Почему сейчас не время менять пенсионную систему
Добавил i-Worker News 4 июля 2012 года в 11:54 в рубрики Общество, Экономика и бизнес |
Очень жаль, если вместо совершенствования накопительной системы Россия ее все-таки отменит — именно в тот момент, когда на нее появляется спрос.
В современной России есть странная традиция: отменять какой-нибудь институт именно в тот момент, когда он наконец начинает работать. Опыт показывает: для того чтобы институт начал нормально работать, нужно как минимум 10 лет. Но у россиян не хватает терпения, и именно в этот момент институт отменяют. Так в свое время было с выборами губернаторов. После феодальной вольницы 1990-х институт выборных губернаторов стал принимать разумные формы в начале 2000-х, когда и был отменен. То же сейчас происходит с накопительной пенсионной системой.
Этот инструмент появился в начале 1990-х в период практически неразвитого финансового рынка. Понимания того, как он должен работать, не было не только у самих будущих пенсионеров, но и у управляющих фондами и регуляторов. Более того, Россия была экономикой с отрицательными реальными процентными ставками (то есть ниже инфляции), поэтому доходность пенсионных вложений в облигации — актив, традиционно считающийся менее рисковым, — была отрицательной. Да и самих облигаций практически не было, в том числе и государственных, поскольку государство не считало нужным развивать этот рынок в эпоху профицита. Фонды предпочитали вкладывать в акции, при этом выводя деньги каждый год, что, по их мнению, было выполнением принципа сохранения дохода. Деньги «молчунов», находившиеся под управлением ВЭБа, первое время толком не инвестировались или инвестировались в государственные бумаги с отрицательной доходностью. Попытка разрешить инвестировать пенсионные деньги в инфраструктурные облигации также не работала: заемщики считали эти деньги дармовыми и требовали низкой доходности, менеджеры пытались получить хоть сколько-нибудь разумную доходность, и процесс не сходился.
В последнее время ситуация в российской экономике начала меняться. На фоне уменьшения всеобщей закредитованности доступность внешнего финансирования для российского финансового сектора резко снизилась. Начался поиск внутренних ресурсов. ЦБ стал более активно предоставлять ликвидность. Банки начали охоту за депозитами и подняли процентные ставки до положительных значений, иногда довольно высоких. Все это не решает вопросов фондирования. Пенсионных денег сегодня накопилось около 1,5 трлн рублей. Пусть не очень много по сравнению с активами банковской системы, тем не менее это хороший источник для финансирования долгосрочных кредитов. С другой стороны, вкус к нему стал появляться и у будущих пенсионеров: они стали более активно направлять свои вложения в частные фонды.
Именно в этот момент Министерство труда решило отказаться от накопительной системы, чтобы профинансировать дефицит в распределительной. Ссылаются на мировой опыт: мол, так поступили Аргентина и Венгрия. Примеры по меньшей мере неудачные. Аргентина известна тем, что хотела повторить чилийский опыт, но затем приблизительно каждые 10 лет стала реквизировать средства пенсионеров в бюджет либо напрямую, как сейчас, либо через инфляцию, как было 10 лет назад. Поэтому государственные нововведения там давно не пользуются доверием. Венгрия также столкнулась с жесточайшим кризисом и бюджетным дефицитом и помимо изъятия денег из накопительной системы совершила еще много странных действий, в результате чего Евросоюз пригрозил ей санкциями.
Будет очень жаль, если вместо совершенствования накопительной системы Россия ее все-таки отменит именно в тот момент, когда на нее появляется спрос. Тем более что для бюджета Пенсионного фонда это будет лишь временная передышка, а не кардинальное решение проблемы.
Комментарии: Добавить комментарий
Существующая пенсионная система – впервые введённая Бисмарком – работающие платят пенсию достигшим пенсионного возраста (60 и 55 лет - для необразованных чиновников ПФ и депутатов ГосДумы) - должна быть ликвидирована вместе с ПФ РФ:
1. Сначала Законодательно ограничить расходы ПФРФ на собственные нужды (0,5% от поступлений, как за бугром). Сейчас тратят бесконтрольно – мол надо и всё. ГосДума молчит, СК тоже, а денег в ПФРФ не хватает, (зряплата служащих, аренда помещений);
Заодно: Базовую часть пенсии сделать равной продуктовой корзине региона проживания, и выплачиваться из средств федерального бюджета (ПФРФ), что будет служить гарантией Государства от вымирания пенсионеров хотя бы от голода, бедности и вопиющей нищеты (это касается только тех, которые принесли пользу обществу и стране, «родили и воспитали детей, построили дом, посадили дерево», но не были осуждены – статьи и «стаж» в зоне определят депутаты). Над страховой частью пенсии пусть изгиляются власти предержащие как хотят, пенсионерам будет чем заняться на заслуженном и обеспеченном продуктовой корзиной отдыхе. Всё равно куда-нибудь поехать средств не хватит.
