Мы все в большей степени работаем за еду
Добавил i-Worker News 27 июня 2011 года в 16:20 в рубрику Личные финансы |
Цены на наиболее значимые продукты питания за год выросли в стране на 30%.
Есть такой статистический показатель - доля продуктов питания в расходах семьи. Что бы там ни говорили власти о «небывалом» росте благосостояния вверенного им народа, но один лишь взгляд на то, сколько люди вынуждены тратить на питание, позволяет понять реальную цену их словам.
Этот показатель является одним из универсальных индикаторов, позволяющим сравнить уровень жизни в различных странах. В государствах с богатым населением и высоким уровнем жизни доля расходов на питание низка. Гражданам там достаточно тратить на еду десятую часть своего бюджета. Остальное (за вычетом обязательных платежей) они расходуют на одежду, досуг, дорогие покупки и образование. Расходы на питание тесно увязаны общим темпом роста цен. Если цены растут, граждане начинают экономить на еде, их реальные доходы падают, а расходы на питание, хоть и худшего качества, возрастают.
На минувшей неделе Росстат сопоставил темпы роста цен в России и в Европе. Картина, как и много раз перед этим, получилась не в нашу пользу. Если у нас за май-январь этого года инфляция составила 4,8%, то в странах ЕС – в среднем лишь 1,9%. Дополнительные штрихи внесла Общественная палата РФ, опубликовав результаты собственного мониторинга продуктовых цен. Оказалось, что за год цены на наиболее значимые продукты питания выросли в стране на рекордную величину – 30%.
Эксперты считают, что пик покупательной способности граждан уже достигнут, и, если цены продолжат рост, произойдет изменение структуры потребительского спроса: относительно дорогие и относительно качественные продукты питания будут замещены более дешевыми и менее качественными.
Мы говорим «относительно качественные» потому, что качественных продуктов питания в России практически нет. Чтобы в этом убедиться, достаточно побродить по европейским супермаркетам, попробовать то, что в них продается, а затем сравнить с нашим. Отечественный ассортимент проигрывает с треском по всем статьям: ни по вкусовым качествам, ни по качественному составу нашим продуктам с западными не тягаться. Здесь мы тоже бедные родственники. Сказывается отсутствие государственной системы контроля качества и, наверное, особая алчность наших производителей, готовых, пардон, дважды есть одно и то же, а также потчевать этим нас.
Но даже и эти скверные продукты бьют рекорды по темпам подорожания. Самые популярные продукты питания – картофель, овощи и подсолнечное масло – подорожали за год еще больше - на 55%. Наши граждане в среднем тратят на еду около 30% семейного бюджета, а в бедных семьях часто все 50%, что в несколько раз больше, чем в благополучных европейских странах.
Рабочая группа ОП в течение года замеряла цены на простейший набор продовольствия, куда входят хлеб, сахар, яйца, молоко, творог, масло, говядина, свинина, курица, минтай, картофель, капуста, морковь, свекла, лук репчатый. Замеры производились в столицах федеральных округов – Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Ставрополе, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Хабаровске.
Они дорожали так: картофель и другие овощи - около 55%, подсолнечное масло - 55%, сахар - 25%, батон нарезной - 22%, молоко - 19%. По мнению экспертов ОП, столь серьезный рост произошел из-за прошлогодней засухи, когда снизился урожай большинства сельскохозяйственных культур в РФ.
Таким образом, даже по официальным данным, выходит, что траты на еду для большинства наших граждан – основная статья расходов. В центре экономического анализа «РИА-Аналитика» составили рейтинг разных стран по доле расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов. У нас показатель доли расходов на продукты составляет 28,8%, на Украине (последнее место рейтинга) – 50%, в Молдавии (предпоследнее место) – 40,8%, в Белоруссии – 39,2%.
Для сравнения: в Люксембурге на продовольствие люди тратят только 8,1% семейных бюджетов, в Великобритании и Ирландии – 8,5 и 8,6% соответственно.
Неофициальные данные еще более удручающи. Так, «Новые Известия» провели опрос своих читателей на этот предмет. Он показал, что 34% опрошенных тратят на еду половину бюджета семьи, каждый пятый – три четверти, а 23% – практически все, что зарабатывает. «Если же говорить о населении в целом, - резюмирует газета, - то оно вынуждено проедать свои доходы едва ли не полностью, что и подтверждает большинство независимых социологов».
Изменится ли картина к лучшему в будущем? Вряд ли. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин уверен, что столь высокая доля расходов на продукты сохранится. «Нет никаких предпосылок к тому, чтобы продукты дешевели, – говорит эксперт. – Предложение со стороны отечественных производителей не увеличивается, вместо этого каждый месяц происходит общее удорожание продуктов питания. А повышать доходы населения всерьез никто не собирается: выборы пройдут, и на этом все закончится. Наибольшую тревогу вызывает то, что реальные доходы населения впервые за последние пять лет перестали расти, они просто не успевают за инфляцией».
Росстат подсчитал, что в мае реальные доходы населения снизились на 7% по сравнению с маем прошлого года. За пять месяцев они упали на 3,7% к тому же периоду 2010-го. При этом прогнозируемая властями инфляция на этот год составляет 7,5%, тогда как самые оптимистичные независимые эксперты говорят о 8%.
Но дорожают не одни только продукты. Растут цены и на другие товары, от которых граждане вынуждены все чаще отказываться. С началом летних отпусков резко увеличились цены на пассажирский транспорт, подорожали турпутевки как за границу, так и в российские дома
отдыха.
Социологи выяснили, что чаще всего (40%) граждане отказываются от покупки бытовой техники, а также от одежды (35%) и некоторых продуктов питания (32%). Каждый четвертый опрошенный не смог себе позволить запланированную крупную покупку, от отдыха отказались 19%, от поездок за рубеж – 13%.
Все в большей степени мы начинаем работать лишь за еду довольно скверного качества, наблюдая все красоты «рынка» и блага потребления лишь по телевизору и в «шопах» возле метро.
Романов Александр
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.