Рейтинг@Mail.ru

    Американцы демонстрируют слепую веру в свою экономику

    Добавил i-Worker News 7 июня 2011 года в 10:28 в рубрику Экономика и бизнес
    Американцы демонстрируют слепую веру в свою экономику
    Коллаж с сайта http://rian.ru

    Совсем недавно от представителей финансового бизнеса из Европы довелось слышать такое мнение: «Американцы демонстрируют слепую веру в свою экономику. Они слишком часто повторяли, что их экономика гибкая и выход из любой ситуации будет найден...» Может, это действительно так. Но то, что сегодня по-прежнему всерьез рассматривается в качестве лекарства, на самом деле лишь вредные иллюзии.

    Даже QE3 (третий раунд политики «количественного ослабления», в ходе которой нацбанк поддерживает ликвидность банковской системы и рост кредитования. — «МН») не остановит того, что должно свершиться. Тем более что после недели откровенно плохих макроэкономических данных сама идея о QE3 выглядит довольно жалкой и беспомощной.

    QE2 произвело на свет, помимо инфляции издержек, еще один негативный побочный эффект. Это вредные иллюзии. У нас в России с нашей верой в чудесный промысел как противовес нудному повседневному труду («от трудов праведных не наживешь палат каменных») вредные иллюзии особенно часто находят благоприятную почву. Привыкшие жить сегодняшним днем, российские участники рынка каждый раз перед бурными событиями только начинают постепенно понимать истинный смысл происходящего, как уже приходится вновь сталкиваться с «высшими» — и недружескими — силами мировых рынков.

    Простейший способ получить бодрящую и умиротворяющую дозу вредных иллюзий — почитать новости некоторых западных информационных агентств и sell-side ресерчи (доклады инвестбанков, основной бизнес которых связан с продажей ценных бумаг. — «МН») инвестиционных фирм. Что западных, что восточных (правила восточного базара действуют безотказно: успешен тот, кто кричит громче других что-нибудь жизнеутверждающее). Именно так вела себя экономическая пропаганда последние пару лет.

    Однако на этот раз создается впечатление, что наши европейские коллеги абсолютно правы, и вредные иллюзии поразили не только некоторые развивающиеся рынки, но и само сердце инвестиционной метрополии. Откровенно беспомощные метания в ЕС между правыми и умеренно-левыми политико-экономическими группировками — вещь уже вполне привычная. Если посмотреть на эту суету философски, она мало что значит на фоне неизбежности дефолта Греции и возможного будущего эффекта домино (если не удастся упорядочить реструктуризацию греческого долга). Днем раньше, месяцем позже, но рынок уже понимает: это будет непременно.

    Когда такое понимание есть, дело не за макроэкономистами или трейдерами, а лишь за лоббистами тех или иных институтов, которые не успели поправить свои балансы в преддверии больших неприятностей. Среди таких институтов первый — сам Европейский центробанк, у которого на балансе примерно на 2 трлн евро бумаг, из которых около 700 млрд — банковские облигации, а 300 млрд — гособлигации стран еврозоны. И это далеко не только немецкие бумаги. Греческих бумаг там, как предполагается, примерно на 150 млрд евро. А еще Ирландия и Португалия.

    ЕЦБ должен быть первым лоббистом помощи для Греции, которая (помощь) теперь является безнадежной. Невозможно не согласиться с профессором Нью-Йоркского университета Нуриэлем Рубини: единственный нормальный выход из ситуации — организованная реструктуризация долга Греции. Например, по примеру Brady Bonds (облигации, выпускавшиеся в 1980-е годы при реструктуризации долга латиноамериканских стран. — «МН») — с сохранением номинала, но увеличением сроков до погашения и снижением купонов. И с одновременным переводом этих бумаг из торговых портфелей в портфели до погашения. Для традиционных и нормально капитализированных банков такая ситуация теоретически не должна представлять жизненной проблемы. А инвестиционный бизнес может в этой ситуации как пострадать, так и получить прибыль.

    Это в отличие от бесконечного кредитования падающей экономики было бы осмысленным шагом, который мог бы принести разумный запас времени для проведения необходимых экономических мер в стране.

    Тем не менее политический раздрай в зоне евро и внутри самого ЕЦБ ясно показывает: ни одна опция не является сегодня простой и очевидной всем. И политика панического латания дыр (провалившиеся QE) упорно остается на повестке дня. На этом фоне Европа откладывает второй раунд стресс-тестов банков, так как нуждается в сборе дополнительных данных из-за «ошибок и нереалистичных предположений». Но то же самое можно было сделать уже после того, как Anglo-Irish Bank, прошедший первый стресс-тест, рухнул в ходе дальнейшего развития кризиса.

