Рейтинг@Mail.ru

    Пособие по бедности вместо пенсии: выход ли это из тупика?

    Добавил i-Worker News 24 декабря 2012 года в 10:13 в рубрики Общество, Экономика и бизнес, Личные финансы
    Пособие по бедности вместо пенсии: выход ли это из тупика?
    Фото с сайта http://irsolo.ru

    Институт экономической политики им. Гайдара предложил трансформировать пенсию в пособие по бедности. Можно ли рассматривать этот вариант как реальную альтернативу новой пенсионной реформе?

    Все истинно верующие да разбивают яйца с того конца,

    с какого удобнее. Решение же вопроса: какой конец

    признать более удобным, по моему скромному разумению,

    должно быть предоставлено совести каждого.

    Джонатан Свифт, Путешествие Гулливера, гл. IV

    Дискуссия о пенсионной стратегии завершилась тем, чем и была должна. Соперников развели по разные стороны ринга, каждый уверен, что прав. Но положение неравное: одни участвуют в пенсионных дискуссиях и готовят аналитические доклады, а другие проводят законопроекты в Госдуме.

    Через пару дней после слов Дмитрия Медведева, что разногласия по пенсионной стратегии – в прошлом, Минтруд внес ее в правительство. Разумеется, так и не договорившись с тремя экономическими ведомствами по ключевым вопросам. Новая версия стратегии не опубликована. Обсуждать важный документ предпринимателям и экспертам разрешили, но знать, какие замечания учтены, им не обязательно.

    Президенту правительство сдало доклад о законах, нужных для реализации стратегии. Что в нем, получен ли – неизвестно. Это не технический вопрос. Радость дискуссии с несговорчивым Минтрудом была РСПП омрачило зрелище утверждения Госдумой законопроектов, вводящих с 2013 года дополнительные взносы за работников, занятых на вредных производствах.

    Результатов большой пенсионной дискуссии немного, они противоречивы:

    1)  снижение накопительного взноса с 6% до 2% перенесено с 2013 на 2014 г.,

    2)  желающие продолжат накапливать 6%,

    3)  стаж для получения максимальной пенсии составит 35, а не 40 лет,

    4)  тариф для самозанятых после 2-кратного роста в 2013 г. расти не будет.

    Тем временем Институт экономической политики им. Гайдара (ИЭП) выпустил доклад о том, как надо поменять пенсионную систему. Он вызвал большой интерес СМИ, хотя в огромной степени совпадает со статьей, опубликованной в начале сентября в «Вопросах экономики» ключевым автором доклада, Владимиром Назаровым. ИЭП предложил радикально упростить пенсионную систему, трансформировав пенсию в пособие по бедности при утрате трудоспособности.

    Каковы аргументы в пользу этого варианта?

    Необходимость реформы. Пенсионные тарифы в России на 31%, а расходы на пенсионное обеспечение – на 21% выше, чем в ОЭСР. Повышать нагрузку на зарплаты нельзя. Но отношение числа пенсионеров к работникам из-за раннего выхода на пенсию, низких требований к стажу и пенсионного возраста, неформальной занятости – всего 1/1.3. Через 20 лет оно почти достигнет 1/1.

    Коэффициент замещения. Сейчас отношение средней пенсии к зарплате составляет 35%. На знамени сторонников распределительной системы вышита рекомендация МОТ: коэффициент не ниже 40%. Но этот показатель в России рассчитывается некорректно. Не учитывается, что с пенсий не берется подоходный налог. Сравниваются, в отличие от развитых стран, средние, а не медианные выплаты. Поскольку пенсии варьируются меньше зарплат, сравнение средних дает меньший коэффициент, чем сравнение медиан. Наконец, МОТ говорит о пенсионере, на иждивении которого находится супруг.

    Повышение пенсионного возраста. Система разбалансирована, и, казалось бы, это лучшее лекарство. Но в крупных дозах оно залечивает пациента до общественного недовольства, а в малых – помогает нескоро и несильно. Чтобы волнений не было, повышение пенсионного порога надо начать с госслужащих и бюджетников. Его можно «разменять» на повышение зарплат (предложив это и части досрочников). Но возможность стремительно уходит: рост зарплат чиновников и бюджетников запланирован на ближайшие годы, а об изъятии пенсионной льготы они еще не знают.

    Повышение порога для остальных может быть постепенным, растянутым на долгие годы (по 1-2 месяца в год). Или (другой вариант) более резким, но только для молодежи (в обмен на резкое снижение ее взносов в распределительную систему). Тогда придется чем-то замещать выпадающие доходы. А медленное повышение порога сделает эффект отсроченным и слабым. Особенно если дать работникам, как предлагает ИЭП, выбор: получать меньшую пенсию в нынешние сроки или большую, но позже. Действуя по принципу «избиратель не должен чувствовать себя ущемленным», сэкономить на повышении пенсионного порога невозможно. А политической воли на непопулярные шаги нет. Значит, нужен отход от классической модели пенсионной системы.

    Пороки классической системы. Классическая пенсионная модель стимулирует ранний выход на пенсию, сокращение личных сбережений, пренебрежение к здоровью, образованию и квалификации, популизм (население стареет и голосует за увеличение распределительных выплат). Унифицированная пенсионная система любого типа далека от оптимальности: одним мешает копить на дорогостоящую операцию, другим – расплатиться по ипотечному кредиту. Все риски концентрируются на государстве. Обрушились акции, работники перешли в неформальный сектор, снизился ВВП – пенсионерам не объяснишь, почему пенсии упали.

