Абоненты остались в неоплатном долгу
Добавил i-Worker News 20 августа 2012 года в 10:29 в рубрики Экономика и бизнес, Личные финансы |
Объем проблемной задолженности в телекоммуникационном секторе по итогам первого полугодия 2012 года оценивается в 16,7 млрд рублей. И все потому, что связь в кредит стала доступней, и операторы не заводят кредитных историй
Рост объемов задолженности в телекоммуникационном секторе с начала 2012 года составил 3,6 млрд рублей (прирост на 27%). Об этом свидетельствуют данные долгового агентства Morgan&Stout. А общий объем просроченных платежей за телекоммуникационные услуги по итогам первого полугодия 2012 года составил 16,7 млрд рублей.
Рост проблемной задолженности в отрасли обусловлен, прежде всего, широким распространением кредитных схем оплаты в сегменте мобильной связи, считают специалисты агентства.
Они отмечают, что год от года операторы мобильной связи стали наращивать использование кредитных схем оплаты своих услуг, причем условия получения такого кредита постепенно смягчаются, что увеличивает риски несвоевременных платежей.
Ситуация с ростом задолженности за услуги мобильной связи во многом напоминает процессы в сфере банковского кредитования. Однако в обзоре Morgan&Stout отмечается, что задолженность по кредитным схемам в отрасли связи более «подвижная».
Так, если в структуре банковских долгов безответственные заемщики заметны, то в случае образования задолженности за мобильную связь — нет, потому что объем кредитного лимита редко превышает 5 тысяч рублей и в принципе погасить долг можно.
Кроме того, владельцы мобильных телефонов не желают надолго оставаться без услуг связи, поэтому должники редко пропускают несколько платежей подряд. А доля неплательщиков-рецидивистов, которые, не заплатив, просто меняют номер, пока еще не так велика: от 7 до 10% от общего числа должников.
Но все же доля неплательщиков может увеличиться за счет облегчения условий получения кредитного лимита. Теперь его могут получить и молодые люди, у которых стаж пользования мобильной связью мал, и трудовые мигранты. Кстати, именно от этой категории пользователей — трудовых мигрантов — эксперты ждут «накапливания проблемной задолженности с очень низкими перспективами возврата».
В случае использования номеров телефонов мигрантами велика вероятность того, что часть номеров будет оформлена на граждан России, например, по утерянным паспортам, а потом россиянам придется сталкиваться с неожиданными долгами, подчеркивается в обзоре.
Помимо кредитных схем оплаты, в качестве причин роста задолженности специалисты агентства называют рост долгов за так называемые платные звонки. К таковым относятся звонки (и СМС в мобильной связи) для получения разного рода информационных и развлекательных услуг, которые тарифицируются по высоким ставкам. Задолженность за платные звонки образуется как в сегменте мобильной, так и в сегменте стационарной связи. И если в случае звонков с мобильного телефона плата за них списывается с актуального баланса, то в случае стационарной (фиксированной) связи такие звонки оплачиваются постфактум, что увеличивает риски неоплаты.
Операторы стараются не говорить о долгах
Задолженность по платежам за мобильную связь не выросла, оставшись примерно на таком же уровне, что и годом ранее, сообщила BFM.ru пресс-секретарь компании «ВымпелКом» Анна Айбашева. При этом компания цифры задолженности не раскрывает. По словам Айбашевой, оператор борется с просрочкой силами внутреннего подразделения по сбору долгов, а затем передает ее внешним коллекторам.
Уровень дебиторской задолженности абонентов МТС на конец первого полугодия 2012 года снизилась по сравнению с аналогичной датой прошлого года примерно на 30-35%, сообщила пресс-секретарь компании МТС Валерия Кузьменко. По ее словам, снижения уровня задолженности удалось достичь благодаря дополнительным системам скоринга клиентов, программам по удержанию абонентов, жесткому контролю мобильного мошенничества.
«Мы рассчитываем, что все эти меры, предпринятые в 2011 году, позволят нам улучшить качество абонентской базы и закрепить тенденцию по снижению дебиторской задолженности», — сообщила Кузьменко.
Просрочка по банковским кредитам в 2012 году растет более медленными темпами. Так, в обзоре Bank of America Merrill Lynch (BAML), говорится, что доля просроченных кредитов в России выросла с 4,8% до 5% по российским стандартам бухгалтерского учета.
Просрочка платежей по кредиту отражается в кредитной истории заемщика, которая хранится в одном или нескольких бюро кредитных историй, а вот просрочка по платежам за мобильную связь — не фиксируется нигде, кроме как в базе данных оператора, отмечает руководитель департамента персонального финансового планирования ФГ БКС Наталья Смирнова.
Поэтому банки при рассмотрении заемщика могут запросить в бюро кредитных историй данные по кредитной истории каждого человека, и узнать, какова его платежеспособность в отношении имеющихся и ранее взятых кредитов, добавляет она.
В России только начинает формироваться база по общей платежной дисциплине, и поэтому еще по очень небольшому количеству компаний можно видеть индекс платежной дисциплины, в том числе в отношении оплаты услуг связи. «Просрочка по услугам связи сегодня в России менее прозрачна с точки зрения получений сведений о ней по разным компаниям, и операторы связи не имеют возможности получить сведения о дисциплинированности той или иной компании в плане оплаты счетов за связь», — считает Смирнова. Кроме того, по физическим лицам и индивидуальным предпринимателям подобная база платежной дисциплины вообще не создается, отмечает эксперт.
Но по своим последствиям просрочки по кредитам и по оплате услуг одинаковы с точки зрения начисления пени и, в худшем случае, судебного разбирательства и принудительного взыскания задолженности с неплательщика, предупреждает Наталья Смирнова.
Эксперт считает, что дальнейшее ухудшение платежной дисциплины в области оплаты услуг связи маловероятно, поскольку услуги связи относятся к первоочередным. Единственная причина, по которой может произойти рост неплатежей в этом сегменте — это резкое усугубление ситуации в еврозоне, например, развитие ситуации, аналогичной осени 2008 года, когда и начались просрочки по оплате счетов даже на первоочередные услуги. А вот улучшится ситуация с платежами может в том случае, если в России будет активно развиваться база по платежной дисциплине, полагает специалист.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.