Черта бедности проходит на уровне 13 тысяч рублей
Добавил i-Worker News 22 мая 2012 года в 14:15 в рубрики Общество, Личные финансы |
Черта бедности у нас проходит на уровне 13 тыс. рублей. Официально за ней около 15% населения. На самом деле - 40%.
Уже год ведутся споры о необходимости изменения потребительской корзины. Ее состав должен был быть пересмотрен еще в 2011 году, однако из-за кризиса обсуждение перенесли. И вот, наконец, в середине апреля Минздравсоцразвития представило на суд правительства новую потребительскую корзину. Однако в связи с формированием нового кабинета министров рассмотрение документа отложено на неопределенное время. Когда новое правительство РФ обратится к его рассмотрению, и какие решения примет - неизвестно. Тем временем, аналитики компании «ФинЭкспертиза» рассмотрели, насколько предложенные изменения соответствуют существующей экономической ситуации в стране и запросам граждан, и пришли к неутешительным выводам.
Во-первых, в действующей корзине для трудоспособного населения при завышенных нормативах потребления хлебных продуктов и картофеля, необходимые объемы потребления мясопродуктов занижены вдвое, рыбы - в 1,3 раза, фруктов - в 3 раза. Новые нормы, предложенные Минздравсоцразвития, гораздо ближе к статистическому потреблению, однако по большей части товаров они по-прежнему отстают от его фактических объемов.
Во-вторых, структура новой потребительской корзины соответствует структуре потребления семей с минимальными доходами и не соответствует среднестатистической структуре потребления среди всего населения РФ.
В-третьих, согласно предложениям министерства, стоимость потребкорзины должна вырасти всего на 4,2% - до 6016 рублей. На самом деле для того чтобы быть реальным индикатором уровня жизни россиян, этот показатель необходимо увеличить на 43%, он должен составить 8594 руб. Прожиточный минимум в этом случае должен быть равен 9454 руб.
В-четвертых, разработчики документа предлагают ввести новый принцип формирования продовольственной корзины. Так, стоимость объема продуктов в стоимости обновленной продовольственной корзины будет составлять 50%. Такая же сумма будет делиться поровну между непродовольственной частью и оплатой услуг (по 25%). Между тем, лишь третья часть расходов домохозяйств идет на покупку продуктов питания. Еще одна треть - на покупку непродовольственных товаров и около 25% - на оплату услуг. Таким образом, лишь доля услуг в потребительской корзине будет соответствовать реальной структуре затрат домохозяйств.
Прокомментировать ситуацию мы попросили руководителя департамента оценки компании "ФинЭкспертиза" Алексея Баскакова:
«СП»: - Алексей, какие последствия может иметь изменение состава потребительской корзины?
- Никаких. Оно бессмысленно. Общая стоимость потребительской корзины вырастет всего на 4,2%. А нам важен не столько состав потребительской корзины, сколько ее стоимость. Если же стоимость корзины практически не меняется, не изменится и ее влияние на благосостояние граждан.
«СП»: - А как часто должна меняться потребительская корзина по цене и по составу?
- Как минимум, раз в три года.
«СП»: - Но, например, тарифы на энергию у нас меняются гораздо чаще. Неужели они не влияют на стоимость потребительской корзины?
- Стоимость и состав - вещи разные. Индексироваться потребкорзина должна каждый год, с учетом изменений основных ценовых показателей на внутреннем рынке. Если же говорить о ее составе и структуре, то здесь мы должны не просто вносить изменения, а двигаться в сторону общемировых стандартов.
«СП»: - Потребительская корзина должна гарантировать нормальные нормы жизни человека. Существуют ли в мире такие нормы, или каждая страна разрабатывает свои собственные?
- Общемировые нормы нормального образа жизни существуют. Но они очень сильно отличаются от российской практики. Например, ни в Евросоюзе, ни в Америке «прожиточный минимум» не рассчитывается нормативно, как у нас. Причем у нас он представляет собой набор минимальных услуг и благ, которые не индексируются.
