Facebook: потолстеть на 5 миллиардов
Добавил i-Worker News 22 марта 2012 года в 14:35 в рубрику Экономика и бизнес |
Весной на мировом фондовом рынке произойдет долгожданное событие – первичное публичное предложение акций Facebook. Это IPO станет крупнейшим в истории Интернета. И хотя у Facebook сегодня множество козырей, налицо и ряд серьезных опасностей, которые стоит учесть всем потенциальным инвесторам.
IPO Facebook объемом в $5 млрд станет крупнейшим размещением технологических компаний за всю историю и в три раза превысит выпуск акций Google в 2004 году ($1,67 млрд). Капитализация достигнет $100 млрд, что сделает Facebook дороже многих гигантов фондового рынка. Доля основателя Facebook Марка Цукерберга составляет 28,4%, что приравнивает его состояние к $25 млрд. Доли других акционеров также сделают их долларовыми миллиардерами. В 2011 году компания заработала $1 млрд чистой прибыли и в настоящее время обладает наличными средствами в объеме $3,9 млрд. Социальной сетью Facebook сегодня пользуются 845 миллионов человек – каждый десятый житель земли.
При выходе компании на биржу акцент в оценке стоимости ставится на финансовые показатели, главным образом — будущую прибыль. На первый взгляд, Facebook в этом плане является привлекательной инвестицией, особенно по сравнению с другими интернет-компаниями. Доходы и прибыль растут, а пользовательская база постепенно приближается к миллиарду человек. Однако главная интрига заключается в том, сможет ли руководство Facebook монетизировать этот огромный пул пользователей и оправдать оптимистичные оценки капитализации.
Опыт размещения акций других интернет-компаний говорит не в пользу Facebook. Например, китайская соцсеть Renren с момента IPO потеряла 72% стоимости, скидочный сервис Groupon упал на 40%. В этом секторе присутствуют явные признаки переоценки стоимости и потенциала компаний, и, хотя ставить Facebook в один ряд с другими участниками рынка не стоит, прослеживается ряд общих негативных моментов.
Финансовые результаты зависят от темпов роста количества пользователей и их активности в соцсети. Однако надо признать, что впечатляющие темпы роста поддерживать крайне трудно, в то время как оценки стоимости Facebook основываются на сохранении быстрого роста в будущем.
При нынешней оценке в $100 млрд компания с P/E, достигающим 100, явно переоценена. Еще в начале 2010 года Facebook оценивался в $14 млрд, а в конце 2011-го стоимость компании на вторичном рынке достигла $50 млрд. При этом для быстро развивающихся компаний исторически адекватным уровнем P/E является 20-30 (у лидеров индустрии – Apple и Google – он составляет 15,8 и 20,5 соответственно).
Рост годовой выручки Facebook с 2009 до 2010 года составил 154%, а с 2010-го по 2011 год – уже 88%. При этом нельзя не отметить рост доходов от платных сервисов, таких, например, как услуги для онлайн-игр. За 2011 год выручка от этой деятельности выросла на 500% в годовом исчислении. В абсолютных величинах это $557 млн, что составляет 15% от общей выручки.
Одной из самых главных угроз для устойчивого роста является запрет на деятельность социальной сети в Китае. Ограниченность проникновения на новые рынки приведет к тому, что компании придется найти способы повышения среднего дохода на каждого пользователя. В данный момент этот показатель составляет $4,4, а уровень прибыли на пользователя достигает $1,2. Отметим, что с 2007 года оба этих показателя показывают уверенный рост.
Наибольший заработок компании приносит реклама (85% в 2011 году). В борьбе за рекламодателей Facebook придется конкурировать с лидером на рынке интернет-рекламы – Google, который выдает рекламные объявления с учетом пользовательских предпочтений при поиске. Facebook же навязывает рекламу людям, заинтересованным сугубо социальным аспектом. В то же время, рекламодателей привлекает огромная база данных о предпочтениях пользователей, которой обладает Facebook, что позволяет использовать таргетированную рекламу.
Еще одним вызовом, стоящим перед разработчиками Facebook, является развитие услуг на мобильных устройствах. На данный момент с различных "гаджетов" в соцсеть заходят до половины от общего числа пользователей (425 миллионов), и этот потенциал явно не монетизируется. Рынок мобильной рекламы в США достигает $2,61 млрд, и половину его занимает Google. Ожидается, что к 2016 году рынок достигнет отметки в $11 млрд, и, если Facebook хочет преуспеть в его завоевании, ему придется выдержать жесткую конкуренцию с поисковым гигантом. По оценке исследовательской компании Mobile Squared, заработок Facebook от размещения рекламы на мобильных устройствах может достичь $1,2 млрд.
В своем отчете для IPO Facebook признает серьезную конкуренцию со стороны таких компаний, как Google, Microsoft и Twitter. Есть и более мелкие разработчики, которые создают продукты, конкурирующие с отдельным функционалом Facebook. В секторе социальных сетей доминирование Facebook может оказаться под вопросом, так как некоторые пользователи предпочитают другие платформы. В особенности такая тенденция наблюдается у любителей мобильных устройств.
Кроме того, сейчас многие пользователи недовольны Facebook из-за их политики конфиденциальности. Доступ к персональной информации получают предварительно одобренные сайты и приложения, и то, насколько безопасна информация пользователей в руках третьих лиц, является большим вопросом. Сам Facebook хранит личную информацию пользователей, чтобы затем использовать ее для таргетированной рекламы. Если людей и дальше будет не устраивать безопасность их личной информации на Facebook, то рано или поздно это приведет к тому, что некоторые из них будут менять Facebook на альтернативные социальные сети.
В заключение следует отметить, что лучшие инвестиционные решения принимаются, когда о них мало кто знает. В медийном пространстве Facebook и его выход на биржу уже успели набить оскомину. Такая популярность среди огромного числа мелких инвесторов, свято верящих в перспективы крупнейшей социальной сети, будет подстегивать первоначальный рост цен на акции компании. Facebook действительно демонстрирует хорошие показатели роста и именно поэтому приковывает к себе внимание инвесторов, которые видят зачатки новой парадигмы в секторе интернет-компаний.
Однако не совсем понятно, насколько устойчивой окажется нынешняя модель роста Facebook для получения больших прибылей в будущем, и, соответственно, оправдана ли столь высокая оценка стоимости компании. На волне ажиотажа вероятен существенный скачок цен на акции Facebook в самом начале торгов. Однако в долгосрочной перспективе оснований для такой высокой оценки стоимости компании, с учетом ее нынешних показателей, нет.
Впрочем, у Facebook есть фантастический козырь: ни один канал в мире не сравнится с этой сетью по времени, которое там проводят люди. Если Facebook сможет использовать свою популярность для заработка и привлекать все больше пользователей, котировки будут расти.
Игорь Зуев, эксперт банка Rietumu
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.