Зачем российские миллиардеры инвестируют в строительство киностудий
Добавил i-Worker News 8 октября 2012 года в 9:40 в рубрики Калейдоскоп, Экономика и бизнес |
Леонард Блаватник, Владимир Евтушенков и Николай Цветков потратили на кино несколько сотен миллионов долларов
Заманить президента на бизнес-презентацию нелегко, но на открытие подмосковного кинокомплекса «Главкино» в феврале этого года Дмитрий Медведев приехал. Ему показали, как монтируется трейлер фильма «Август. Восьмого» о войне в Южной Осетии, и провели в крупнейший павильон «Главкино» площадью более 3000 кв. м и высотой 24 м. «Можно подвесить все что угодно — танк, самолет, делать перегоны на любой скорости», — удивлялся Медведев. Президента сопровождали режиссер Федор Бондарчук, гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст и продюсер Илья Бачурин — совладельцы проекта. Не было четвертого партнера, на земле которого построили «Главкино», — миллиардера Николая Цветкова (№33 в рейтинге Forbes). Комплекс занимает 8 га рядом с Новорижским шоссе — в месте, где участки стоят $40 000 за сотку. За фасадом, выкрашенным в разноцветную полоску, скрываются 22 000 кв. м съемочных павильонов, производственных и офисных помещений.
По масштабам «Главкино» оставил далеко позади открытый в октябре 2008 года кинокомплекс «РВС — Санкт-Петербург» с его 11 000 кв. м. Зато на «РВС — Санкт-Петербург» приезжал Владимир Путин, пожелавший провести там совещание по вопросам развития отечественного кинематографа. Основной акционер этого комплекса — АФК «Система» Владимира Евтушенкова (№21 в рейтинге Forbes). Но Евтушенков, в свою очередь, оказался не первым магнатом, потратившимся на создание российской «фабрики грез». Первым был Леонард Блаватник, совладелец ТНК-ВР и «Русала» (№72 в мировом рейтинге Forbes), инвестировавший в 2004 году в кинокомпанию «Амедиа». Почему миллиардеры, сделавшие состояние на телекоммуникациях, нефти, металлах и финансовых операциях, вкладываются в строительство киностудий? Что это для них — забавная игрушка или все-таки бизнес? И если бизнес, то насколько он прибылен?
Ставка на ТВ. «Леонард Блаватник не вмешивается в детали, а я не решаю, с каким банком работать, как должна выглядеть структура собственности, — рассказывает президент «Амедиа» Александр Акопов. — Он берет на себя стратегические вопросы, финансовые, юридические. Ему интересно, как идут продажи, как налажен учет».
С владельцем холдинга Access Industries Акопов познакомился в начале 1990-х, когда начинал телевизионную карьеру, а Блаватник ввязался в алюминиевый бизнес в России. У них был общий круг друзей, эмигрировавших или уезжавших на Запад учиться. Акопов стал главным продюсером и гендиректором РТР, Блаватник — совладельцем ТНК, и он не раз говорил приятелю, что готов поучаствовать в интересном кинопроекте, если таковой у Александра появится. Весной 2002 года Акопов решил создать кинокомпанию, но идти за деньгами к другу не торопился. Уволившись с РТР, он заложил в Росбанке свою квартиру, полученный кредит стал стартовым капиталом «Амедиа». Год спустя телеканал СТС показал сериал «Бедная Настя», снятый «Амедиа» совместно с Sony Pictures. Затем Акопов сделал для СТС ставшую хитом «Мою прекрасную няню» и на волне успеха задумался о строительстве собственной студии.
Привлекать средства основатель «Амедиа» думал по классической схеме — через инвестиционные банки. Первые переговоры он провел в Лондоне. На следующий день после возвращения в Москву в холле отеля «Балчуг Кемпински» Акопов встретил Блаватника. Слово за слово — и вопрос финансирования был решен. Леонард Блаватник согласился стать совладельцем «Амедиа» и в качестве взноса за 50% акций выкупить для киностудии часть площадей бывшего шарикоподшипникового завода на востоке Москвы.
