Пенсионная реформа: путь к нищете
Добавил i-Worker News 22 августа 2012 года в 16:06 в рубрики Общество, Личные финансы |
Правительству надо не обнулять отчисления на накопительные пенсии, а увеличивать их, пусть даже ценой повышения подоходного налога.
Вопрос об отмене накопительной части пенсии для покрытия «дыры» в Пенсионном фонде обсуждается на самом высоком уровне, и пока чиновники явно не могут решить эту проблему так, чтобы выполнить обещание президента не повышать пенсионный возраст. Пенсионная реформа — не только крайне чувствительный социальный вопрос, но и важнейшая для России экономическая проблема. Она складывается из двух факторов: несбалансированности пенсионного бюджета страны и отсутствия в экономике «длинных» денег. Без достаточного объема «длинных» денег невозможен долгосрочный рост, обновление инфраструктуры, формирование и развитие конкурентных преимуществ национальной экономики. Кроме того, без них невозможно развитие полноценного фондового рынка, создание в Москве международного финансового центра, проведение крупных IPO. Во всем мире рынки капиталов построены на активах пенсионных фондов и резервах компаний по страхованию жизни — на них приходится 50% всех накоплений. Мы видим, как быстро растут пенсионные накопления в России. Даже при существующей ограниченной структуре инвестиционного портфеля НПФ зачастую дают лучшую доходность клиенту, нежели государство.
Сегодняшней целью государства должна стать не отмена накопительной части трудовой пенсии, а стимулирование накоплений, в том числе и добровольных. При сегодняшней структуре пенсионных отчислений тридцатилетним гражданам распределительная система обеспечит пенсию лишь в 20% их средней зарплаты, накопительная даст еще 15%, а добровольные накопления — еще 2%. Получается, что коэффициент замещения в России не дотягивает и до 40%, хотя для сохранения уровня жизни доход гражданина при выходе на пенсию должен составлять 50-60% от размера последней заработной платы. Нашей целью должно быть создание условий для того, чтобы второй и третий компоненты достигли 20% каждый.
Как исправить ситуацию? Основные проблемы в том, что сегодня НПФ могут инвестировать в ограниченное количество ценных бумаг, а также в том, что они должны по закону раз в год оценивать свой портфель и разносить инвестиционный доход. Из-за ограничений все управляющие боятся вкладывать в бумаги сроком обращения больше года, поскольку, если рынок упадет, им придется зафиксировать убыток. Такая система нетипична для других стран. Если отменить эти ограничения, можно увеличить доходы населения от накопительной части до 20%. Кроме того, НПФ нужно разрешить использовать различные инвестиционные стратегии для разных возрастных групп (консервативная, сбалансированная, агрессивная). Инвестиционная стратегия должна зависеть от возраста человека. Очень важно дать импульс людям для сбережений в России, потому что их отсутствие — ключевая проблема страны. Например, в Америке гражданин имеет право на очень льготных условиях вместе с государством или со своей компанией копить дополнительные пенсионные деньги, которые не облагаются налогами.
В России же пока не сформирована культура накопления пенсионного капитала. Только 5% наших граждан реально задумываются о будущей пенсии. Российский уровень проникновения страхования жизни (накопительных программ) является одним из самых низких в мире (менее 0,05% ВВП; средний показатель для Европы — 4,5%, общемировой — 4,0%). Классическое напрашивающееся решение — налоговые льготы. Но на практике в России оно не работает из-за низкого подоходного налога. Другими словами, для граждан подобная экономия недостаточно осязаема для того, чтобы влиять на принимаемые ими решения. Также необходимо учитывать недостаточный уровень экономической образованности основной части населения.
Увеличение базы для начисления обязательных страховых взносов было бы как нельзя кстати. В дополнение к тем отчислениям, что делает работодатель и в равной с ним пропорции увеличить НДФЛ на 6% и направить данные средства на формирование дополнительного пенсионного капитала. Также следует обеспечить механизм сохранности накапливаемых средств по принципу банковского Агентства страхования вкладов. Реализовав данные меры, можно рассчитывать на достижение целевого коэффициента замещения на уровне 60%.
Я считаю, целесообразно было бы не только сохранить накопительную систему, но принять меры по повышению ее эффективности в плане инвестирования. Также необходимо стимулировать граждан лично участвовать в формировании своего пенсионного капитала наравне с государством и компанией-работодателем.
