МЭР не жалко бюджетных денег на автомобили чиновников
Добавил i-Worker News 28 октября 2011 года в 10:37 в рубрики Общество, Экономика и бизнес |
Минэкономразвития считает нецелесообразным предложение КПРФ об ограничении стоимости автомобилей чиновников, приобретаемых на бюджетные деньги. Главный аргумент МЭР: дорогие авто реже ломаются. Эксперты считают, что это лишь отговорки.
Минэкономразвития рекомендовало правительству не поддерживать поправки в закон о госзакупках, ограничивающие аппетиты чиновников при покупке автомобилей. Ведомство опубликовало на своем сайте проект отрицательного отзыва на внесенные в Госдуму поправки депутатов от КПРФ Александра Куликова и Владимира Никитина, которые предложили ввести дополнительную отчетность при покупке машин дороже 1 млн рублей. Авторы инициативы считают, что чиновники имеют право купить более дорогую машину, но только с разрешения правительства.
Однако в Минэкономразвития считают, что создавать лишние трудности чиновникам, если те хотят приобретать авто премиум-класса, не стоит. Во-первых, говорят в ведомстве, «принятие законопроекта, положениями которого ограничивается закупка дорогих легковых автомобилей не позволяет решить проблему расходования бюджетных средств в комплексе».
«Следует отметить, что расходование бюджетных средств заказчиками не ограничивается закупкой исключительно автомобилей, бюджетные средства могут быть расходованы на такие цели как закупка техники, мебели, выполнение отделочных работ и т.д», — отмечает Минэкономразвития.
Второй аргумент: закупка дорогостоящих автомобилей с учетом более длительного срока их эксплуатации в ряде случаев может потребовать меньше расходов средств бюджета, чем более частый ремонт и замена дешевой техники.
Ну, и, наконец, третий аргумент: размер предельной суммы — 1 млн рублей — носит субъективный характер.
Напомним, в конце прошлого года президент Дмитрий Медведев заявил, что систему госзакупок, в которой «теряется» до триллиона бюджетных денег, необходимо реформировать. Однако после этого между Федеральной антимонопольной службой, которая настаивала на том, что это надо делать на базе действующего 94-ФЗ, и Минэкономразвития, которое предложило проводить реформу с помощью Федеральной контрактной системы (ФКС) возникли разногласия. В итоге решено было отталкиваться от законопроекта, предложенного Минэкономразвития, но при этом учесть предложения всех заинтересованных сторон.
Вопрос о сумме ограничений пока остается открытым. Дело в том, что «Справедливая Россия» также направила на рассмотрение в Госдуму документ, в котором эсеры настаивают на введении дополнительной отчетности при покупке машин премиум-класса. Правда, «Справедливая Россия» предлагает установить на уровне 2 млн рублей.
«У них давно атрофировалось чувство стыда»
Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности, депутат от «Справедливой России» Геннадий Гудков, в интервью BFM.ru рассказал о том, как у партий изначально родилась идея внести на рассмотрение поправки в закон, согласно которым предлагается ввести ограничения для госведомств при покупке служебных автомобилей.
«Известный блогер Алексей Навальный направил документ в две фракции — КПРФ и «Справедливая Россия». В нем говорилось о планке в 2 млн рублей. В КПРФ поступили очень просто: срезали сумму в два раза и внесли на рассмотрение. В «Справедливой России» эта поправка попала ко мне и, что называется, легла на удобренную почву. Дело в том, что мы уже полтора года вели исследование этого вопроса: обращались с письмами к ведущим автодилерам, автопроизводителям, выясняли, сколько машин за какие деньги покупаются различными ведомствами, получали данные учета и так далее. В результате мы поправку Навального переработали, но оставили порог в 2 млн рублей. Мы считаем, что до 2 млн рублей — это нормально», — рассказал Гудков.
