Рейтинг@Mail.ru

    Почему наша биржа так часто падает

    Добавил i-Worker News 27 апреля 2012 года в 11:38 в рубрику Экономика и бизнес
    Почему наша биржа так часто падает
    Фото с сайта http://gazeta.ru

    Частные инвесторы должны судиться с ММВБ-РТС за каждый сбой.

    23 апреля 2012 года в фондовой секции на бирже ММВБ-РТС приключился очередной форс-мажор. Торги акциями были приостановлены, три или четыре раз биржа рапортовала об их новом запуске, потом объявила «чрезвычайную ситуацию». С грехом пополам заработало все только в 21:50 по Москве.

    Казалось бы, чему удивляться? Это ж Россия, все постоянно ломается. Биржа и не должна быть исключением. Однако еще до середины 2011 года сбой на бирже ММВБ (тогда она находилась еще в процессе присоединения РТС) считался событием действительно редким и чрезвычайным. Последний из них датировался осенью 2009 года.

    Почему же всё стало так плохо? Вспоминая крылатую фразы "Кадры решают всё", обратимся к не столь давним кадровым назначениям на ММВБ. В июне 2010 года главой биржи ММВБ стал Рубен Амвелович Аганбегян, перешедший на новую работу из группы "Реннесанс Капитал". В марте 2011 года вице-президентом, курирующим информационно-технический блок, назначен Ваган Рубенович Варданян, перешедший на новую работу из группы "Реннесанс Капитал".

    Сферой ответственности Вагана Варданяна предполагалось создание и реализация IT-стратегии и общее руководство блоком IT. Как обычно, вновь назначенный управленец дал бодрый и оптимистичный комментарий. Цитирую пресс-релиз ММВБ. «Основной своей задачей на ММВБ считаю подготовку биржи к решению технологических задач, вытекающих из требований рынка», - говорил новый назначенец.

    Не буду сейчас рассуждать про землячество, кумовство и кооператив "Озеро" в рамках отдельно взятой биржи. Но после назначения нового вице-президента сбои на бирже пошли косяком.

    18 августа 2011 года торги были приостановлены с 16:11 мск до 17:50 мск. Тогда причиной стал человеческий фактор. Некий сотрудник биржи "при работе перепутал тестовую систему торгов и боевую".

    01 ноября 2011 года торги не проводились с 16:15 мск до 17:50 мск. Биржа объяснила сбой "некорректным взаимодействием программных компонент ряда серверов доступа участников к торговой системе". При этом за 5 минут до технического сбоя - в 16:00 мск - началась встреча сотрудников бирж ММВБ и РТС с руководством, посвященная интеграции двух бирж.

    8 ноября 2011 года торги на ФБ ММВБ начались только в 11.00 мск в связи с некорректным отображением информации об остатках денежных средств участников торгов.

    19 декабря 2011 года (в первый день торгов на объединенной бирже) сбой на ММВБ-РТС произошел из-за неполного удаления данных после тестирования системы.

    Люди теряли деньги из-за того, что на их счёте неправильно отражалось количество контрактов (у кого-то их стало больше, чем нужно, у кого-то меньше). Это случилось потому, что после планового тестирования "боевой" системы по взаимодействию служб биржи и участников торгов были не полностью удалены данные из всех систем.

    И наконец, 23 апреля 2012 года сбой произошёл "из-за некорректной обработки транзакции".

    Такая дребедень надоела даже совету директоров ММВБ-РТС. Было объявлено что совет после майских праздников примет кадровые решения и меры административного воздействия в отношении сотрудников IT-департамента биржи. Делаем ставки - кого же уволят: очередного стрелочника или кого-то из управляющих директоров биржи (которых насчитывается почти 20)?

    Самое интересное, что все "сбои" происходили тогда, когда индекс российского фондового рынка начинал падать или даже стремительно и резко валиться. А открывались торги только при "отскоке" рынка. Это можно легко отследить на графиках. Подобные "случайные" флуктуации и породили среди спекулянтов мысль, что руководство биржи вручную отрубает торги, чтобы спасти от маржин-коллов какого-то крупного игрока (брокера, управляющую компанию или фонд). Теория заговора? Не уверен.

    Предполагаю, что на сегодня у руководства биржи выстроена следующая иерархия ценности клиентов: самый ценный клиент = клиент, приносящий самую большую комиссию. Поэтому самыми ценными для биржи являются гиперактивные торговые роботы, потом иностранные фонды, наши фонды и управляющие компании, а частные инвесторы где-то на задворках.  Соответственно, думаю, что биржа готова на многое, чтобы не потерять ценных клиентов.

    Что же делать частному спекулянту-инвестору? Бежать на западные площадки? Ругать руковдство биржи в блогах? Требовать отставок и наказания непосредственных виновников сбоев? Я люблю периодически делать все это для разрядки. При этом понимаю - в свете разговоров о российском МФЦ (Международном финансовом центре) руководители биржи никогда не признаются в том, что частные российские инвесторы им особо не нужны. А доказательств у меня нет.

    Поэтому нужно прояснить этот момент опытным путём. Пострадавшим я предлагаю долгий и спорный механизм защиты - судиться. Сбой на бирже - судиться, повысили гарантийное обеспечение - судиться, отменили сделки - судиться и т.п. Таким образом, решения суда по нескольким частным случаям помогут сформировать общую картинку и понять - защищён ли частный российский инвестор как пользователь услуг российской биржи или не защищён?

    Если не судиться, то придётся слепо руководствоваться позицией ММВБ, сформулированной по итогам сбоя 19 декабря 2011 года и обозначенной примерно так: "Клиент моего клиента - не мой клиент". То бишь, биржа отвечает материально только перед брокерами, как лицами заключившими договор с биржей. А частные инвесторы пусть трясут убытки с брокера, а биржу не трогают. А при подобном раскладе может быть действительно нужно бежать с российской биржи? На сегодня ММВБ спасает отсутствие российской альтернативы. Но, как известно, свято место пусто не бывает.

    Денис Панасюк

    Оригинал: http://newsland.ru

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.