Вы засиживаетесь допоздна в офисе. После командировки, из аэропорта вы едете не домой, к семье, а в офис. А еще вы плохо спите, пьете кофе литрами, не занимаетесь спортом, нерегулярно питаетесь, быстро раздражаетесь и испытываете постоянное чувство подавленности. Это все уже не нужно, говорят вам авторы книги «То, как мы работаем, не работает» Тони Шварц, Жан Гомес и Кэтрин Маккарти. Книга, вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер» адресована не к тем, кто планирует стать дауншифтером — она для тех, кто хочет выжить, разрываясь между домом и офисом.
Сегодня большинство организаций заявляет, что их главным достоянием являются люди. Введите эту фразу в Google и вы получите более миллиона ссылок. Но компании, больше частью, стараются переложить заботу о своих сотрудниках на отделы кадров, чьи представители не имеют права голоса в среде топ-менеджеров. А программы, направленные на развитие и удовлетворение потребностей сотрудников, финансируются только в том случае, если у компании появляются «лишние» деньги. Они же сворачиваются в первую очередь в периоды кризиса.
Для того, чтобы написать эту книгу, авторы наблюдали за ежедневной работой хирургов из Кливленда, полицейских из Лос-Анджелеса, сотрудничали с топ-менеджерами Sony, Toyota, Google, Ford, Ernst&Young, Royal Dutch Shell и другими. Один из выводов, к которому они пришли, неутешителен. Главной меновой стоимостью в сегодняшних отношениях между работником и работодателем является время. Нам платят именно за время, проведенное на работе. Эта сделка незатейливая и однобокая, которая не удовлетворяет ни одну из сторон, пишут авторы книги.
Все выводы сделаны на основе исключительно западных примеров. Но для России они также актуальны. В марте 2010 года HeadHunter провел опрос среди 4 тысяч россиян и выяснил, что 48% опрошенных регулярно задерживаются на рабочем месте, 37% делают это время от времени. В мае этого года портал Joblist проводил похожее исследование и выяснил, что 41% россиян (из 3 тысяч опрошенных) готов работать сверхурочно добровольно, на постоянной основе. 12% россиян уже работают сверхурочно без дополнительной платы.
Большинство из нас убеждены в том, что упорный напряженный труд — без отдыха и до глубокой ночи — наилучший способ повышения производительности труда. Если мы чувствуем рассеянность и усталость, выпиваем очередную чашку кофе и снова принимаемся за работу. Но первое, что стоит усвоить,— человеческий организм требует отдыха каждые 90 минут. Это подтвердил Андерс Эрикссон, профессор университета Флориды, изучавший свойства выдающихся представителей искусства.
Вместе с двумя коллегами он поставил эксперимент над 30 скрипачами Берлинской музыкальной академии. Они были разделены на три группы. В одну вошли прирожденные солисты. Во вторую — те, кто мог бы сделать карьеру в оркестре, а в третью — музыканты, которые должны были стать преподавателями музыки. Все начали играть на скрипке в 8 лет.
Каждый участник исследования вел дневник, в котором час за часом скрупулезно фиксировал свои действия в течение недели. Кроме того, каждый из видов деятельности они оценивали по 10-бальной шкале по трем параметрам: степени важности, трудности и тому, насколько эта работа приятна. Первые две группы занимались на скрипке 24 часа в неделю, «преподаватели» — по 9 часов. Но при этом скрипачи из первых двух групп играли на скрипке 3,5 часа в день, разделяя занятия на три этапа, примерно по 90 минут. Третья группа занималась по 1,5 часа, не придерживаясь графика. Все участники согласились, что практика важна, и она наиболее трудный и наименее приятный вид деятельности.
Ко всему прочему, все оценили сон как второй по значимости показатель, необходимый для навыков игры. Но первые две группы спали по 8,6 часов в сутки и отводили время на дневной сон — около трех часов в неделю, третья группа спала в среднем по 7,8 часа, на дневной сон уходило не более часа в неделю. Эрикссон пришел к выводу: наилучших результатов достигали те, кто работал больше остальных, но при этом и находил время на восстановление сил.
Мы восстанавливаем силы не только путем отдыха, но и благодаря смене деятельности. Наша производительность зависит не от количества времени, затраченного на работу, а от того, насколько продуктивно мы работаем в течение отведенного на это время.
Существуют методики восстановления сил в течение короткого времени. За счет глубокого дыхания — вдыхайте через нос, считая до трех, выдыхайте на счет шесть, пишут авторы и уверяют: расслабленность придет уже через 30-60 секунд.