Депутат отметил, что в «Справедливой России» предлагают распространить ограничения по стоимости и на автомобили, которые покупаются для всех структур, так или иначе связанных с государством. «У нас ведь как делается — сначала создаются государственные компании, а потом эти госкомпании начинают создавать «дочек», в которых уже никаких ограничений нет. И потом уже на эти «дочки» начинают покупать все, что угодно, вплоть до ожерелий стоимостью миллион долларов», — отмечает депутат.
По словам Гудкова, «очень качественные и хорошие машины можно покупать в ценовом диапазоне до 1,5 млн рублей». «Но наши чиновники привыкли жировать за счет налогоплательщиков, у них уже давно атрофировалось чувство совести, стыда. Они рассекают на машинах, на которых на Западе ездят супербогатые руководители или владельцы компаний. Мне мои коллеги из-за рубежа рассказывали, что у них есть негласный табель о рангах, который все жестко соблюдают. Там определено, кому по должности положено арендовать машины, и каких марок, кому какие можно покупать. И если ты покупаешь машину круче, чем у начальника, то ты создаешь очень серьезную конфликтную ситуацию. Я знаю человека, которого в Германии за это уволили. Там все жестко, и чаще всего нет никаких персональных водителей — чиновники ездят на работу сами. Персональный водитель — редкое исключение», — считает депутат.
Редактор раздела «Автомобильный бизнес» газеты «Клаксон» Алексей Аксенов рассказал BFM.ru, что позиция Минэкономразвития относительно того, что авто премиум-класса ломаются значительно реже других, не соответствует действительности. «Полная ерунда, что машины за 3,5 млн рублей ломаются реже, чем машины за миллион. В некоторых случаях они ломаются даже чаще, так как у них очень часто бывают проблемы с электроникой. В любом случае, эти отговорки очень смешны», — считает Аксенов.
Помимо этого эксперт отметил, что говорить о качестве машины, отталкиваясь только от цены, неправильно. «Машина может быть качественной и за 500 тысяч рублей и за 400 тысяч и за 350, при определенных условиях. К примеру, Renault Logan, который используется многими службами такси, ломается редко и не дорога в обслуживании. Так что нужно всегда отталкиваться от конкретной модели, марки», — рассуждает собеседник BFM.ru.
Также Аксенов обратил внимание на то, что стоимость обслуживания прямо пропорциональна стоимости автомобиля. «Машина премиум-класса подразумевает и обслуживание премиум-класса. Чем машина дороже, тем дороже у нее и запчасти. Если вы покупаете машину за 3,5 млн рублей, колесо от нее будет стоить, грубо говоря, 100 тысяч рублей. Если вы покупаете машину за миллион, колесо будет стоить 20 тысяч рублей», — пояснил Аксенов.
Обслуживание дорогих автомобилей чиновников действительно обходятся в кругленькую сумму. К примеру, только на колеса и страховку бронированного Mercedes S 600 Guard губернатора Самарской области Владимира Артякова бюджет тратил 1,8 млн руб в год. Но это, как оказалось не предел. Как подсчитала Счетная палата, обслуживание Mercedes губернатора Саратовской области Павла Ипатова обошлось региону в 5,7 млн рублей за два года.
Ни в чем себе не отказывая
Как отмечает Алексей Навальный, закупка дорогих машин для чиновников — самая распространенная из жалоб, поступающих в его интернет-проект «РосПил». Между тем, результат исследования депутатов-эсеров показал, что наиболее популярны в среде чиновничьего начальства автомобили трех немецких производителей — Audi (обычно S8), BMW (седьмая серия, реже X5), а также целая линейка Mercedes-Benz (500, 600, Е350, Viano, Vito и другие).
В целом же только наиболее дорогих моделей Toyota, Lexus, BMW, Audi и Mercedes было закуплено в 2007-2009 годах более чем на 4,5 млрд рублей. По словам Гудкова, результаты шокируют не только из-за гигантских сумм, взятых из казны, но еще из-за того факта, что «жируют не только министры, но и простые клерки».
На своем сайте Гудков опубликовал часть ответов на свои запросы в представительства различных компаний, предоставив интернет-пользователям возможность посмотреть на то, какие машины приобретают себе различные ведомства.
