Потребительскую корзину в РФ надо увеличить вдвое
Добавил i-Worker News 28 ноября 2011 года в 9:05 в рубрики Общество, Личные финансы |
В месяц нам пока предписано съедать около 16 яиц, 3 килограммов мяса и 1,5 килограммов рыбы. Купить пальто или куртку - только раз в 8 лет. А модницы могут порадовать себя новой юбкой лишь раз в пять лет. Что же касается культурных мероприятий, то в нашем распоряжении приблизительно 50 рублей в месяц на театр или кино. Впрочем, это в том случае, если жить в рамках официальной потребительской корзины.
Тем временем каждый год в обиход входят новые услуги и товары, которые становятся незаменимыми в повседневной жизни. А это говорит о том, что пора значительно расширять потребительскую корзину. Так, например, сделает Украина с 2012 года. На этой неделе СМИ сообщили, что в этой стране список пополнится 9 позициями. В него добавят услуги няни, платную медицину, страхование, аренду жилья и даже ноутбук и флэшки.
Стоит ли России задуматься о подобных нововведениях? Что должно быть в нашей потребительской корзине? Эти и другие вопросы "РГ" обсудила с руководителем группы прогнозирования Института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Максимом Петроневичем, генеральным директором компании "ФинЭкспертиза" Агваном Микаеляном и советником Института современного развития Никитой Масленниковым.
РГ: Может, нам стоит взять пример с Украины?
Петроневич: Что касается ноутбуков и флэшек, я думаю, можно. А по остальным позициям нужно разбираться отдельно, так как кое-что можно смело вычеркивать из списка.
И в первую очередь, услуги няни. Как правило, няни устраиваются на работу "в черную", то есть без контракта и выплаты налогов. Поэтому у статистических органов просто не будет информации относительного того, какая именно доля расходов приходится на няню. Но это еще полбеды. Также не понятно, как будут регистрироваться цены на нянь. Так как во всех прайс-листах нет конкретной суммы (например, 100 рублей в час). Цифра - всегда на усмотрение условного работодателя.
Масленников: В развитых странах продукты питания занимают менее половины всей корзины. Например, в США на первом месте стоит плата за жилье и коммунальные услуги (42 процента стоимости всей потребительской корзины), а доля продуктов питания составляет всего лишь 19 процентов.
В целом корзина в США состоит из 300 наименований продуктов и услуг, во Франции - из 250 наименований, в Германии - из 475, а в Англии - из 350. Поэтому то, на что пошла Украина, называется соответствием общей мировой норме. И Россия тоже стоит на пороге изменения состава потребительской корзины.
РГ: А что Вы скажете о платной медицине?
Петроневич: Долю расходов на медицину узнать можно. Просто нужно взять наиболее использующиеся платные услуги и отслеживать их. Да и мы к этому практически пришли. В нашей реальной потребительской корзине уже есть расходы на отдых в медицинских здравоохранительных учреждениях. А также первичный консультативный прием, бытовое исследование и общий анализ крови.
РГ: Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова сообщила, что правительство России разработает новую потребительскую корзину по исчислению прожиточного минимума. Чем плоха старая корзина?
Микаелян: Предыдущая корзина, если называть вещи своими именами, включала тот набор товаров и услуг, который позволял элементарно не умереть, и в ней не учитывались многие факторы. А между тем жизнь существенно продвинулась вперед, и нельзя это игнорировать. Мало того, что люди стали по-другому потреблять - изменилась сама структура затрат. Сегодня появилось понимание того, что нужно уйти от простого нормирования к расчету реальных, статистически обоснованных норм потребления. Думаю, что многие чиновники сильно удивятся. Также уверен, что будет крайне непросто выработать оптимальную корзину.
Петроневич: Чем мне не нравится методика расчета потребительской корзины, так это параметрами, но не концепцией. Состав корзины разрабатывался еще в начале 1990-х годов. Те уровни потребления, которые там зафиксированы, явно не отвечают современному уровню. Одни брюки на год, пальто на пять лет… Некоторые товары, которые туда включены, уходят из употребления в далекое прошлое и постепенно заменяются другими, которые попросту отсутствовали, когда "собиралась" корзина.
Масленников: Старая потребительская корзина носит сугубо архаический характер. В прошлом году ее пересматривали, но из-за кризиса решили оставить практически неизменной на 2011-2012 год. Тем не менее, формирование новой методики заложено в планы правительства, которая вступит в силу с 2013 года. Считается, что будет произведен переход от нормативного метода к нормативно-статистическому методу расчетов. Главная причина такой корректировки - существенные расхождения между фактической структурой потребления и структурой, заложенной в корзину. То есть мы получили за короткое время стремительное "старение" некоторых наименований корзины.
РГ: И какие товары или услуги должны быть включены в новую потребительскую корзину?
Петроневич: Это очень сложный вопрос. По той простой причине, что индекс инфляции не один. На самом деле, там используется целый ряд показателей: индекс потребительских цен, базовый индекс потребительских цен, минимальный прожиточный уровень. Все показатели отвечают разным целям.
