Качественный бензин или хорошие дороги?
Добавил i-Worker News 1 августа 2012 года в 12:55 в рубрики Общество, Экономика и бизнес |
Правительство может повысить ставки акцизов на топливо классов «Евро-4» и «Евро-5» в следующем году, хотя изначально это не планировалось. Всему виной возможный дефицит в дорожных фондах. Эксперты считают, что рост акцизов скажется на ценах на бензин.
Глава Минфина Антон Силуанов считает, что уже зафиксированные в Налоговом кодексе ставки акцизов на высококачественный бензин классов «Евро-4» и «Евро-5» на 2013–2014 годы необходимо повысить. По его словам, такое решение может быть принято в скором времени правительством из-за нехватки денег на строительство дорог.
Напомним, с 1 июля этого года акциз для бензина ниже класса «Евро-3» увеличился на 6,8%, для «Евро-3» — на 6,5%. Ставка для более экологичного «Евро-4» осталась неизменной — (5,18 рубля на литр), а акциз для «Евро-5» снизился сразу на 24,6% — до 3,9 рубля на литр. Сделано это было по инициативе Минэнерго для стимулирования нефтяников к выпуску более качественного топлива.
В 2013 году сборы с менее экологичного топлива вновь должны быть повышены: ставка для «Евро-3» должна составить 7,41 рубля, для «Евро-4» — 6,5 рубля, при этом сбор с «Евро-5» останется неизменным.
Изменение акцизной политики сопровождается постепенным запретом на использование низкокачественного топлива: оборот бензинов и дизельного топлива класса «Евро-2» будет разрешен в России лишь до конца этого года, класса «Евро-3» — до 31 декабря 2014 года, класса «Евро-4» — до 31 декабря 2015 года.
При этом запрет на выпуск «Евро-2» переносился уже несколько раз. Изначально правительство призывало нефтяников отказаться от него с 2009 года. Однако это вызвало серьезное недовольство со стороны нефтяных компаний, в том числе контролируемых государством. В итоге запрет был перенесен на начало 2011 года. Тем не менее, компании опять оказались не готовы к этому — сроки снова отодвинули.
В середине июня замминистра финансов Сергей Шаталов оценил потери бюджета в связи с запретом низкокачественного бензина в 100 млрд рублей к 2015 году. В конце июня Росавтодор к заседанию бюджетного комитета Совета Федерации подготовил доклад, в котором говорилось о том, что из-за нововведений сократится объем дорожных фондов регионов, а также федеральные субсидии на строительство подъездов к сельским дорогам.
В апреле этого года Владимир Путин обещал, что в течение ближайших 10 лет в России будет построено около 120 тысяч километров автодорог. По его словам, средства региональных дорожных фондов будут расходоваться на три основные задачи: постройка сельских дорог, благоустройство малых и средних городов и сел, ремонт внутригородских и поселковых дорог. На эти цели за 2 года планируется направить около 130 млрд рублей.
Тем временем, задумка по стимулированию нефтяников к выпуску более качественного топлива посредством снижения акцизов на «Евро-5» уже приносит свои плоды. Так, в частности, ЛУКОЙЛ с 1 июля перешел на выпуск бензина марки Аи-92 и Аи-95, соответствующих только классу «Евро-5». Компания рассчитывает сэкономить на акцизах около 200 млн долларов в этом году и еще примерно 460 млн долларов в следующем.
Однако теперь, судя по всему, в Минфине готовы скорректировать эти планы из-за возможного сокращения федерального и региональных дорожных фондов, которые в основном и наполняются топливными акцизами. «Ели мы хотим сохранить объем пополнения дорожных фондов, то мы должны еще раз посмотреть на уровень обложения акцизом моторного топлива», — заявил Антон Силуанов.
По его мнению, повышение акциза не должно привести к росту цен на бензин, так как ставка акциза слабо влияет на цену в рознице: снижение акциза на качественное топливо в июле не привело к падению цен.
Эксперты отмечают, что выравнивание акцизов на разные классы топлива будет выгодно тем нефтяным компаниям, которым только предстоит модернизировать НПЗ под выпуск экологичного топлива. К примеру, «Роснефти». А те компании, которые досрочно выполнили требования техрегламента и стали выпускать более экологичное топливо, могут не получить ожидаемой отдачи.
По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, поняв выгоду, рынок быстро перешел на новый экологичный бензин, опередив планируемый график примерно на два года. Не сделали этого пока только государственные нефтяные компании. В результате быстрой реакции бизнеса Минфин недосчитался значительной части бюджетных доходов от бензиновых акцизов и сейчас стремится наверстать упущенное, констатирует Григорий Сергиенко.
Президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль считает, что решать все проблемы исключительно за счет цен на топливо — неправильно: «Пусть сначала проверят, почему у нас самый дорогой километр дорог в мире, а уже потом акцизы повышают».
Заместителя генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов отмечает, что решение Минфина более чем ожидаемо: «На фоне падения цен на нефть и стагнации российской экономики, государство изыскивает пути наполнения бюджета, значительно подорванного разного рода масштабными проектами. Акциз на топливо является одним из наиболее легко учитываемых и взыскиваемых косвенных налогов, поэтому неудивительно, что Минфин обратился к нему в первую очередь. Тем более, программы инвестиций в производство высококлассного топлива уже утверждены, и отказаться от них нефтяным компаниям будет очень сложно».
По мнению эксперта, усиление налоговой нагрузки на топливо неизбежно приведет к дальнейшему росту розничных цен.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.