К примеру, Ассоциация зимних олимпийских видов спорта закупила 60 автомобилей BMW X5 (общая стоимость 156,5 млн рублей). Войсковая часть №54799 — 24 автомобиля Mercedes-Benz 350 (общая стоимость 121,1 млн рублей). Рособоронэкспорт — 10 машин Mercedes-Benz S500 (52 млн рублей.), Отделение пенсионного фонда по Москве и области приобрело BMW 745 LI за 4,5 млн рублей, Администрация Мытищи ездит на Lexus LS 600h long за 4,6 млн рублей, администрация города Набережные Челны купила 3 авто — Mercedes S500 за 6 млн рублей, BMW Х5 за 4,3 млн рублей и Mercedes GL500 за 4,7 млн рублей, Филиал Адыгейского госуниверситета в Белореченске — Audi А8 за 3,5 млн рублей, Свердловская областная клиническая больница потратилась на Toyota LANDCRUSER за 2,5 млн рублей.
Надо отметить, что эта тема на момент публикации сведений вошла в число самых популярных в русскоязычном сегменте LiveJournal.
Плюс отделка салона деревом ценных пород сикомор
А в апреле этого года газета в российских СМИ была опубликована информация о самых скандальных тендерах на автомобили с сайта госзакупок, которые наглядно демонстрировали, что в желании пошиковать многие чиновники отказать себе просто не могут.
Вот некоторые примеры: Центральная базовая таможня объявила тендер на покупку представительского седана за 8,3 млн рублей. Требования: полная кожаная обшивка дверей, расширенная отделка салона серебристыми алюминиевыми элементами, передние и задние сиденья с вентиляцией и функцией массажа, потолочный монитор для заднего пассажира с DVD. Эту попытку приобретения впоследствии пресекла прокуратура.
Также прокуратура пробовала отменить приобретение Mercedes за 7,8 млн рублей для свердловского губернатора Александра Мишарина. Однако суд в августе признал покупку законной и теперь на этой машине, оснащенной массажными креслами, губернатор будет ездить на встречи с президентом.
Управделами губернатора Челябинской области просила предоставить автомобиль BMW или эквивалент 2011 года выпуска за 7 млн рублей. Требования: полная кожаная внутренняя отделка Merino, фактурная, красно-коричневая, отделка салона деревом ценных пород сикомор.
ГУВД по Ростовской области объявила тендер на покупку автомобиля для собственных нужд за 6 млн рублей. Любопытно, что файл с документацией о госзакупке назывался: «приобретение суперавто».
Сообщения о покупках дорогостоящих машин привлекают большое внимание общественности и в последние месяцы. Так, в начале сентября на антикоррупционном интернет-форуме Российского студенческого союза napalu.net была опубликована информация о закупках пяти автомобилей для Российской таможенной академии (РТА), заявочная стоимость которых на сайте госзакупок превысила 16,5 млн рублей. Это два Mercedes в комплектации limited edition по 2,9 млн рублей, люксовый автобус Hyundai Universe Space Luxury и микроавтобус Ford Transit Van FAD6 общей стоимостью почти 9 млн рублей. Также еще упоминался автомобиль неуказанной марки за 2,2 млн рублей.
Заместитель председателя комитета по промышленности Госдумы, депутат КПРФ Сергей Собко считает, что тема дорогих автомобилей для чиновников — лишь верхушка айсберга. «Вся структура, которая существует в стране, пронизана коррупцией, и нужно ситуацию менять принципиально. Необходимо бороться с этим олигархическим коррупционным механизмом. В принципе, машины, скажем, за миллион-полтора рублей — это не такая уж и проблема для бюджета. Но когда большинство людей живут от зарплаты до зарплаты, а у пенсионеров не хватает средств для того, чтобы оплатить коммунальные услуги, шиковать — цинично и пошло. Но, еще раз повторюсь, проблема гораздо шире. Вы хоть на велосипеды, хоть на самокаты чиновников пересадите, но если коррупция будет процветать, от этого ничего не изменится», — поделился своим мнением с BFM.ru Собко.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.