Будучи опытным телевизионщиком, Александр Акопов предвидел взлет спроса на сериалы и развлекательные программы и потому большую часть комплекса решил оборудовать под производство телевизионной продукции. Под полнометражное кино отвели один павильон, специально подняв потолок бывшего заводского цеха до 15 м. Другие четыре павильона сразу загрузили съемками сериалов для СТС, РЕН-ТВ и «России».
Поначалу проект Акопова и Блаватника напоминал Голливуд 1930-х годов и советский «Мосфильм». В штат студийного комплекса (его назвали «Медиа-сити») помимо технического персонала были зачислены творческие кадры — продюсеры, сценаристы, режиссеры и актеры. Акопов объясняет это необходимостью удержать творческих людей. Но в 2005 году съемочный комплекс отделили от производственной команды — развели их по разным компаниям и перевели на взаиморасчеты. По словам президента «Амедиа», поскольку никаких скидок «для своих» сделано не было, сотрудники моментально научились считать деньги. Такая организация бизнеса пригодилась, когда мощности «Медиа-сити» выросли до девяти павильонов и Акопов начал приглашать арендаторов — компании, не имеющие собственных съемочных площадок.
Кризис 2008 года едва не убил «Медиа-сити» — выручка его материнской компании упала в несколько раз. Акопов сократил штат производственного подразделения со 130 до 35 человек. В студийном комплексе остались работать 60 человек. Большую часть производственных функций (озвучка, монтаж и т. д.) президент «Амедиа» отдал на аутсорсинг нескольким уволенным сотрудникам, организовавшим собственные фирмы.
Сейчас «Медиа-сити» принадлежат 16 съемочных павильонов общей площадью около 11 000 кв. м. Инвестированные в комплекс $50 млн Акопов надеется полностью окупить к 2015 году. «Кино всегда привлекало Блаватника не прибылью, — говорит он. — Леонарду интересно было попытаться наладить бизнес с такой существенной субъективной компонентой, как творчество».
В прошлом году совокупная выручка «Амедиа» составила $60 млн. Более 75% дохода компании приносит кинопроизводство, 20% — сдача студий в аренду (рентабельность почти одинакова — чуть более 15%). Остальные 5% выручки приходятся на доходы от библиотеки сериалов.
За семь лет «Медиа-сити» снято более 40 сериалов (продолжение «Моей прекрасной няни», «Не родись красивой», «Татьянин день», «Закрытая школа» и др.) и только три полнометражных фильма, не ставших хитами в прокате. «Внимание зрителей окончательно сместилось в сторону телевидения и домашнего экрана, — констатирует Александр Акопов. — Я не ожидал, что это произойдет так быстро. Поэтому от кино мы отказались полностью». Предприниматель объясняет: на продвижение фильма с бюджетом $3–4 млн нужно еще $4 млн, так что картина должна собрать в прокате $16 млн, чтобы принести прибыль. Если снять за год, например, пять фильмов — есть риск, что не выйдешь даже «в ноль».
Хотя все площади в «Медиа-сити» заняты круглосуточно, расширять комплекс партнеры не собираются. При этом на оборудовании они не экономят. Недавно для «Медиа-сити» приобрели две новейшие кинокамеры Sony стоимостью $250 000. «От Голливуда мы отличаемся только тем, что из-за холодного климата павильоны у нас соединены коридорами, в которых могут разъехаться два грузовика», — хвалится глава «Амедиа».
Площади для амбиций. Когда Владимир Путин увидел кинокомплекс «РВС — Санкт-Петербург», он не скрывал своего восхищения: «Я побывал на первой студии, построенной в последние годы в нашей стране на самых передовых технологиях». Еще бы: на ее сооружение было потрачено около $100 млн. Юрий Сапронов, генеральный директор ЗАО «Всемирные русские студии», построившего кинокомплекс, аккуратно обходит вопрос о том, в какой срок окупятся инвестиции. Эти вложения обеспечил его старший партнер — владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков.
Выходец с «Ленфильма», Сапронов пришел в кинобизнес раньше Акопова. В конце 1990-х он создал компанию «Интерактивное телевидение», а в 2003 году вместе с бывшим программным директором РТР Андреем Смирновым — кинофирму Russian World Studios.
