2% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Из «Домодедово» выполняют полеты 77 авиакомпаний в 233 направлениях по всему миру, 93 из которых уникальны для московского региона. За минувший год консолидированная выручка компании выросла по сравнению с 2009 годом на 21,6% и составила 29,676 млрд рублей. Более того, если данный актив объединить с государственными «Шереметьево» и «Внуково», то можно получить монополиста в рамках московского авиационного узла.
«Домодедово» является очень привлекательным активом – помимо хороших финансовых показателей аэропорт имеет мощный потенциал для развития. И этот актив может быть интересен правительству, которое создает транспортный узел в Москве», — отмечает Воскресенский.
Как сообщил «Росбалту» аналитик ИК «Метрополь» Андрей Рожков, он не исключает, что сейчас реализуется именно такой сценарий. «Аэропорт «Домодедово» уже пытались отнять, — в свою очередь, напомнил ведущий аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. — Как известно, с 2005 по 2008 годы управляющая аэропортом компания тягалась в судах с Росимуществом по поводу иска о расторжении 75-летнего договора аренды 1998 года. Тогда частный владелец отстоял аэропорт. Нет никакого сомнения, что лобовой атакой отнять аэропорт не удается». Поэтому эксперт допускает, что, когда возникла идея объединения московского авиаузла, начала проводиться разведка боем. «Допустим, что владельцем «Домодедово» оказалось бы какое-то сомнительное по уголовным делам лицо – это один вариант поведения властей, — продолжает Душин. — Если владельцем оказывается легальное лицо, то становится понятным, с кем договариваться в случае покупки аэропорта государством».
Поэтому слово «отнять» эксперт предлагает заменить словом «приобрести». Понятно же, что приобретать объект надо у кого-то, с кем-то вести переговоры, уговаривать, внушать и т.п. «Здесь, скорее, первая цель – сделать важный объект инфраструктуры – аэропорт — с точки зрения собственности прозрачным, — заключает аналитик. — А отнять, приобрести, — это уже вторая история. Эти две истории не взаимообязательны, хотя, видимо, связаны между собой».
Но собственник аэропорта, похоже, пока не готов пойти на сделку. И объявление о проведении IPO в сжатые сроки — способ вежливо уклониться от всех деловых и не очень предложений. «Принимая во внимание, что административное давление на аэропорт все же не исключается, возможно, «Домодедово» привлекает иностранных инвесторов в целях защиты, — считает Воскресенский. — Сейчас повышение инвестиционной привлекательности страны является приоритетной задачей для правительства РФ, поэтому при ведении переговоров с крупным частным бизнесом, особенно с иностранным участием, административный ресурс используется крайне осторожно».
«Разрабатывался проект строительства третьей полосы (ценой 20,1 млрд рублей) в «Домодедово» в сотрудничестве с Минтрансом. Но Минтранс в 2010 году отказался от поддержки этого проекта, скорее всего, в пользу «Шереметьево». Возможно, «Домодедово» хочет развивать этот проект с помощью средств частных инвесторов. Это экономическая цель IPO, — рассуждает Душин. — Могут быть и юридические цели, поскольку публичность компании все-таки повышает степень ее защищенности мировым общественным мнением». Если суммировать эти две цели, то, по мнению эксперта, получится, что защита «Домодедово» – это развитие его именно как инфраструктурного объекта, поскольку тогда степень пиара собственника повышается.
«Кроме того, при удачном размещении акций, даже если от объединения не удастся отвертеться, доля «Домодедово» в объединенной компании будет существенно выше, — добавляет Адамидов. — Что тоже неплохо. Весь вопрос в том, чтобы удачно провести IPO».
Таким образом, «Домодедово» осуществляет тестовые испытания нового средства против рейдерских захватов. Впрочем, это средство может стать панацеей только для достаточно крупных бизнес-объектов.
Игорь Чубаха
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.