ВТО: Минфин ожидает снижения доходов бюджета в 2013 году
Добавил i-Worker News 9 июня 2012 года в 10:24 в рубрику Экономика и бизнес |
Минфин ожидает снижения доходов бюджета в 2013 году на 310 млрд рублей из-за вступления в ВТО
Доходы бюджета в 2013 году в результате снижения поступления импортных пошлин после присоединения России к ВТО могут сократиться на 310 млрд рублей. Однако расходную часть бюджета уменьшать не будут, кроме условно распределенных расходов. Минфин ожидает снижения доходов бюджета в 2013 году на 310 млрд рублей из-за вступления в ВТО Иллюстрация: Эксперт Online
«Мы в рамках подготовки к различным сценариям можем рассмотреть вопрос о резервировании части расходов, как это сделано в этом году, резервирование составило 200 млрд рублей. По следующему году мы тоже можем применить такой подход с тем, чтобы создать резерв на следующий год», - сообщил в пятницу министр финансов Антон Силуанов.
«С тем, чтобы не увеличивать дефицит, мы сейчас рассматриваем вопрос о том, чтобы не тратить условно распределенные расходы. Это как резерв», - пояснил он.
Мы договорились о том, что бюджетные правила будут составляться таким образом, что на первый и второй плановый период (трехлетнего бюджета) у нас будут предусмотрены условно утвержденные расходы, то есть они не распределены. Если по утвержденному бюджету по бюджетным правилам нужно будет иметь меньше расходов, чем уже утверждены, то, по словам министра, будут сокращать условно утвержденные расходы. При этом, по замыслу Минфина, предполагается сумму расходов, которая уже утверждена в бюджете, не трогать, а на покрытие образовавшейся разницы направлять средства доходов, которые должны были быть направлены в Резервный фонд.
«Таким образом, мы сохраняем все наши расходные обязательства, которые были на 2013-2014 годы, за исключением части условно утвержденных расходов, которые могут сокращаться в случае, если по бюджетным правилам расходы будут меньше, чем в бюджете», - отметил глава Минфина. По его словам, на следующий год условно утвержденные расходы предусмотрены в размере 343 млрд рублей, которые по этим правилам могут не тратиться, на 2014 год - около 850 млрд рублей.
Риски бюджета при вступлении в ВТО действительно есть, но точно предсказать, какой ущерб получит бюджет, сейчас достаточно сложно, отмечает аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов. «Самым правильным способом было бы создание резерва с запасом, так как негативное влияние может оказаться и сильнее прогноза. При этом не стоит забывать, что в бюджете создается резерв и на случай второй волны кризиса, а в случае падения цен на нефть и доходы бюджета будут меньше. Также неизвестно удастся ли реализовать программу приватизации в полном объеме, а это еще 300-400 млрд рублей доходов ежегодно, - рассуждает он. - Таким образом, дефицит бюджета может быть выше целевых уровней на 2013 и 2014 год на уровне 1,6% и 0,7%, и превысить их как минимум на 0,3-0,5%, то есть до 2,1% и 1,2%. В текущем году среднегодовая цена на нефть все же ожидается на уровне, близком к 110 долларам за баррель, поэтому мой прогноз по дефициту на 2012 год пока составляет 0,4-0,5% ВВП».
Начальник аналитического отдела ИК «ТРЕЙД-ПОРТАЛ» Алексей Рыбаков пока не видит угроз для российского бюджета в связи с тем, что хотя Россия, возможно, уже в этом году официально вступит в ВТО, но все защитные механизмы на наши «слабые» отрасли пока остаются. «Если уж мы и увидим снижение доходов бюджета, то оно произойдет совсем по другим причинам: из-за снижения цен на энергоносители. Бюджет будет и дальше дефицитным, сейчас такая бюджетная политика. Можно говорить, что в предкризисных условиях она оправданна, так сейчас поступают все правительства, говорит он. - Конечно, было бы хорошо, чтобы выпадающие доходы компенсировались за счет уменьшения бюрократического аппарата и расходов на него, но, к сожалению, чудес не бывает. Законодательство о Резервном фонде, к сожалению, позволяет делать такие манипуляции, но от этого он перестает, по сути, быть резервным».
Аналитик полагает, что в долгосрочной перспективе, при прочих равных условиях, Россия не сможет нивелировать потери от вступления в ВТО. «Кроме добывающей промышленности эффективных производств у нас нет. Вступление в ВТО - заведомо проигрышная затея для нас», - уверен он.
Вряд ли потери бюджета ограничатся озвученной Антоном Силуановым суммой - 10 млрд долларов может не хватить, полагает аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов: «Импорт в следующем году приблизится к 400 млрд долларов, так что, я думаю, казна пострадает сильнее. Кроме этого, в рамках ВТО могут быть снижены и некоторые экспортные пошлины. Например, на поставки необработанной древесины за рубеж. Кроме всего этого, не следует забывать, что правительству придется потратить дополнительные средства на поддержку российского сельского хозяйства, которому от ВТО будет хуже всех».
По мнению аналитика, расходы бюджета уменьшать нельзя - это может вызвать социальные потрясения, которых никому не надо. «Правительство и так вынуждено идти на непопулярные меры в виде повышения акцизов на табак и алкоголь. Все мы знаем, чем все это закончилось для Горбачева, - напоминает он. - Как говорится: кто не болел - потом не оценит здоровья. По мнению Всемирного банка, благодаря вступлению в ВТО российская экономика (ВВП) будет расти быстрее. Однако основная выгода ожидается от снижения импортных цен и услуг, а не от промышленного роста и создания рабочих мест».