Свой первый хитовый сериал «Зона» RWS снимала на арендованных площадях бывшего стекольного завода в Москве. Когда этих площадей стало не хватать, RWS переместилась на территорию завода ЗИЛ — также на правах аренды. Павильоны там строились параллельно со съемками новых сериалов.
Основатели RWS понимали: может случиться, что и с ЗИЛа придется уезжать. В поисках средств для строительства собственного кинокомплекса они обратились в инвестиционный фонд. Какой, Сапронов не говорит. Когда переговоры перешли в активную стадию, Сапронова неожиданно пригласили на встречу с руководством одного из подразделений АФК «Система». У владельца «Системы» Владимира Евтушенкова были свои резоны. В 2006 году принадлежащая холдингу кинокомпания «Тема продакшн» (участвовала в производстве «Матч пойнт» Вуди Аллена) начала строить в Санкт-Петербурге киностудию. Для развития бизнеса не хватало продюсерского ресурса.
«Не скрою, перед принятием решения мы немного колебались, потому что оба варианта были хороши. Но сейчас я понимаю, что сделали правильный выбор», — вспоминает Сапронов.
В конце 2007 года RWS и АФК «Система» создали компанию «Всемирные русские студии». Доли распределились так: «Система Масс-медиа» — 51% акций, ЗАО «РВС» — 49% акций. К новой компании перешла киностудия «Кадр» на ЗИЛе. Юрий Сапронов занял пост гендиректора «Всемирных русских студий», Андрей Смирнов — президента «Системы Масс-медиа» (сейчас он руководит телеканалом «Московия»).
Мощности «РВС — Санкт-Петербург», по словам Сапронова, загружены на 70%. Часть павильонов и других рабочих помещений занята под собственные проекты — в основном телесериалы. Остальные, как и в «Медиа-сити», предоставляются в аренду. Здесь снимались отдельные сцены «Утомленных солнцем II» Никиты Михалкова, «Белой гвардии» Сергея Снежкина и «Сталинграда» Федора Бондарчука, озвучивался «Фауст» Александра Сокурова. Значительная часть клиентов кинокомплекса — производители рекламных клипов. «РВС — Санкт-Петербург» не отказывает и необычным клиентам. Например, свои репетиции здесь проводит балетмейстер Борис Эйфман.
«Когда мы начинали строить студию в Питере, то прекрасно понимали, что будет непросто, поскольку весь рынок сконцентрирован в Москве», — рассказывает Сапронов. Он признает, что московские производители едут в северную столицу неохотно, предпочитая крупные площадки типа «Мосфильма» или «Медиа-сити» или бывшие заводские цеха с минимальным оборудованием, на аренде которых можно существенно сэкономить.
По итогам 2011 года выручка «Всемирных русских студий», согласно отчету «Системы Масс-медиа», превысила $53 млн. При этом чистый убыток составил $65,8 млн. В августе этого года компания отказалась от киностудии на ЗИЛе: контракт закончился, а стоимость аренды делает производство нерентабельным. Теперь все ее усилия будут сосредоточены на питерском комплексе. Юрий Сапронов сравнивает кинобизнес такого масштаба с мясорубкой. Иногда продюсера посещают мысли: хорошо бы дожить до условно пенсионного возраста и спокойно жить, выпуская два-три проекта в год.
«Для того чтобы российский студийный бизнес активно развивался, нужно создать определенные экономические условия, — рассуждает он. — Это позволит сделать наши площадки конкурентоспособными и привлекательными для иностранных продюсеров. Почему Голливуд снимает в Европе? Потому что там система налогообложения возвращает иностранцам часть средств, потраченных на производство фильма. Если в России заработает подобная схема, к нам тоже приедут снимать западные мейджоры, а мы в свою очередь сможем перенять их опыт».
Доволен ли своими инвестициями Владимир Евтушенков, неизвестно. Но «Система Масс-медиа» бодро рапортует: за первую половину 2012 года выручка кинокомпании увеличилась на 33% за счет роста продаж телесериальной продукции. В 2013 году ее студийный бизнес, как ожидается, выйдет на безубыточность. Работать на голубой экран пока что выгоднее, чем на белый.