А в странах Евросоюза и США нормы определяются средней зарплатой. Прожиточный уровень в этих государствах составляет примерно 60% от средней зарплаты. И эти 60% определяют черту бедности, за которой человек имеет право на государственную поддержку. В Соединенных Штатах такое право получает человек с доходом 800-900 долларов в месяц. Если же перевести эту методику на нашу действительность, то выявляется довольно печальная арифметика: средняя зарплата по России составляет 22 тысячи рублей. Таким образом, черта бедности у нас проходит на уровне 13 тысяч рублей. Официально за этой чертой у нас находится около 15% населения. А на самом деле - порядка 40%.
«СП»: - Насколько отличается российская потребительская корзина по составу и цене от развитых стран? И к каким государствам мы по этим показателям ближе всего?
- Ближе всего мы к Украине и Белоруссии. Если же говорить об отличиях от развитых стран, то они существенные. Начнем с того, что в нашей потребительской корзине представлено всего 156 наименований товаров и услуг. В Германии их 475, во Франции - порядка 300. Очевидно: чтобы привести нашу корзину в соответствие с международными нормами, необходимо ее увеличить как минимум в два раза, и ввести в ее состав те позиции, которые упорно отметаются - пользование информационными технологиями, бытовой техникой и пр. Наряду с этим, новое правительство должно ввести новый минимальный размер оплаты труда. В противном случае государственный бюджет повышения стоимости потребительской корзины не выдержит.
«СП»: - Простите, но у нас каждый год профицитный бюджет.
- Ну и что? Бюджет профицитный, а дефицит Пенсионного фонда России, например, составляет триллион рублей в год. А пенсии жестко привязаны к корзине. Минздравсоцразвития не может позволить себе увеличения корзины на рассчитанные «Финмаркетом» 43%, поскольку это повлечет за собой увеличение дотаций, социальных выплат, МРОТ. Но и рост всего на 4,2% смотрится нелепо. В существующих реалиях рост стоимости потребкорзины должен как минимум вдвое обгонять инфляцию. Это тот темп, который позволит нашей стране в обозримом будущем приблизиться к европейским стандартам прожиточного минимума.
«СП»: - Готовы ли мы к формированию новой потребительской корзины экономически?
- Вполне. Только никто не ставил такой задачи и не определял ориентиров. Все понимают, что потребительская корзина влияет на прожиточный минимум и определяет черту бедности. При этом упускается из виду важная деталь: понятия «прожиточный минимум» и «черта бедности» - вещи разные. А у нас все свалено в одно кучу. На самом деле жить на уровне прожиточного минимума хуже, чем быть просто бедным. Человек может многие годы быть бедным, при этом не скатываясь до прожиточного минимума. В России необходимо поднять прожиточный минимум до черты бедности (до 60% от средней зарплаты). Это непростая задача.
Комментарии: Добавить комментарий
Я, как пенсионер, считаю, что базовая часть пенсии должна быть равна стоимости ПРОДУКТОВОЙ корзины в регионе проживания (ну хотя бы на уровне стоимости содержания находящихся в местах не столь отдалённых), страховая часть пенсии - пусть ПФ издевается, а пенсионер мучается, считая и пересчитывая (арихметику давно проходил).
Ну или НЕ МЕНЬШЕ, чем 60% от средней зарплаты по региону проживания.
А ПФ РФ давно пора разогнать!
