РФ: начался процесс адаптации к медленному росту доходов
Добавил i-Worker News 17 октября 2012 года в 13:51 в рубрики Общество, Экономика и бизнес |
В России начался процесс мучительной адаптации к более медленному росту доходов государства, бизнеса и потребителей. Темпы роста экономики больше не будут прежними, а значит, Россия будет вынуждена измениться навсегда. Об этом было заявлено на конференции агентства Standart & Poor's «Россия в международном контексте», прошедшей в Москве во вторник, 16 октября.
Ситуация в России выгодно отличается от той, что была в конце 2000-х годов. В результате кризиса некоторые пузыри сдулись, произошла чистка финансовой системы, укрепилась экономика. Россия вышла более сильной из кризиса. Центробанк перешел к новой курсовой политике. Может быть, она внесла некоторую нервозность на валютном рынке, но в целом оказывает позитивное влияние на экономику. Поэтому суверенный рейтинг России останется стабильным – на уровне ВВВ. Но при сохранении примерно на нынешнем уровне цен на нефть. Их изменение на 10% ведет к снижению или увеличению доходов бюджета примерно на 1,4% ВВП. При падении среднегодовой цены нефти до $80 за баррель суверенный рейтинг России снизится на один пункт. При более шоковом сценарии, когда нефть рухнет до $60 за баррель, рейтинг может потерять до трех пунктов.
Маловероятно, что в ближайшие годы нефть будет расти в цене также как в 2000-х годах, когда она подорожала в пять раз. Поэтому и докризисных темпов роста экономики в России не будет. Мы говорим о темпах роста на ближайшее трехлетие на уровне 3% в год и это – тренд понижающийся.
Не смогут расти прежними темпами и доходы бюджета. Бюджетные проблемы накладываются на снижение рейтинга президента, хотя и не такое сильное, как в некоторых странах Европы. Это стимулирует щедрые бюджетные расходы. В S&P ожидают, что расходы только на пенсионную систему и здравоохранение увеличатся с 13% ВВП в 2013 году до 25,5% в 2050 году.
Уже сейчас у российских компаний прибыль на баррель нефтяного эквивалента ниже, чем у других компаний мира из-за большого налогового бремени. Неизвестно, не возникнет ли у российского правительства желание решить свои бюджетные проблемы при резком падении цен на нефть за счет нефтегазовых компаний. Мы уже были свидетелями того, как перед выборами было фактически запрещено повышать цены на бензин.
Сергей Вороненко, ведущий аналитик S&P считает, что «госбанки останутся локомотивом кредитования экономики». С 2008 года 80% заимствований за рубежом российскими кредитными организациями приходится на пять крупнейших госбанков. И разрыв в возможностях заимствований между крупными и небольшими банками будет сохраняться. Будет расти интерес банков, прежде всего государственных и крупнейших, к «гибридным» источникам пополнения капитала. Вслед за ВТБ бессрочные субординированные облигации выпускает «Газпромбанк».
Доходы банков России находятся на очень хорошем уровне, но неустойчивы. Большое влияние на этот результат оказало восстановление ранее созданных резервов по ссудам. В 2009 году на создание резервов уходило до 50% операционных доходов, в 2010 году – уже только 22%, в 2011 – 9%, в первой половине 2012 года в годовом выражении этот показатель равнялся 8%. Понижательная тенденция будет сохраняться.
Борис Копейкин, директор S&P считает, что региональные и муниципальные бюджеты тратят чуть более 12% ВВП страны, но слабо представлены на рынке заимствований – всего 36 эмитентов облигаций на 360 млрд руб. Но в скором времени заимствования неизбежно будут расти. Местным бюджетам надо привыкать к ситуации, когда доходы растут очень медленно. Даже психологически и политически это очень сложно делать после десятилетия бурных темпов роста доходов.
В этом году для региональных и муниципальных бюджетов разыгрывается сценарий «мягкого стресса»: не растут прибыль и трансферты из федерального бюджета. В реальном выражении сокращаются сборы налога на прибыль – одного из основных фискальных источников наполнения региональных бюджетов.
В среднем по регионам постоянных доходов пока больше, чем нужно чтобы удовлетворять основные расходы в сфере образования и здравоохранения. Но разрыв в бюджетной обеспеченности регионов составляет десятки раз. Уже в следующем году текущих доходов у половины регионов будет не хватать для текущих расходов.
Значительная часть предвыборных обещаний, оцениваемых S&P в 8% ВВП, должна финансироваться из региональных и муниципальных бюджетов. Пока федеральный бюджет обещает покрыть, по нашим оценкам, не более четверти прироста расходов. Прежде всего будут резать расходы, которые можно сократить: капитальные затраты. Но и таких возможностей у регионов все меньше, в том числе и из-за изменения законодательства: все большая часть перечислений оказывается связанной по целям финансирования, как например, дорожные фонды.
90% оставшейся гибкости приходится на шесть богатых регионов, которым резать нечего не придется. Остальным просто нечего резать. Если не случится чуда с нефтяными ценами или федеральный центр не изменит свою политику по делегированию полномочий без предоставления соответствующих финансовых ресурсов, проблемы будут у очень многих.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.