Неуловимая прибыль. Федор Бондарчук давно мечтал о собственной киностудии. Еще в 2005 году он носился с идеей организовать на территории промзоны в районе Павелецкого вокзала проект под названием «Телезавод». Мечта осуществилась, хотя и значительно позже. «В 2008 году мы разработали проект большой студии, не привязанный к тому, сколько есть денег, — там все было так, как хотелось», — рассказывает партнер Федора Бондарчука и директор «Главкино» Илья Бачурин.
По словам Бачурина, вариант реконструкции старого заводского цеха в пределах Третьего кольца был сразу отвергнут: кино лучше снимать там, где «дышать легко». Строить студию на непрестижных направлениях вроде шоссе Энтузиастов или Ярославского казалось бессмысленным. На Рублевке — слишком дорого. Отцы-основатели «Главкино» (к проекту на тот момент подключились Константин Эрнст и частный инвестор Виталий Головачев) остановились на Новорижском направлении. Они выяснили, что наиболее подходящими для проекта участками владеет «Корпорация Знак» Николая Цветкова. Бондарчук и Бачурин договорились о встрече с миллиардером. «В лице Николая Александровича мы нашли единомышленника, — рассказывает директор «Главкино». — Ему это было важно, нужно, интересно».
Денег глава группы «Уралсиб» не дал, зато предоставил землю под строительство. Специалисты «Уралсиба» на начальном этапе помогали «Главкино» с юридическими и организационными вопросами. Почему Цветков согласился войти в проект? «Ему понравилась идея возрождения отечественной киноиндустрии, создания площадки, которая станет полигоном для молодых режиссеров», — объясняет Евгений Терентьев, представитель группы «Уралсиб» в совете директоров «Главкино». Он добавляет, что бизнесмен с самого начала принял решение, что будет участвовать в проекте, не рассчитывая на коммерческие результаты.
В ближайшие девять лет Николай Цветков в любом случае прибыли не получит. Все заработанные «Главкино» деньги пойдут на оплату кредита ВТБ ($89 млн), потраченного на строительные работы и оборудование комплекса. Потолки и полы павильонов изначально рассчитаны на большую нагрузку (как говорит Бачурин, «любой аттракцион возможен»). Съемки идут на цифровые камеры, а готовый материал можно отправлять по оптоволокну в любую точку мира и делать прямые эфиры для ТВ. Недаром первым клиентом «Главкино» стал Comedy Club Production, который с апреля снимает здесь «Comedy Баттл» и «Comedy Woman». На студии также снимается ряд проектов для ВГТРК, ТНТ, СТС, MTV, ТВ-3.
Для арендаторов новый игрок старается держать цены ниже рыночных. К примеру, создатели телешоу, которое будет выходить в прямом эфире, заплатили студии за 1,5 месяца работы в самом большом павильоне и аренду оборудования около 15 млн рублей. «Это очень мало, — сетует Бачурин. — На «Мосфильме» было бы дороже». Собственное производство (если не считать «Август. Восьмого», созданный до официального открытия кинокомплекса) на «Главкино» только готовятся запускать. Заявки на финансирование нескольких фильмов поданы в Министерство культуры и государственный Фонд кино, а также, как говорит Бачурин, «прорабатываются с частными инвесторами».
Крупных производителей теле- и кинопродукции смущает в «Главкино» только одно — расположение, точнее дорожный трафик. «Как заманить на Новую Ригу, например, Константина Хабенского? — недоумевает Владимир Утин из компании «Мир реалити» (телешоу «Топ-модель по-русски», «Званый ужин» и др.). — Во сколько он приедет на смену и во сколько уедет?» Генеральный продюсер группы компаний Bazelevs Ива Стормилова замечает, что на «Главкино» можно получить полный объем профессиональных услуг в одном месте, но это место находится очень далеко от центра города и туда трудно добираться.
