Бизнесмены-взяткодатели: традиция мелких подношений
Добавил i-Worker News 6 июня 2011 года в 14:17 в рубрику Экономика и бизнес |
В системно коррумпированных странах, к которым, к сожалению, относится и Россия, существует тенденция рассматривать коррупцию с точки зрения того, что делает государство, сколько взяток берут чиновники. Основной упор делается на взяткополучение. Но нельзя забывать, что существует и сторона взяткодателей. Наибольшую опасность представляют в этом плане не отдельные граждане (хотя в России проблема повседневного взяточничества стоит довольно остро), а бизнес. Именно на счет бизнеса мы вынуждены относить значительную часть административной коррупции.
Опубликованное недавно компанией Ernst&Young исследование о взяточничестве и махинациях с отчетностью в частных компаниях говорит о чудовищной ситуации в европейском бизнесе. Это весьма депрессивное чтение: нет улучшения ни по одному из показателей. Радует лишь то, что люди начинают думать: пора что-то менять.
Анализ восприятия коррупции в индексе «Трансперенси интернэшнл» позволяет поместить полученные E&Y данные в более широкий контекст. Регулярное исследование распространенности коррупционных практик среди предпринимателей показывает, что даже в идеальных с точки зрения коррупции странах бизнес куда более склонен к коррупции, чем страна в целом. Самый прозрачный бизнес с точки зрения индекса взяткодателей 2008 года в Бельгии, Канаде и Голландии, а наиболее коррумпированный — в Мексике, Китае и России.
Наиболее распространена коррупция в сфере госконтрактов, строительства, недвижимости, нефти и газа. Это сектора, которые и в России наиболее уязвимы для коррупции.
Еще один показатель индекса — степень «захвата» государства бизнесом. Так называют ситуацию, когда бизнес не просто дает взятки, а «внедряется» в систему госуправления. В результате управленческие решения начинают приниматься в интересах бизнес-групп, а не общества. Правила игры государству бизнес диктует в тех же секторах: недра, строительство, госконтракты. Это постоянная головная боль всех стран.
Мы попытались заглянуть внутрь компании и понять, почему взяточничество так распространено. Оказалось, как минимум один из пяти сотрудников компаний считает, что взятки ради успеха бизнеса — вполне приемлемый шаг. Еще хуже, что почти 60% опрошенных не видят ничего страшного в том, что их руководство использует для достижения бизнес-результатов неэтические приемы. 2/3 опрошенных признают, что в их странах распространено взяточничество, а 40% — что с началом экономического кризиса ситуация ухудшилась.
По всему миру законодательно и всевозможными этическими кодексами компании пытаются навести внутри себя порядок. 56% опрошенных знают: в их компании есть антикоррупционная политика. Но только 1/5 опрошенных заметила усиление внутренних антикоррупционных мер. Единственная хорошая новость: 45% опрошенных сказали, что если внутренние антикоррупционные меры будут отрегулированы более отчетливо и ясно, ситуация может измениться.
Проводятся антикоррупционные тренинги и в российских компаниях (об этом сказали 18% опрошенных). А хуже всего у нас с подарками — по этому показателю Россия на втором месте после Турции. В этом несложно убедиться воочию: подойдите к подъездам зданий госорганов накануне Нового года и 8 Марта. Толпы людей с корпоративными пакетами осаждают министерства и ведомства. Никакого результата для дарителя эти подарки не гарантируют. Но от маленького подарка до большой взятки крошечный шаг: коробка конфет часто превращается в «Лексус», ведь аппетит приходит во время еды.
Часто говорится, что единственный способ решить проблему — поменять менталитет. Но это способ борьбы только с добровольными взятками. Более серьезный шаг — искоренить традицию бесконечных мелких подношений, развращающих обе стороны.
Высший менеджмент компании, давая своим сотрудникам бизнес-задания, нередко не отдает себе отчета в том, что выполнить их невозможно, не прибегнув к коррупционному методу. Например, сотрудник получает поручение: снять для сети магазинов помещение на Тверской. Но ведь это по определению означает «занести». В Москве есть «золотая» территория, за попадание на которую, сколько денег ни предложи, все равно придется платить за всевозможные согласования. Иначе магазин откроется лет через 50. Победить это можно, только глобально поменяв правила ведения бизнеса в стране.
Казалось бы, все плохо. Но кризис и посткризисное существование преподали бизнесу урок: довольно неразумно раскидывать деньги куда ни попадя в надежде, что их все равно много и прибыль будет. Коррупционные методы ведения бизнеса дают прибыль, но краткосрочную. Устойчивым развитие бизнеса, который использует коррупционные практики, быть не может. И бизнес начинает это понимать. Ведь однажды заплативший навечно остается на крючке у тех, кто знает, что он заплатил.
Елена Панфилова
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.