Повсеместное распространение клоуна Рональда Макдоналда продолжает давать экономистам отличный материал для глобальных сравнений. Сэндвичи оказались полезны не только для упражнений на тему покупательной способности валют, которые The Economist проделывает с 1986 года (Индекс Биг Мака).
Новое их применение — анализ зарплат самих же сотрудников McDonald’s. Франчайзинговая структура компании не помеха: оплата во всех заведениях почасовая, базовые ставки, механизм их роста в рамках каждой страны — единые, как и процедура расчета премиальных. А значит, и зарплаты сотрудников сети логично мерить в количестве бургеров, которые на них можно купить.
Логика проста. В США, например, работник сети зарабатывает в среднем $7,22 в час, а Биг Мак стоит $3,04. Значит, за час он обеспечивает себя 2,38 бургерами. В Индии Биг Мак стоит меньше ($1,29), но все равно в реальном выражении индус получает в 7 раз меньше, чем его американские коллеги, — всего 0,36 бургера. Для сопоставлений нужна именно почасовая оплата, ведь с ростом благосостояния количество времени, отводимого работе, снижается: в 1890 году американский рабочий в промышленности работал 60 часов в неделю (6 дней по 10 часов), а в 2007 году — около 40 часов.
Два года назад мне довелось участвовать в сравнении цен на товары, продающиеся в IKEA, в 30 странах мира. Результат получился легко прогнозируемый и очень обидный. Российская IKEA — третья по дороговизне в мире: в 1,5 раза дороже американской и в 1,3 раза — швейцарской. Это следствие ужасающей дороговизны российской инфраструктуры, логистики, строительства ну и, разумеется, коррупции. Посмотреть на зарплаты сотрудников IKEA мы не догадались.
С McDonald’s это проделал Орли Эйшенфелтер из Принстонского университета. Вроде бы нехитрая операция потребовала 15 лет сбора данных. Зато теперь понятно, что зарплаты выполняющих одни и те же операции работников 60 стран различаются почти на порядок.
Экономисты были бы счастливы, если бы можно было знать все зарплаты всех работников и все цены всех товаров в мире, да еще и в стандартизированном виде. Это позволило бы увидеть реальную цену труда, оценить жизненный уровень работников, связать стоимость труда с его производительностью, да еще и посмотреть на все эти показатели в динамике. Но собрать такие данные невозможно, поэтому обширные сопоставления зарплат и стоимости жизни очень редки. McDonald’s — идеальный случай, отмечает Эйшенфелтер: он фактически производит один и тот же продукт, делает это много лет, работает по известной технологии.
Работники компании в разных странах обладают идентичным набором компетенций, описанным в 600-страничном руководстве компании (включая этапы приготовления продуктов с цветными фотографиями). Зарплата 90% сотрудников фирмы — почасовая. McDonald’s — идеальный объект для исследования еще и потому, что зарплаты людей в разных странах, чтобы они были сопоставимы, нужно дефлировать с учетом индекса цен: в Пхеньяне можно прожить на $5 в месяц, а в Москве и на $500 сложно. McDonald’s же предоставляет внутренний дефлятор (цена Биг Мака), причем его работники заведомо потребляют продукцию компании.
Эйшенфелтер вместе с McKinsey Global Institute собрал данные по зарплатам работников и ценам бургеров McDonald’s в 13 странах, к 2000 году база охватила 27 стран, а к 2007 году — почти половину из 120 стран, где работает компания. Основные его выводы таковы. В развитых странах зарплата работников примерно одинакова — как в долларах (около $7 в час), так и в Биг Маках (2-3 в час). В большинстве развивающихся стран работники получают около 10% от этой суммы (если мерить в долларах), или 15% (в бургерах). Промежуточная группа — Россия, Восточная Европа и ЮАР: 23-32% от зарплаты в развитых странах (в долларах), или 33-50% (в бургерах).
Таблица Эйшенфелтера показывает и то, насколько важен масштаб цен: в долларах российский работник McDonald’s зарабатывает почти втрое больше китайского, а в гамбургерах — всего вдвое больше. Обратное соотношение с США: тамошний работник общепита в долларах зарабатывает в 3,1 раза больше российского, а в бургерах — вдвое. И все эти различия абсолютно не связаны со знаниями, умениями и способностями работников.
В Западной Европе, где высок уровень минимальной зарплаты, индикатор перестает показывать различия в уровне жизни и производительности труда. Сравнительно высокие номинальные зарплаты работников McDonald’s отражают там лишь неэффективность избыточного госрегулирования и соответственный рост издержек. Реальные зарплаты сотрудников McDonald’s по миру различаются почти в 9 раз, но причины тому могут быть самые разные.
Это относится не только к работникам фастфуда. Майкл Клеменс из Center for Global Development изучил зарплаты индийских сотрудников глобальной софтверной фирмы со штаб-квартирой в Индии. Часть из них выполняла работу из Индии, а часть делала ту же работу, находясь по временной визе в США. При этом визы разыгрывались в ходе лотереи, что исключает различие в способностях работников. Реальные зарплаты (с учетом покупательной способности) тех, кто переместился в США, выросли в 2 раза. На 75% эта разница объясняется «премией за место» и лишь на 25% — разницей в развитии технологий и производительности труда между двумя странами. Так что стремление компьютерщиков в США неудивительно. «Кто богат в мире и кто беден во многом объясняется не тем, кто ты такой, а тем, где ты находишься», — резюмирует Чарльз Кенни, коллега Клеменса по CGD.
А вот если бы свободно перемещаться по миру в поисках быстрого роста зарплат могли и рядовые сотрудники McDonald’s, они, безусловно, выбрали бы Россию. Такого роста зарплат в 2000-2007 годах больше не было нигде. Долларовые зарплаты выросли на 363%, хотя почти половину этого прироста съела инфляция: реальные зарплаты увеличились на 152%. Удорожание Биг Маков в России тоже рекордное. Отчасти это можно списать на укрепление рубля и восстановление экономики после кризиса 1998 года.
Но примерно то же продолжилось в России и в 2007-2011 годах, когда рубль (в отличие от юаня) уже не укреплялся. Сотрудники McDonald’s демонстрируют, что рост цен и зарплат в России подходит к пределу, за которым он становится угрозой экономическому росту. При таком нарастании издержек экономика сохранять динамизм уже не может: в России все становится слишком дорогим.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.