Рейтинг@Mail.ru

    Стагнация научит бизнес считать

    Добавил i-Worker News 11 ноября 2011 года в 9:49 в рубрику Экономика и бизнес
    Стагнация научит бизнес считать
    Изображение с сайта http://investgazeta.net

    Многие российские холдинги создавались в период быстрого роста капитала и хаотичного приобретения всевозможных активов без какой-либо определенной стратегии. В результате, в настоящее время можно наблюдать соседство в одном холдинге компании по производству продуктов питания с центром продажи автомобилей, банков и страховых компаний. Однако в нынешней экономической ситуации подобное нередко становится для бизнеса непозволительной роскошью.

    Эксперты отмечают, что неэффективная деятельность управляющей компании и излишняя диверсификация обычно способствуют снижению рыночной стоимости ее активов и популярности среди инвесторов. При этом опыт развитых стран показывает, что одно лишь известие о планах структурной перестройки компании, одобренное инвесторами, может привести к росту котировок акций на десятки процентов.

    Как правило, собственники задумываются о необходимости структурных преобразований и реструктуризации своего бизнеса, чтобы повысить управляемость холдинга, инвестиционную привлекательность и стоимость своего бизнеса. Именно этой теме была посвящена конференция «Управление холдингами: стратегии новой реальности», организованная радиостанцией Business FM и деловым порталом BFM.ru и прошедшая в четверг в Москве. На ней ведущие эксперты и представители бизнеса обсудили ситуацию, сложившуюся в настоящее время в России.

    Стагнация и отток капитала

    Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова считает, что сейчас в России наступил период стагнации, сопровождающийся оттоком капитала. «Наш рынок не способен переварить нынешние объемы. Отсюда большинство проблем. Поэтому в России наблюдается неспособность экономики генерировать инвестиционный рост. Что касается государства, то инвестирование с его стороны никогда не было определяющим для рынка», — утверждает Орлова.

    Ведущий экономист АФК «Система» Евгений Надоршин подтверждает, что отток капитала имеет место, но, по его мнению, это происходит из-за того, что корпорации сами не готовы инвестировать в собственную экономику.

    Генеральный директор холдинга «Алтан» Валерий Покорняк поддерживает мнение, что отток капитала из России связан с тем, что сами холдинги оценивают ситуацию как нестабильную. «А это как раз задача правительства и государства — сделать климат в стране инвестиционно привлекательным. Пока этого нет — российские холдинги либо выводят капитал, либо ничего не делают. По крайне мере, сильно не расширяются или не делают крупных покупок на нашем рынке», — отмечает Покорняк.

    Генеральный директор компании «Крок» Борис Бобровников констатирует, что период стагнации, в который вступила российская экономика — не совсем привычное состояние для наших реалий: «Когда бизнес практически не растет — это явления для нас новое. У нас привыкли делать бизнес на росте и падении. К примеру, экономические кризисы, которые случаются в России регулярно — вполне штатная ситуация. А когда бизнес не растет — это что-то новое. Это скорее европейская или американская модель, когда прирост экономики составляет 2–3% в год. В такой ситуации для того, чтобы что-то немедленно сокращать, оптимизировать или перестраивать, чему у нас уже научились, причин нет, поскольку явного кризиса не наблюдается. С другой стороны, нет и явного роста. И в этот момент компанию как раз и настигают все просчеты в организации управления».

    Однако эксперт не склонен полагать, что российский рынок ожидают какие-то катаклизмы. «Стагнация не приведет к тому, что бизнесы будут массово закрываться. Просто все будут в срочном порядке приспосабливаться к новой ситуации: учиться считать, вкладывать деньги в системы учета, в собственные мозги. Необходимо учитывать и демографический фактор в нашей стране. Нельзя строить бизнес, ожидая, что завтра к тебе придут 100 новых специалистов. Нет этих людей на рынке, поэтому вкладывать необходимо в существующие ресурсы», — отметил Бобровников.

    Чего хотят инвесторы

    Генеральный директор холдинга «Алтан» считает, что для инвесторов в настоящее время наиболее интересны пищевые холдинги. «Человеку нужно питаться. Продукты — это товар массового, повседневного спроса. Стоит отметить, что для многих пищевых холдингов кризисный 2008 год был как раз не периодом спада, а периодом роста. Во-вторых, это холдинги, которые работают в сфере услуг», — рассказал Валерий Покорняк.

    Также он отмечает, что для инвестора важно то, как холдинг позиционирует себя. Гендиректор «Алтана» не сомневается, что при правильном подходе расположить к себе инвесторов — задача вполне выполнимая. «Важно, как холдинг сам понимает собственную продукцию. Ведь не секрет, что наибольшие проблемы скрыты как раз внутри компаний. В целом же, сейчас у нас на рынках еще очень много свободных мест, в отличие, скажем, от Европы, где рынок перенасыщен. Российские потребители многое еще не получают, хотя спрос с их стороны есть. Поэтому, я думаю, инвесторы найдутся, инвестиции будут двигаться. Если у холдинга прозрачная структура, есть стратегия, хорошая команда, то и инвестор будет», — уверен Покорняк.

    Человеческий ресурс — единственная константа

    Директор департамента стратегии и развития «ИФД Капиталъ» Илларион Луконин считает, что для успешной работы холдинга необходимо соблюдать основные принципы управления портфелем компании. «В начале каждого года мы определяем так называемые вводные данные: анализируем рынки и определяем сферы, в которых мы готовы продолжать бизнес. Бизнес в тех отраслях, в которых нам делают хорошее предложение, мы всегда готовы продать. Каждый бизнес может быть продан, если предлагаемая цена выше внутренней оценки. И уже после определения вводных данных следует макроэкономический анализ», — рассказал Луконин.

    По его словам, грамотная финансовая модель — отличный инструмент диалога между менеджментом и акционером. «Нельзя делать стратегическую модель на 5 лет и потом забывать о ней. Это очень негибкая система. Конечно, необходимо иметь долгосрочную и среднесрочную модели, но помимо этого краткосрочная стратегия должна обсуждаться ежегодно. Необходимо следить за рынком: в период роста мультипликаторов продавать и накапливать. Иногда имеет смысл покупать, когда все продают. Необходимо инвестировать в новые компании и создающиеся рынки. К сожалению, во многих крупных холдингах такого подхода не наблюдается», — считает Луконин.

    Он также отметил, что «единственная константа в нашей изменчивой реальности — команда менеджеров». «Именно ее настрой и мотивированность являются ключевым моментом для успешного ведения бизнеса», — считает он.

    Еще один важный момент — внутренний аудит. По словам Луконина, структуры, занимающиеся этой деятельностью, должны проверять не только фактическую документацию, но и определять ее суть. «Другими словами, необходим переход от формы к содержанию», — уверен Луконин.

    С этим согласен председатель совета директоров ГК «ДримКар» Олег Мосеев: «К сожалению на сегодняшний день аудит воспринимают как инструмент, способный найти и наказать, в то время как гораздо эффективней предупредить заранее. Это значительно повышает эффективность бизнеса. Но пока работа аудиторов воспринимается как успешная только в том случае, если они нашли какие-то нарушения, несоответствия, хотя гораздо эффективнее именно профилактика. А у нас как: ничего не нашли — значит, зачем вы вообще нужны», — констатирует Мосеев.

    Леонид Полозов

    Оригинал: http://bfm.ru

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.