Конкуренцию создает предложение недорогих съемочных площадей в самой Москве. По словам владельца девелоперской компании «Экоофис» Андрея Ковалева, на всех бывших заводах, где ему довелось побывать, он видел съемочные павильоны — и ни один не простаивал. «Был, конечно, провал в 2008 году, но сейчас все идет полным ходом — снимают и сериалы, и полный метр», — уверяет Ковалев. Сам он в 2002 году переоборудовал под кинопавильон один из корпусов в технопарке «Кожевники». Пять лет подряд павильон целиком арендовал телеканал «Столица». Сейчас там снимают новое телешоу — бои без правил в формате 3D.
Илья Бачурин верит, что со временем «Главкино» станет самой популярной студией в России. Посодействовать этому может Константин Эрнст. «Мы рассчитываем, что «Первый» будет работать с нами, — говорит Бачурин, — потому что мы способны привнести в его продукцию преимущества, которые помогут в борьбе за рейтинг». Сам Эрнст на вопросы Forbes отвечать отказался.
Пока что прогноз выручки «Главкино» на 2013 год — всего лишь 200 млн рублей. При этом компании еще требуются деньги — на дооборудование павильонов, строительство административного корпуса, гостиницы, гаража, декорационных мастерских и закупку кинотехники. Приблизительно $120 млн. В «Главкино» надеются найти партнера среди иностранных студий-мейджоров. А для начала решили привлечь на свою площадку маститых кинорежиссеров, которые хотят получить «качественную картинку». Возможности студии в этом плане продемонстрирует новый фильм Питера Гринуэя — «Главкино» предоставило режиссеру свои мощности для работы. Бесплатно.
— При участии Ивана Просветова
Налоговые льготы на кино. В голливудском блокбастере «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» российский спецагент расследует обстоятельства взрыва в Кремле. Но в Москве снимались только панорамные кадры Красной площади, а все сцены, по сюжету связанные с российской столицей, — на киностудии в Канаде и на улицах Праги. Дело в том, что в России для иностранных кинопроизводителей нет никаких льгот, кроме возможности в некоторых случаях не платить НДС. Да и для российских кинокомпаний это сейчас единственная льгота.
Россия. Услуги по производству кинопродукции, а также продажа прав на использование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, не облагаются НДС. Фильм считается национальным, если его продюсирует гражданин России или юрлицо, зарегистрированное на территории РФ, а не менее 70% состава съемочной группы — граждане РФ. Тот же статус могут получить проекты с участием компаний из стран, с которыми подписаны соглашения о совместном кинопроизводстве (Канада, Италия, Болгария, Франция, страны СНГ), если доля иностранных инвестиций не более 50% бюджета фильма. До 2002 года компании не платили налог с прибыли, направленной на производство, тиражирование и прокат кинопродукции. Поскольку некоторые предприниматели пользовались этим для уменьшения налогооблагаемой базы, льготу отменили.
Франция. Национальные производители могут получить налоговый кредит (вычет из налогооблагаемой базы) в размере 20% расходов на производство, тиражирование и прокат фильма, но в размере не более €1 млн. Иностранцы освобождаются от налогообложения 20% расходов на производство фильма, понесенных во Франции, — максимум €4 млн, при этом проект «должен включать элементы, связанные с французской культурой, наследием и территорией».
США (штат Калифорния). 20%-ный налоговый кредит получают художественные фильмы с бюджетом от $1 млн до $75 млн и телефильмы с бюджетом не менее $0,5 млн. На 25%-ный кредит могут рассчитывать так называемые независимые фильмы (снятые частными кинокомпаниями) с бюджетом от $1 млн до $10 млн. При этом все проекты должны иметь статус «квалифицированных» — чтобы не менее 75% производственных дней или общего бюджета были потрачены на территории Калифорнии.
Италия. Если итальянский продюсер снимает фильм по заказу иностранной компании (такой проект может быть признан «итальянским национальным фильмом»), налоговый кредит может составлять от 25% до 100% от производственных затрат в Италии, но не более 60% общего бюджета картины и суммы €5 млн. В случае официального совместного производства льгота составляет до 15%, но не более €3,5 млн.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.