    Рынки еще пытаются поднять голову и подобрать крохи от завершающегося QE2 и ожиданий QE3, как будто последнее спасет ситуацию. Одни находятся в плену вредных иллюзий, работая по старым стандартным схемам: есть ликвидность — бери активы. А она все еще есть, хотя с каждым днем все больше голосов высказывается в поддержку смены курсы и отхода от кейнсианства (стимулирования экономического роста за счет госрасходов и мягкой денежной политики. — «МН»). Все больше выступлений против дальнейшего наращивания долга. И это намек на будущее, которое будет гораздо более тяжелым для инвестиционного банкинга, построенного, как известно, на кредитном плече. Впереди — возможно, годы реванша классических банков, опирающихся на вклады и превращающих их в инвестиции. А не годы торговли «рисками», произошедшими из ниоткуда и продаваемыми в никуда.

    К данному случаю очень хорошо подходит цитата из письма клиентам д-ра Гери Норта, воспроизводимая по обзору Дж. Молдина «Прогулка по случайным маршрутам на минном поле»: «Когда разумные евреи начали строить планы покинуть Германию? В 1933-м? В 1934-м? В 1938-м? В 1939-м? Сегодня большинство скажет: в 1933-м, когда президент Гинденбург назначил Гитлера канцлером. И попросил Гинденбурга назначить новые выборы. Следовало евреям начинать паковать чемоданы? Возможно, что нет. Возможно, нацисты потерпят поражение на выборах.

    27 февраля сгорело здание Рейхстага. Гитлер использовал это для пропаганды своих идей. 5 марта нацисты набрали 44% голосов против 33% в предыдущем парламенте. Вместе с союзниками они имели 52% мест в рейхстаге. Это был момент для паковки чемоданов? Возможно, что нет. У нацистов не было большинства, у них была только коалиция. 23 марта правительство приняло Акт об уравнивании, который дал Гитлеру чрезвычайные права диктатора. Это был «тот самый» момент для паковки чемоданов? Возможно, что нет. Эти права могли остаться без употребления.

    1 апреля СА (служба порядка партии, впоследствии штурмовой отряд. — «МН») объявила однодневный бойкот еврейских предпринимателей. Настал момент для паковки чемоданов? Возможно, что нет. Это было не правительственным актом, а партийным, да и то только символическим. А Нюрнбергский акт 1935 года о гражданстве и расе, лишавший евреев гражданских прав? Но это только политика, а сколько избирателей было евреями? Всего 1–2%. Политика — это не все. Только после Хрустальной ночи в ноябре 1938 года 100 тыс. евреев упаковали чемоданы и уехали. Между 1933-м и 1939 годами уехала примерно половина евреев Германии — 250 тыс. Но половина осталась.

    А в Австрии экономист Людвиг фон Мизес в 1934 году увидел надпись на стене. Посмотрел на карту. И пришел к выводу, что нацисты захватят Австрию. Гитлер был австрийцем, и он непременно захотел бы контролировать Австрию…

    Некоторые люди видят знаки. Другие — нет. Некоторые решают выйти из игры, когда все идет хорошо. Другие — нет. Большинство игнорирует знаки: «Этого не может случиться здесь». В большинстве случаев так и происходит. Но однажды события развиваются по-другому». Конец цитаты.

    Никто, конечно, никого не похвалит за «недополученную прибыль», когда соседи по цеху лихорадочно срывают плоды последнего ралли. Одни свято верят в гений рынка вообще и американской экономики в частности. Другие — в QE3 и вечное удорожание нефти. Третьи — что все будет как всегда. И даже когда ясно, что нет, не как всегда, ждут начала новой игры с плечом. Однако вскоре все эти «верующие» выстраиваются в очередь за государственными деньгами. Однажды — о, превратности судьбы! — у государства денег не окажется (события в Белоруссии), и тогда придется нести как минимум моральные потери. И то слава богу, ведь QE4 может уже не случится. А моральные потери азартных верующих вполне могут превратиться во вполне материальные.

    События в Европе, развязка которых приближается, могут принудить ФРС прибегнуть к новым мерам монетарного стимулирования, которые могут быть закамуфлированы в духе недавнего «перепрофилирования долга». Либо потребовать от европейской бюрократии управляемой реструктуризации долга Греции и предотвращения эффекта домино для Португалии и Ирландии. Судя по всему, новые меры ФРС не смогут остановить бегство от рисков — в отличие от реструктуризации греческого долга. Но тоже только на время. Начало устойчивого рыночного цикла возможно только при старте реального восстановления американской экономики, которое пока даже не просматривается. Наш прогноз рыночного поведения на этот год — «обвал вслед за бумом и т.д.» — вероятно, сбывается.

    Нам хотелось бы верить, что ситуация не примет еще более сурового оборота.

    Николай Кащеев

    Оригинал: http://newsland.ru
    Теги: США  экономика 

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.