Прошла неделя после заявления Генпрокуратуры о якобы имевших место хищениях при распределении средств ФЦП «Электронная Россия». Сами «прокурорские», после публичного «выстрела», предпочли занять выжидательную позицию: за все прошедшее время ни одного комментария или разъяснения со стороны ведомства не появилось. Однако у этой истории обнаружились новые действующие лица, которые включились в настоящую информационную войну, победителям которой достанутся миллиарды бюджетных средств.
Федеральная Целевая Программа (ФЦП) «Электронная Россия» ведет свою историю с 2002 года, ее автором стал тогдашний министр связи Леонид Рейман. В программе фигурировала «счастливая» цифра в 77 млрд рублей инвестиций, которые планировалось освоить за 8 лет, потратив деньги на «информатизацию» государства, создание «электронного правительства» и «оцифровку» госуслуг.
В 2009 году команда в Министерстве связи сменилась. В наследство новому министру досталась и ФЦП, из которой были потрачены десятки миллиардов рублей, причем без каких-либо видимых результатов. По свидетельству экспертов, на выделенные деньги в течение всех 7 лет закупались «железки», но не производились необходимые программные разработки. В результате правительству пришлось осуществлять «перезапуск» программы и пытаться что-то сделать на оставшиеся 2 млрд рублей. Правительство выбрало единого подрядчика программы по созданию инфраструктуры «электронного правительства». Этим подрядчиком стала национальная телекоммуникационная компания «Ростелеком», которая дополнительно инвестировала в развитие программы 1,5 млрд рублей собственных средств.
Перевод проекта в форму государственно-частного партнерства не только позволил найти дополнительные средства, но и существенно повысил эффективность реализации программы. Поэтому уже в конце 2009 года был запущен единый портал государственных услуг, который сегодня позволяет гражданам через интернет воспользоваться услугами не только федерального, но и регионального и даже муниципального уровней. Запущена система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), началась выдача гражданам электронных цифровых подписей. Более того, «Ростелеком» предложил модель создания региональных и муниципальных элементов «электронного правительства», которая уже сегодня позволяет сэкономить миллиарды бюджетных средств.
При этом Генеральную прокуратуру почему-то заинтересовал именно последний период реализации ФЦП, связанный с «Ростелекомом». В своем заявлении для прессы ведомство опубликовало формулировку, более напоминающую шараду, нежели результат серьезной проверки: «Путем создания схем из многочисленных фирм-посредников почти на 270 млн руб. была завышена стоимость программно-технических средств, приобретенных Минкомсвязи России через ОАО «Ростелеком» в рамках государственного контракта. За приобретенное оборудование государство заплатило 653 млн руб. при его фактической стоимости 383 млн руб.». Как пишет «Российская газета», аналогичные претензии могут быть предъявлены всем без исключения исполнителям государственных контрактов.
По словам президента ОАО «Ростелеком» Александра Провоторова, который на днях дал интервью газете «РБК-Дэйли», проверки в «Ростелекоме» проходят несколько раз в год. Компанию регулярно проверяет и Счетная палата, и налоговая служба. Но о претензиях Генпрокуратуры компания узнала из прессы. «Нас оно озадачило, так как мы считали и считаем, что оснований для подобных обвинений нет», — говорит Александр Провоторов.
«Ростелеком» немедленно распространил заявление, в котором особо отметил, что компания не использует никаких цепочек посредников, осуществляет все закупки в полном соответствии с законодательством РФ и установленными в компании регламентами, т.е. с использованием тендеров, что позволяет обеспечить прозрачность закупок и снизить закупочную цену. А сами эти тендерные процедуры полностью соответствуют мировой практике по закупке высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения. Цены, которые были использованы при заключении госконтрактов, определялись в соответствии с установленной законом процедурой — на основании технико-экономического обоснования. Все средства, полученные в рамках реализации упомянутых контрактов, были потрачены целевым образом в строгом соответствии с их условиями. Все указанные в технических заданиях работы выполнены, все построенные системы введены в эксплуатацию, сертифицированы и функционируют также полностью в соответствии с условиями контрактов.
«Как посчитала Генпрокуратура фактическую стоимость, мне неизвестно, – продолжает в своем интервью Александр Провоторов. – Контрактная цена составляла 653 млн руб. Она была согласована чуть ли не за год до заключения контракта Минсвязи, Минфином и Минэкономразвития на основании независимой экспертизы рынка оборудования и программного обеспечения. Благодаря тому, что мы выставили все оборудование на тендер как единый лот, нам удалось снизить цену до 511 млн руб. И конечно, ни мы, ни ведомства не могли знать, какую цену в конце концов предложит его победитель. В этом и есть смысл тендера. Получается, мы виноваты в том, что провели закупку в соответствии с законом и лучшими рыночными практиками».
Разница между суммой, указанной в госконтракте, и расходами «Ростелекома» на закупку ПО и «железа» никуда не делась. Из нее все это время платилась зарплата сотрудникам офиса «Электронное правительство», налоги в бюджеты всех уровней и дивиденды государству.
«Складывается впечатление, что маржу компании просто классифицировали как похищенные средства — при том, что смыслом деятельности любого акционерного общества в конечном итоге является получение прибыли», — заключает президент ОАО «Ростелеком».
На это прокуратура отвечает недельным молчанием. Но открытым остается вопрос: кому выгодно было бросить тень на успешный проект и почему это произошло именно сейчас?
Одна из наиболее вероятных версий появилась буквально сегодня. Многие «жители» блогосферы обратили внимание на странное совпадение. На этой неделе было объявлено о назначении одного из видных членов команды Реймана, бывшего директора Департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи России, активного участника программы «Электронная Россия» Виталия Слизеня, генеральным директором компании INOVENTICA.
Но еще раньше, за день до этого в журнале «Итоги» вышла странная статья «Переменная облачность», где была поставлена под сомнение возможность создания «электронного правительства» по модели, предложенной «Ростелекомом», со ссылкой на мнение того же г-на Слизеня. Он же предложил муниципальным и региональным властям для создания «электронного правительства» услуги своей компании INOVENTICA, фактически конкурента «Ростелекома». Но разве бывают случайными такие совпадения?!
Иван Вергунов
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.