На днях Минрегионразвития утвердило новую форму платёжного документа, по которому жители страны рассчитываются за жилищно-коммунальные услуги. Обновлённые платёжки поступят гражданам в ближайшее время. Чиновники утверждают: скандалы с «непонятными суммами» уйдут в прошлое. Отныне квитанция во всех подробностях расскажет, за что именно с потребителя взяли деньги и сколько стоит каждая услуга. Тем не менее не исключено, что «раскрытие карт» может обернуться неприятными неожиданностями как для граждан, так и для руководителей жилищных контор.
Самой значимой приметой новой квитанции станет разделение платежа за холодную воду, свет, газ, тепло. Отныне в платёжке будут указываться две суммы: расход на индивидуальное потребление (по показаниям квартирного счётчика, если он есть) и траты на общедомовые нужды, которые фиксируются коллективным прибором учёта. С одной стороны, этот шаг выглядит логичным и ожидаемым. Сегодня в России почти никто не понимает, каким образом рассчитываются платежи за освещение подъездов или расход воды «на нужды дома». «Авторы» новой платёжки убеждены: если развести «общие» и «частные» цифры по разным строкам, а рядом с ними указать тарифы и нормативы, по которым ведётся расчёт (эти данные тоже появятся в квитанции), вопросов у граждан не останется. Верится с трудом.
«Даже если гражданам теперь покажут тот тариф, по которому они платят, никто и никогда не будет разъяснять, как этот тариф формируется, - рассуждает Вячеслав Гуменюк, сопредседатель движения «Жилищная солидарность». - Люди всё равно не узнают, за что платят. А вычленение «тёмных» общедомовых цифр в отдельные строки только подогреет всеобщее недовольство, и скандалов будет ещё больше, чем сейчас».
Пользу «двойной» платёжки сводит на нет и нынешнее бедственное положение с приборами учёта. Новая квитанция рассчитана на идеальную ситуацию, когда каждый дом оснащён общедомовыми счётчиками, а индивидуальные приборы стоят в каждой квартире. В России дела более или менее хорошо обстоят лишь со счётчиками воды. Газовые приборы из-за дороговизны установили единицы. Что касается учёта тепла, то разговоры о квартирных «тепломерах» пока больше похожи на фантастические измышления. В России системы отопления в домах устроены так, что счётчики надо ставить на каждый стояк. В квартире их может быть до шести, и большинство населения вряд ли потянет такие траты.
Заставить жителей страны поголовно обзавестись индивидуальными приборами учёта власть пытается давно и пока безуспешно. В 2010 г. Минрегион заявил, что счётчики должны быть установлены до 1 января 2012 года. Тех, кто проигнорирует «высочайшее распоряжение», обещали наказать: в разы поднять платежи по нормативам. Однако массовой установки счётчиков после не последовало - прежде всего потому, что огромному количеству граждан такие расходы оказались не по карману. Кроме того, хитрые управляющие компании мгновенно изобрели дополнительные платежи «за техническое обслуживание» счётчиков (которое заключается лишь в нечастой проверке), а население столкнулось с тем, что приборы учёта, особенно газовые, не только дорого стоят, но ещё и далеко не везде продаются. В ряде регионов (в частности, на Урале) возник нешуточный дефицит. Летом этого года для водосчётчиков «час икс» перенесли с января 2012-го на июль того же года. Время для обязательной установки газовых приборов учёта продлили аж до июля 2014 г. («АН» подробно писали об этом в материале «Счётчики подождут» в №26 от 6.07.2011 г.). Но даже если счётчики появятся у всех (что маловероятно), хаоса с платежами явно меньше не станет: грамотный порядок контроля за состоянием приборов учёта и, главное, схема платы за их обслуживание в России пока не придуманы.
«Мне нравится подход, который применяется в зарубежных государствах, - рассуждает Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города». - Там установка счётчиков обязательна. Однако ответственность за их состояние не сваливают полностью на собственников, как это происходит в России, а возлагают на управляющую компанию. Она при этом получает право включать стоимость обслуживания и замены приборов в тариф на тот или иной ресурс. В итоге у жителей не болит голова по поводу того, сколько денег уйдёт на обслуживание злополучного прибора и где искать «волшебников», которые будут его периодически поверять и чинить. Я думаю, такой подход вполне можно было бы применять и в нашей стране».
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.