Комментарии: Добавить комментарий
Не писал ещё здесь:
Предложения по пенсионной реформе от Ю. Королёва
Существующая пенсионная система – впервые введённая Бисмарком – работающие платят пенсию достигшим пенсионного возраста (60 и 55 лет - для необразованных чиновников ПФ и депутатов ГосДумы) - должна быть ликвидирована вместе с ПФ РФ:
1. Сначала Законодательно ограничить расходы ПФРФ на собственные нужды (0,5% от поступлений, как за бугром). Сейчас тратят бесконтрольно – мол надо и всё. ГосДума молчит, СК тоже, а денег в ПФРФ не хватает, (зряплата служащих, аренда помещений);
Заодно: Базовую часть пенсии сделать равной продуктовой корзине региона проживания, и выплачиваться из средств федерального бюджета (ПФРФ), что будет служить гарантией Государства от вымирания пенсионеров хотя бы от голода, бедности и вопиющей нищеты (это касается только тех, которые принесли пользу обществу и стране, «родили и воспитали детей, построили дом, посадили дерево», но не были осуждены – статьи и «стаж» в зоне определят депутаты). Над страховой частью пенсии пусть изгиляются власти предержащие как хотят, пенсионерам будет чем заняться на заслуженном и обеспеченном продуктовой корзиной отдыхе. Всё равно куда-нибудь поехать средств не хватит.
2. Закон «О пенсиях по достижению пенсионного возраста» д.б. ЕДИН для ВСЕХ! И методика исчисления размера пенсии – ОДНА для ВСЕХ! (мне начислили 23% без льгот, чиновнику 70-75% + льготы, хотя по ратифицированной Конвенции МОТ пенсия НЕ МОЖЕТ быть МЕНЬШЕ 40%). У «юристов» в Администрации Президента знаний НЕТ;
3. Сотворить Закон (или соответствующие главы – п. 2) «О социальных пенсиях, пенсиях по выслуге лет и за работу на предприятиях с вредными условиями труда». Социальные пенсии и за работу на Государственных предприятиях с вредными условиями труда – пенсию платит Государство, т.е. ПФРФ из средств, полученных путём отчисления с ФОТ за государевых слуг. Если средств в ПФРФ для пенсионеров – бывших госслужащих не хватит – тогда может и урежут запросы ПФ.
4. Всем госслужащим (в мундирах, мантиях и без) и наёмным работникам – пенсия только по достижению пенсионного возраста (60 и 55лет, хотя по Конституции у нас ВСЕ равны, но получается, что женщины равнее, хотя живут намного дольше мужчин). Ввести ЕДИНЫЙ общий стаж ВСЕМ работающим для исчисления полной пенсии – 20 и 25 лет (сейчас депутатам ГосДумы 4 года, чиновникам 15 лет!?). «Скотный двор» Д. Оруэлла от 1986г.
5. Пенсию за работу на частных предприятиях (ОАО, ООО и т.п.) с вредными условиями труда до достижения пенсионного возраста платит Работодатель. Будет заинтересован в Охране труда и его безопасности.
6. Наёмный Работник (Госпредприятия, ОАО, ООО и т.п.) открывает пенсионный пополняемый депозитный счёт в любом Банке (риски оценивает он сам), сообщает № счёта в бухгалтерию, которая перечисляет на этот счёт отчисления в размере, определяемом Государством (сейчас в ПФРФ). Будущий пенсионер может и сам пополнять СВОЙ счёт. Снимать средства с этого счёта может только работник (чиновник и пр. категории), достигший пенсионного возраста, в размере, рассчитанном по единой для ВСЕХ методике Государства (Правительства, Министерства).
7. В случае смерти Работника или пенсионера накопленные (оставшиеся) средства на его счёте наследуются в соответствии с ч. 111 ГК РФ (а не уворовыватся (присваиваются) ПФРФ);
8. Перерасчёт пенсии для граждан старше 80 лет производит и выплачивает надбавку Государство (ПФРФ).
9. Отчисления в ФОМС (региональный и федеральный) производятся по-прежнему (сейчас 3,5 и 0,2%).
10. Страхование рисков в отношении пенсионных накоплений производится владельцем счёта.
Последнее: 1. Т.о. будущий пенсионер будет ЛИЧНО заинтересован в величине накоплений, принадлежащих ЛИЧНО ему (в наследуемой собственности). И, если позволят возможности, будет ДОБРОВОЛЬНО пополнять СВОЙ счёт.
2. Поддерживаю формулировку «по достижению пенсионного возраста» вместо «по старости». Я на пенсии, но старым себя не чувствую (биологический возраст 50 лет – медицина).
http://gidepark.ru/user/632656317/content/6765 53
Здравствуйте! Накопительная пенсия это хорошо, что разъясняет статья, но для этого нужно доверие к государству и быть собственником страховых взносов. Государство собственник страховых взносов. Статья не объясняет темных мест, существующей пенсионной системы.Работодатель относится к страховым взносам как налогу, а работник считает ему обеспечена пенсия, но скептически оценивает величину пенсии. Это отношение к пенсии не стимулирует изучение пенсионных вопросов. Почему маленькая пенсия интересует только пенсионеров, которых возмущает не справедливость пенсии. Кто ответит страховые взносы налог или отложенная зарплата работника, его собственность. Без решения этого вопроса: работодатель заинтересован в уменьшении налоговой базы, а работника устраивает серая зарплата, поскольку в увеличение пенсии не верит, а реальные деньги душу греют. Государство не хочет отказываться от собственности на страховые взносы так, как придёться социальное обеспечение финансировать из казны.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.