2. Закон «О пенсиях по достижению пенсионного возраста» д.б. ЕДИН для ВСЕХ! И методика исчисления размера пенсии – ОДНА для ВСЕХ! (мне начислили 23% без льгот, чиновнику 70-75% + льготы, хотя по ратифицированной Конвенции МОТ пенсия НЕ МОЖЕТ быть МЕНЬШЕ 40%). У «юристов» в Администрации Президента знаний НЕТ;
3. Сотворить Закон (или соответствующие главы – п. 2) «О социальных пенсиях, пенсиях по выслуге лет и за работу на предприятиях с вредными условиями труда». Социальные пенсии и за работу на Государственных предприятиях с вредными условиями труда – пенсию платит Государство, т.е. ПФРФ из средств, полученных путём отчисления с ФОТ за государевых слуг. Если средств в ПФРФ для пенсионеров – бывших госслужащих не хватит – тогда может и урежут запросы ПФ.
4. Всем госслужащим (в мундирах, мантиях и без) и наёмным работникам – пенсия только по достижению пенсионного возраста (60 и 55лет, хотя по Конституции у нас ВСЕ равны, но получается, что женщины равнее, хотя живут намного дольше мужчин). Ввести ЕДИНЫЙ общий стаж ВСЕМ работающим для исчисления полной пенсии – 20 и 25 лет (сейчас депутатам ГосДумы 4 года, чиновникам 15 лет!?). «Скотный двор» Д. Оруэлла от 1986г.
5. Пенсию за работу на частных предприятиях (ОАО, ООО и т.п.) с вредными условиями труда до достижения пенсионного возраста платит Работодатель. Будет заинтересован в Охране труда и его безопасности.
6. Наёмный Работник (Госпредприятия, ОАО, ООО и т.п.) открывает пенсионный пополняемый депозитный счёт в любом Банке (риски оценивает он сам), сообщает № счёта в бухгалтерию, которая перечисляет на этот счёт отчисления в размере, определяемом Государством (сейчас в ПФРФ). Будущий пенсионер может и сам пополнять СВОЙ счёт. Снимать средства с этого счёта может только работник (чиновник и пр. категории), достигший пенсионного возраста, в размере, рассчитанном по единой для ВСЕХ методике Государства (Правительства, Министерства).
7. В случае смерти Работника или пенсионера накопленные (оставшиеся) средства на его счёте наследуются в соответствии с ч. 111 ГК РФ (а не уворовыватся (присваиваются) ПФРФ);
8. Перерасчёт пенсии для граждан старше 80 лет производит и выплачивает надбавку Государство (ПФРФ).
9. Отчисления в ФОМС (региональный и федеральный) производятся по-прежнему (сейчас 3,5 и 0,2%).
10. Страхование рисков в отношении пенсионных накоплений производится владельцем счёта.
Последнее: 1. Т.о. будущий пенсионер будет ЛИЧНО заинтересован в величине накоплений, принадлежащих ЛИЧНО ему (в наследуемой собственности). И, если позволят возможности, будет ДОБРОВОЛЬНО пополнять СВОЙ счёт.
2. Поддерживаю формулировку «по достижению пенсионного возраста» вместо «по старости». Я на пенсии, но старым себя не чувствую (биологический возраст 50 лет – медицина).
"Ты мне денег дай, а я тебе верну... потом...половину....может быть..." (Остап Бендер).
Итак во всем. Что пенсионная систиема, что ЖКХ, что оплата утилизации автомобиля при его покупке. Ну какой нормальный правитель будет отвечать за липовые обещания предшественников, тем более когда все уже распилено, разворовано и потрачено.
Пенсионная система - это система благотворительности со стороны чиновников. Захотят дадут, или скажут баста, закончилось. Попытки их построить финансово демографические пирамиды (типа трое молодых кормят одного пожилого, надо только заставить народ размножаться) - ни к чему хорошему привести не могут
Пенсионная система это просто одно из средств для организации воровства. Я за то, чтобы пенсионная система исчезла, она просто не нужна. В безпенсионных моделях управления интересы пожилых людей часто защищаются значительно лучше, см например ссылка на gorbunovo.org
Здравствуйте! Россия самое продвинутое государство по изятию доходов работников в собственность, по передаче выполнения социальных обязательств государства на работников. Шедевр пенсионной системы это на изъятую собственность работников обеспечить только социальную пенсию, а остальное работник будет себе копить и создавать после основного рабочего дня в НПФ, в детях, на шабашках.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.