Существующая пенсионная система – впервые введённая Бисмарком – работающие платят пенсию достигшим пенсионного возраста (60 и 55 лет - для необразованных чиновников ПФ и депутатов ГосДумы) - должна быть ликвидирована:
1. Сначала Законодательно ограничить расходы ПФРФ на собственные нужды (0,5% от поступлений, как за бугром). Сейчас тратят бесконтрольно – мол надо и всё. ГосДума молчит, СК тоже, а денег в ПФРФ не хватает;
Заодно: Базовую часть пенсии сделать равной продуктовой корзине региона проживания, и выплачиваться из средств федерального бюджета (ПФРФ), что будет служить гарантией Государства от вымирания пенсионеров хотя бы от голода, бедности и вопиющей нищеты (это касается только тех, которые принесли пользу обществу и стране, «родили и воспитали детей, построили дом, посадили дерево», но не были осуждены – статьи и «стаж» в зоне определят депутаты). Над страховой частью пенсии пусть изгиляются власти предержащие как хотят, пенсионерам будет чем заняться на заслуженном и обеспеченном продуктовой корзиной отдыхе. Всё равно куда-нибудь поехать средств не хватит.
2. Закон «О пенсиях по достижению пенсионного возраста» д.б. ЕДИН для ВСЕХ! И методика исчисления размера пенсии – ОДНА для ВСЕХ! (мне начислили 23% без льгот, чиновнику 70-75% + льготы, хотя по ратифицированной Конвенции МОТ пенсия НЕ МОЖЕТ быть МЕНЬШЕ 40%). У «юристов» в Администрации Президента знаний НЕТ;
3. Сотворить Закон (или соответствующие главы – п. 2) «О социальных пенсиях, пенсиях по выслуге лет и за работу на предприятиях с вредными условиями труда». Социальные пенсии и за работу на Государственных предприятиях с вредными условиями труда – пенсию платит Государство, т.е. ПФРФ из средств, полученных путём отчисления с ФОТ за государевых слуг. Если средств в ПФРФ для пенсионеров – бывших госслужащих не хватит – тогда может и урежут запросы ПФ.
4. Всем госслужащим (в мундирах, мантиях и без) и наёмным работникам – пенсия только по достижению пенсионного возраста (60 и 55лет, хотя по Конституции у нас ВСЕ равны, но получается, что женщины равнее, хотя живут намного дольше мужчин). Ввести ЕДИНЫЙ общий стаж ВСЕМ работающим для исчисления полной пенсии – 20 и 25 лет (сейчас депутатам ГосДумы 4 года, чиновникам 15 лет!?). «Скотный двор» Д. Оруэлла от 1986г.
5. Пенсию за работу на частных предприятиях (ОАО, ООО и т.п.) с вредными условиями труда до достижения пенсионного возраста платит Работодатель. Будет заинтересован в Охране труда и его безопасности.
6. Наёмный Работник (Госпредприятия, ОАО, ООО и т.п.) открывает пенсионный пополняемый депозитный счёт в любом Банке (риски оценивает он сам), сообщает № счёта в бухгалтерию, которая перечисляет на этот счёт отчисления в размере, определяемом Государством (сейчас в ПФРФ). Будущий пенсионер может и сам пополнять СВОЙ счёт. Снимать средства с этого счёта может только работник (чиновник и пр. категории), достигший пенсионного возраста, в размере, рассчитанном по единой для ВСЕХ методике Государства (Правительства, Министерства).
7. В случае смерти Работника или пенсионера накопленные (оставшиеся) средства на его счёте наследуются в соответствии с ч. 111 ГК РФ (а не уворовыватся (присваиваются) ПФРФ);
8. Перерасчёт пенсии для граждан старше 80 лет производит и выплачивает надбавку Государство (ПФРФ).
9. Отчисления в ФОМС (региональный и федеральный) производятся по-прежнему (сейчас 3,5 и 0,2%).
10. Страхование рисков в отношении пенсионных накоплений производится владельцем счёта.
Последнее: 1. Т.о. будущий пенсионер будет ЛИЧНО заинтересован в величине накоплений, принадлежащих ЛИЧНО ему (в наследуемой собственности).
2. Поддерживаю формулировку «по достижению пенсионного возраста» вместо «по старости». Я на пенсии, но старым себя не чувствую (биологический возраст 50 лет – медицина).
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.