Также в книге содержится призыв: устраивайте себе хотя бы один вечер в неделю, когда вы не будете вспоминать о работе до следующего утра. Для нас важны более продолжительные и частые отпуска и как минимум 7-8 часов сна. А если вы измотаны до такой степени, что не можете уснуть, напишите на листе бумаги мысли, которые вас беспокоят, и тревога отступит, утверждают авторы.
Полезен и дневной сон (это знал и Уильям Черчилль). Авторы советуют каждому поспать примерно час – полтора после полудня, что вряд ли возможно в российском среднестатистическом офисе.
Размер бублика увеличился вдвое
Отдельная глава посвящена правильному питанию и физическим нагрузкам. Ваша цель — 10 тысяч шагов в день. Не пользуйтесь лифтом, паркуйтесь подальше от офиса, совершайте прогулки в течение дня или обсуждайте какие-то вопросы с коллегами на ходу. Человеку нужно от 20 до 45 минут физических упражнений 3-6 дней в неделю, в том числе две силовых. Регулярные занятия спортом способствуют скорейшему засыпанию и более высокому качеству отдыха.
По поводу питания авторы заявляют следующее: как правило, мы придерживаемся диеты борца сумо. 300-килограмовые спортсмены не едят до полудня, а принимают пищу один, максимум два раза в день, большими порциями, а после сразу же идут спать. У большинства из нас тоже время поесть находится один раз в день, ближе к вечеру. При этом к этому времени человек чувствует себя настолько голодным, что ест впрок. И в итоге мы редко ощущаем себя просто сытыми и довольными. В основном мы либо голодные, либо объевшиеся.
И вряд ли работодатели должны одобрять такое рвение к работе. Для компаний расходы, связанные с излишним весом или ожирением сотрудников, составляют 150 млн долларов в год. Они включают взносы по страхованию, отсутствие сотрудника на рабочем месте и потерю сотрудниками трудоспособности. Велики и косвенные потери — снижение эффективности, упадок жизненных сил, рост депрессии. Зарабатывают на этом разве что компании, работающие в секторе питания. Они взяли «офисную диету борцов сумо» на вооружение и используют ее в своих интересах, увеличивая порции, намекают авторы книги. И приводят пример: с 1960 года размер бублика увеличился вдвое. И в наше время в нем содержится столько же калорий, сколько в пяти кусках хлеба. Также «удваиваются» порции орехов и сухофруктов, картофеля фри, газировки и прочее.
Отдельно в книге развенчивается миф о необходимости стремления к многофункциональности. Не надо делать несколько дел одновременно. Это неизбежно приведет к тому, что оба будут сделаны поверхностно или же вы не сможете сосредоточиться в полной мере на каждом. Если вы говорите по телефону, то не печатайте в этот момент сообщение по электронной почте, призывают авторы книги.
Расставляйте приоритеты. Определите задачу на день — самую важную — и определите время для начала ее выполнения и окончания. Постарайтесь хотя бы на час полностью сосредоточиться на одном важном деле, и ваши шансы на успех повысятся. Задача посложнее — научиться справляться с клубком мыслей в собственной голове. В книге предлагается и ее решение.
Поднимайте себе настроение. Составить список дел, которые вызывают положительные эмоции и постарайтесь выполнять их хотя бы раз в неделю. Но при этом авторы книги советуют не увлекаться слишком идеями позитивного мышления. Они помогают чувствовать себя лучше в краткосрочной перспективе, но не обеспечивает необходимыми инструментами, чтобы эффективно справляться с задачами и учится на ошибках. Авторы предлагают придерживаться теории реалистичного оптимизма.
Если коротко, то она подразумевает концентрацию на позитивном исходе событий, но при этом учитывает необходимость смотреть правде в глаза. Если ваш рост 160 см, и вы мечтаете стать звездой NBA, то безудержный оптимизм приведет только к разочарованию. Но поставьте задачу стать лучшим, насколько это возможно, и сконцентрируйтесь на позитивном исходе – и в итоге вы проявите бОльшую настойчивость и покажете лучший результат.
И главное — старайтесь делать то, что вам нравится. Так как мы вкладываем больше сил и энергии именно в то, что нам больше всего нравится. И если вы однажды сделаете выбор в пользу более высокооплачиваемой работы, но менее вам интересной, то впоследствии вы об этом пожалеете. «Жизнь длинная. И всегда можно найти время для того, чтобы найти запасной план. Но не стоит с него начинать. Найдите работу по душе. Трудно быть счастливым, когда большую часть времени вы будете вынуждены заниматься тем, к чему душа не лежит», —обращалась в 2008 году ректор Гарварда Дрю Джилпин Фауст к выпускникам. Все так. Но осталось еще определить, насколько легко быть счастливым, занимаясь тем, что плохо оплачивается.
В магазине Саратова Медведева обманули
Рейтинг: 11, Комментариев: 17
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.