Комментируя идею привлечения средств Резервного фонда, генеральный директор BigFishТатьяна Баскина отмечает, что с одной стороны Резервный фонд как раз и создается для покрытия непредвиденных расходов, либо восполнения дефицита бюджета в кризисных ситуациях. «С другой стороны, вступление в ВТО никак не является непредвиденной ситуацией, и, наверно, какой-то процент снижения доходов в этой связи должен был быть отражен в бюджете, - полагает она. - В нынешней тревожной экономической ситуации видятся более приоритетные направления, которые могут потребовать средств из резервного фонда - вспомним ситуацию 2008-2009 годов. Что касается потерь России после вступления в ВТО, то если и удастся их нивелировать, то в любом случае в очень долгосрочной перспективе - по разным секторам экономики от 5 до 15 лет».
«По экспертным оценкам, бюджетные потери от вступления России в ВТО составят порядка 500 млрд рублей ежегодно, а снижение объемов производства составит до 10-15%, - отмечает руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ "МЭФ-Аудит" Дмитрий Трофимов. - Но это все-таки очень пессимистичный сценарий. Прогноз Минфина выглядит более реалистичным, так как эксперты не обладают всем массивом информации, а статистика отражает инвестиционную активность с некоторым опозданием. Да и инвестиционная активность в уязвимых отраслях довольно высокая, например, в сельском хозяйстве».
Прирост ВВП в 2012-2013 годах, возможно, окажется выше сравнительно осторожных оценок Минэкономразвития и Минфина, полагает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. «Соответственно, от снижения импортных пошлин бюджет может недосчитаться порядка 400 млрд рублей. Правда, при таком сценарии доходы из других источников компенсируют дополнительное снижение доходов за счет более низких пошлин, - рассуждает он. - Кроме того, в рамках консервативного сценария на 57,5 млрд рублей снизятся сборы НДС, уплачиваемого при ввозе продукции из-за рубежа, еще 55,9 млрд рублей бюджет потеряет из-за обнуления ставок экспортных пошлин по ряду сырьевых товаров, в частности, на никель, медь, лес, бумагу и морепродукты. Эта величина в случае реализации сдержанно-оптимистического сценария может также увеличиться на 30%. Но глава российского Минфина в своем выступлении говорил лишь о снижении импортных пошлин после вступления в ВТО, поэтому здесь противоречия в оценках нет».
По подсчетам аналитика, суммарно недостающие доходы бюджета составят порядка 0,6% ВВП РФ за 2013 год. «Эта сумма эквивалентна понижению налогов на потребление и, вероятно, учитывается при формировании налогового маневра, который предусматривает повышение налоговой нагрузки на отрасли, связанные с потреблением и добычей, переработкой сырьевых ресурсов при одновременном снижении на аналогичные величины налогов на производство, - говорит он. - Получать преимущества или ущерб от вступления в ВТО можно не только в экономике, но и в политике. Это влияние может быть реализовано и в среднесрочном, и в долгосрочном периоде. Тем не менее, по крайней мере на период ближайших нескольких лет, экономика и бюджет получат от вступления в ВТО, возможно, существенно больше, чем потеряют».
Основные уступки для вступления в ВТО, напоминает Александр Осин, были сделаны в рамках либерализации экономики РФ еще в 1994-2006 годах, и сейчас ситуация в производственном секторе и в АПК РФ влияние этих уступок уже отражает. «В этой ситуации вступление России в ВТО в 2012 году является позитивным сигналом, поскольку предполагает улучшение инвестиционного климата, повышение шансов на привлечение в экономику РФ новых технологий. Снижение пошлин на 0,6% от ВВП даст импульс дополнительному росту ВВП в несколько десятых процента, исходя из аналогичных мер в налоговой системе, - полагает он. - Более сложно оценить сумму увеличения иностранных инвестиций в РФ, которое будет связано с ВТО, но полагаю, что речь в данном случае будет идти не о десятых процента от ВВП, а о существенно больших суммах. В результате получаем ситуацию, когда есть риск ограниченных убытков и возможность управления мерами, компенсирующими для экономики негативное влияние от вступления в ВТО для ряда отраслей. С другой стороны, есть потенциальная возможность существенного усиления экономики на базе привлечения технологий и инвестиций. В данной связи шансов на то, что в сегодняшней ситуации экономика получит позитивный импульс от вступления в ВТО, больше».
Очень сложно оценить весь объем прямых и косвенных потерь от вступления в ВТО, полагает в свою очередь аналитик Allianz РОСНО Управление активами Ариэл Черный. «Если оценивать только "механическое" сокращение объема получаемых импортных пошлин из-за снижения ставок, особых оснований не доверять оценкам Минфина нет. Если же, например, пытаться оценивать потери в налоге на прибыль с тех российских компаний, которые не выдержат конкуренции с растущим импортом, потери могут оказаться и больше, - говорит он. - Решение не менять расходную часть бюджета, на наш взгляд, связано с желанием Минфина повысить, насколько это возможно, стабильность и предсказуемость государственной политики для бизнеса и потребителей. В этом смысле его можно считать правильным - для национальных экономических агентов более предпочтительным будет, например, вариант с финансированием недополученных доходов посредством выпуска облигаций, чем корректирование расходных статей».
По мнению аналитика, в среднесрочной перспективе ответ на вопрос «выгодно ли для России вступление в ВТО» зависит от того, насколько быстро будут российские компании модернизироваться и повышать собственную эффективность. «Членство в ВТО означает большую конкуренцию, но и большие возможности, это дает больше возможностей лучшим компаниям и вставляет еще больше палок в колеса худшим», - уверен он.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.