Например, индекс потребительских цен (ИПЦ) показывает то, как изменяется уровень инфляции. Это необходимо учитывать при индексации зарплат, пенсий, пособий. Базовый индекс потребительских цен, грубо говоря, "очищает" ИПЦ от сезонных колебаний цен на товары. Государство использует этот показатель для индикации разгона или замедления уровня инфляции. На базе него изменяется бюджетная политика. Есть показатель изменения прожиточного уровня. Поэтому необходимо строить корзину в зависимости о того, для чего этот показатель будет использоваться. Если для индексации минимальной зарплаты, как в данном случае, то необходимо исследовать структуру потребления тех людей, которые получают ее по минимальным ставкам, то есть бюджетников. То есть нужно дать корзину потребления именно той категории людей, на которую она рассчитана.
Второе, что должна учитывать корзина, - это гибкие группы товаров. Вспомним ситуацию с гречкой, которая была в прошлом году. Когда крупа подорожала в три раза, это не означало, что стоимость потребительской корзины сильно повысилась, поскольку люди заменили гречку другими крупами или овощами, цены на которые существенно не изменились - рис, картофель. При составлении этого показателя я бы не ориентировался на жесткие параметры, а корзину сделал бы более гибкой.
Микаелян: Если обращаться к реалиям, то в чистом виде у нас сегодня нет ни бесплатной медицины, ни бесплатного образования. А совсем скоро, не исключено, мы столкнемся и с тем, что у нас станет платной и средняя школа. Помимо этого необходимо выделить отдельным видом услуги связи, включая Интернет и мобильную связь. Также в потребительской корзине должна присутствовать статья затрат на дошкольные заведения.
Важно отметить, что мы до сих пор не имеем статистики, хоть как-то отражающей продукты, которые выращиваются в приусадебных хозяйствах. На мой взгляд, этот объем производства и потребления просто необходимо учитывать, поскольку огромное количество людей с минимальным набором сегодняшней корзины выживают только при условии потребления собственноручно выращенных продуктов. Также потребительская корзина должна учитывать особенности каждого региона, не только природно-климатические, но и социальные.
Масленников: У нас в потребительской корзине 156 позиций. Мы отстаем от развитых стран на 150-200 наименований как минимум. Поэтому у нас стоит задача расширить состав потребительской корзины вдвое.
И первое, что необходимо - это изменить норму расхода электроэнергии. Сейчас она составляет всего 50 киловатт в месяц. А это означает, что никаких телевизоров, компьютеров, обучения в темное время суток и так далее. Также у нас не включены в старую корзину информационные технологии: ни мобильных телефонов, ни ноутбуков и флэшек. Хотя в новом проекте корзины это учли. И, конечно же, необходимо увеличить долю медицинских услуг, в том числе и платной медицины.
РГ: Какой прогноз вы можете сделать на конец года и на начало 2012 года по росту стоимости потребительской корзины?
Петроневич: С декабря стоимость потребительской корзины опять пойдет вверх. Причем немаленькими темпами: 7-8 процентов. И в начале 2012 года тенденция продолжится. Хотя в первые месяцы это будет не очень заметно из-за того, что Минэкономразвития перенесло индексацию цен на услуги естественных монополий в 2012 году с января на июль.
Микаелян: Я тоже считаю, что стоимость в любом случае вырастет, поскольку солидную часть в цене каждого продукта, включенного в корзину, составляют тарифы естественных монополий. А они будут расти, даже если их рост будет сдерживаться в рамках инфляции.
Масленников: Изменения стоимости потребительской корзины связано с динамикой потребительских цен. Это, конечно же, будет в разных регионах по-своему. И в идеале в среднем потребительская корзина должна идти вровень с инфляцией.
Но если брать конец года, то тут нужно обратить внимание на несколько структурных факторов, действие которых заставляет предположить, что темп роста потребительской корзины опередит среднюю годовую инфляцию на 2-3 процента. Во-первых, мы наблюдаем с марта ускоряющийся рост цен на непродовольственные товары. Во-вторых, можно констатировать завершение продовольственной дефляции. В-третьих, сезонный всплеск роста цен на коммунальные услуги. Такая же ситуация продолжится и в начале 2012 года.
Это интересно
Англичане заложили в потребительскую корзину шампанское, пиво, МР3-плеер, акустическую гитару, большой перечень товаров для дома и расходы на садовника. Французы - услуги парикмахеров, лак для волос, гель для душа и много других косметических средств, а еще услуги няни для ребенка, аппараты для лечения зубов, аренду автомобилей, проезд на такси, пищу для кошек и собак. Американцам правительство прописало расходы на табачные и алкогольные изделия, на образование, мобильную и компьютерную связь, а также на клиновый сироп.
Состав потребительской корзины:
Продукты питания - хлеб, крупы, картошка, фрукты и овощи, мясо, рыба, молоко и прочее. Надо отметить, что в России доля затрат именно на продукты питания в семьях очень велика и может составлять 50 процентов и более от общих семейных расходов. Далее идут непродовольственные товары - одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства и техника. И третья категория - это услуги, к которым относится плата за жилье, отопление, водоснабжение, электроэнегрия (коммунальные услуги), а также расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.
Комментарии: Добавить комментарий
Такой набор потребительской корзины с преобладанием продуктов питания лишь от того, что в России очень низкая оплата труда и низкие социальные выплаты, услуги акустические гитары просто недоступны. Если бы они были выше выплаты, то и набор потребительской корзины изменился в сторону услуг.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.