Как культ "быстрых денег" тормозит развитие бизнеса?
Добавил i-Worker News 15 ноября 2011 года в 13:35 в рубрику Экономика и бизнес |
В России национальная идея сформировалась давно. И она, увы, приземленна и цинична: «деньги любой ценой и быстрее».
Можно смело говорить, что и общество, и бизнес, не говоря уже о чиновничьем аппарате, пронизаны одним желанием – получить максимально быструю прибыль любой ценой. Это сильно сказывается на развитии страны, потому что объединяющая всех идея не измеряется в деньгах. Страна развивается, когда у населяющих ее людей есть определенная философия жизни, большие и малые цели и мечты. Люди и общество постепенно достигают своих целей, совершенствуются и увеличивают свое материальное благополучие.
То же и в бизнесе – ситуация отражается вполне релевантно. Отсутствие объединяющей идеи, творческой инициативы, равнодушие и нежелание и неумение принимать решения у сотрудников компаний – всего лишь часть проблем. К тому же, экономика в нашей стране выстроена на базе крупного бизнеса: перераспределением того, что он сможет добыть, собрать, произвести, а малый и средний, то есть частный бизнес людей, которые стремятся что-то создать и таким образом обеспечить свою семью, жизнь, будущее, по-прежнему находится в загоне.
Броуновское движение
Это еще больше усугубляет проблему. Происходит девальвация экономической идеи, которая должна строиться и развиваться от общей идеологии бытия государства в целом. Отсутствие таких идей на уровне экономических субъектов проецируется на сотрудников. Желание подзаработать побыстрей является, например, причиной большой ротации людей. Они мигрируют из одной компании в другую, не успевая, по сути, ничего создать на предыдущем месте работы. Впрочем, есть и другие – те, кто сидит на месте годами, довольствуясь малым, не стараясь развиваться и развивать свою компанию. Я ни в коем случаю не хочу обидеть тех ответственных и замечательных трудяг разного уровня, которые обеспечивают свою семью, оплачивают кредиты, выезжают в дальнее и не очень дальнее зарубежье, помогая государству строить тот средний класс, который должен быть вроде как доволен своим положением в обществе.
«Не быть, а казаться»
К сожалению, частенько в трудоустройстве действует принцип «не надо быть – умей прослыть». Я знаю много людей, которые мало что из себя представляют, с точки зрения созидательной роли для компании или их управленческих навыков, но при этом они много «тусуются», общаются с «правильными» людьми, умеют выполнять разные поручения и благодаря этому продолжают строить свои карьеры. Рано или поздно у них будут проколы, которые откроют глаза тем, кто захочет их открыть, но дело не только в конкретных частных случаях, а в том, что из подобных частностей вырастает системная для общества и бизнеса проблема: «правильных» людей на «правильных» местах. Все решают связи и псевдолояльность, а не квалификация и умение работать на результат. Это большая беда для России.
Проблемы поиска
Если мы говорим о представителях среднего и топ-менеджмента, то они часто – вовсе не менеджеры, по сути, так как стараются любыми способами уйти от принятия решений. Почему? Да потому, что нет понимания целей компании, ее миссии на рынке, и персональной ответственности за результат.
А теперь представьте себе, как рынок трудовых ресурсов регулируется теми, кто по долгу службы должен находить качественные менеджерские и профессиональные таланты, которые реально делают какой-то результат. Им также легче работать с «засветившимися» людьми, которые кочуют, мигрируют, которых легче «продать», потому что у большинства хедхантеров идея бизнеса точно такая же – быстрые деньги. Важно зарабатывать, но не менее важно насыщать компании действительно качественным персоналом разного уровня.
А тщательного отбора и нет. По большому счету, задача «хантерских» агентств – не только находить действительно сильных людей, которых можно продать, но и постараться дать возможность развития тем талантам, которые они профессионально разыскали. «Послушайте, этот человек – директор по рискам, но он очень сильный, перерос свою должность, он может закрыть вот такую-то позицию». Разве часто такую фразу слышит работодатель? И разве часто он задает такой вопрос? Но, если «хантеры» будут находить звезд и звездочек, двигать их дальше, они же в будущем сторицей получат обратно. А работодатель, приобретя их, разве не получит новый импульс развития, а значит, и новые доходы?
Но сегодня дела обстоят не так. Хедхантеры не ведут конкретного человека. Они «закрывают» позицию, зарабатывают деньги. Это нормально, но «закрытие позиции» – это не философия, это «быстрые деньги». Кого найдем, того и предложим. А иногда и искать не надо – можно взять «своих» людей, пусть и непрофессиональных, но своих, лояльных, надежных. Наличие таких сотрудников приводит к тому, что сложности и вызовы, которые возникают у многих российских компаний, например, в кризисные периоды или на конкурентных рынках, решает некачественный состав топ-менеджеров.
Есть идея?
Бизнес развивается либо сильными менеджерами, которые принимают много правильных решений, либо из-за четко выстроенной системы, которая позволяет добавить автоматизма в развитие. У нас порой не получается даже дисбаланса – ни сильных менеджеров, ни системы. И идея отсутствует, как правило.
Возьмем тот же Apple: там был харизматичный лидер, который принимал решения, и они не всегда оценивались всеми как правильные. Но у него была идея, команда, которая верила в него, в компанию, где каждый на своем месте делал свое дело. Побеждает тот, у кого есть идея, кто свободен в принятии решений и не боится ошибиться. Именно так создаются мировые бренды, именно так появляются богатые и счастливые государства.
Мы должны осознавать, что круги на воде от брошенного камня захватывают все больше пространства. Наши действия неминуемо отзовутся в нашем же будущем. Люди, которые сейчас живут в России и активно взращивают порочную систему в обществе и бизнесе, могут не дать шанса своим детям. Если ты сегодня «покрываешь» каких-то подонков, то завтра твой ребенок может оказаться рядом с ними же – это надо понимать, из чувства собственного самосохранения. Жизнь детей не измеряется деньгами!
Так же и в бизнесе. Что будет с ребенком после института, когда он придет работать? Какие-то политические дрязги, интриги? Перспектива перелетной птички или унылого крота? Что ему будут говорить «умные» начальники? «Туда не лезь», «сюда не суйся». Или он получит шанс? Шанс на успех, свой и бизнеса. Шанс, который ему должен предоставить бизнес. Великий талант пробьется в любой ситуации, но богатство нации должно прирастать не единицами, а сотнями и тысячами. А сколько же талантливых бизнесменов страна теряет из-за того, что исповедует идею: «Быстрые деньги любой ценой».
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.