    Выход – вернуть людям отобранную у них около 120 лет назад Отто фон Бисмарком ответственность за обеспечение старости. Они лучше государства знают, сколько им надо будет денег, откуда их взять.Тем более что в постиндустриальной экономике пенсионерам будет проще повысить и получить новую квалификацию, найти оплачиваемое занятие, сохранить здоровье.

    Новая модель. Взамен сложной, четырехуровневой пенсионной системы, дизайн которой для «нормального» человека непостижим, а каждая подсистема обложена множеством правил и ограничений, снижающих ее эффективность, предлагается трансформировать пенсию в пособие по бедности в случае нетрудоспособности. Все, что сверх – добровольные инвестиции. Такой подход устраняет и противоестественное принуждение к убыточным инвестициям, и завышенные распределительные ожидания.

    Тупо- и остроконечники получают, как сестры, по серьгам. Одни – возможность накапливать на пенсию и пониженное фискальное бремя. Другие – прогрессивное по доходам пособие: богатым оно не назначается (проводится проверка нуждаемости). Пособие может финансироваться из обычных налогов и призвано довести доходы получателей до прожиточного минимума пенсионера. Сейчас средняя пенсия (9176 руб. в октябре 2012) выше прожиточного минимума на 65%. Отдельно финансируются самые крупные расходы пожилых людей – медицинские.

    Нет нужды привязывать это пособие к определенному возрасту: нетрудоспособность может наступить в 70, а может – в 30 лет. А главный противник такой системы – ПФР, ведь потребность в его услугах устраняется полностью. Налоги администрирует ФНС, а пособия распределяет соцстрах.

    Шаги к новой модели. Увы, переход от сложной модели к простой при отсутствии политической воли очень сложен. Это самая проблемная часть доклада. Первая мера – замедление индексации пенсий. Шаг совершенно необходимый: нынешние проблемы вызваны многократным волюнтаристским повышением базовой пенсии (начиная с монетизации льгот). Но возможность в любой момент, в угоду электоральным потребностям повысить пенсии на 10-15% обесценивает любое правило индексации. Нужна защита от властного популизма, а ее предложить в рамках пенсионных альтернатив невозможно.

    Вторая мера – добровольное откладывание выхода на пенсию на 5 лет (с возможностью в любой момент войти в программу и выйти из нее) в обмен на повышение пенсии на 15-25% относительно базового уровня за каждый год участия в программе. Отложив выход на пенсию на 5 лет, ИЭП предлагает людям получать вдвое большую пенсию. Довольно щедрая программа – для тех, кто собирается жить долго. Но она дает системе экономию лишь на несколько лет. И психологический эффект подготовки к повышению пенсионного возраста сомнителен: граждане согласятся на него лишь в обмен на увеличенную пенсию.

    Систему досрочных пенсий ИЭП предлагает заменить страхованием утраты здоровья и заработка. Его тариф будет зависеть от оценки риска заболеть из-за работы на «вредном» месте. Шаг разумный, но потребует недюжинной бюрократической работы, которую можно делать годами, и непрост в администрировании. А балансировать систему досрочных пенсий ИЭП предлагает медленнее, чем правительство. В 2018 году, по варианту ИЭП, тариф составит 2-4%, а одобренный Госдумой закон предписывает довести их до 6-9% в 2015 г. Изложенная в докладе позиция – компромисс, выработанный совместно с РСПП, цитирует «Газета.ру» Александра Шохина (до сих пор союз был против повышения взносов).

    К избыточному усложнению системы ведет и повышение требований к стажу, необходимому для выхода на пенсию. За ним легко просматривается повышение пенсионного возраста. Многокритериальность выплат (они зависят и от того, сколько человек проработал, и от того, сколько взносов заплатил) запутает население. Разумнее повышать страховой компонент пенсий. Но для этого снова нужен запрет увеличения пенсий по политическим мотивам.

    Главная проблема перехода к новой модели – из чего платить пенсии по старым правилам, когда все больше работников будет выплачивать в систему пониженные взносы и копить самостоятельно. Понимая выплаты нынешним пенсионерам как выполнение социального долга, ИЭП предлагает делать это за счет нефтегазовых доходов, приватизации, а в крайней нужде поднять НДС и газовый НДПИ. На такое самоотречение политическое руководство страны едва ли пойдет: на что тогда проводить олимпиаду, футбольный чемпионат, повышать зарплаты силовикам, отстраивать Сколково, развивать госэнергохолдинги?

    Многозадачная среда. В итоге ИЭП предлагает сложную, многозадачную систему. Для людей старшего возраста – не снижать пенсии, увеличить расходы на соц- и медобслуживание, их эффективность. «Молодым» пенсионерам и людям предпенсионного возраста – предложить добровольный поздний выход на пенсию. Средним и младшим возрастам – усложнить вход в распределительную систему (повысить стаж и пенсионный возраст), повысить эффективность накоплений. А тем, кто еще не вошел на рынок труда – предложить новую систему: снизить фискальное бремя, свести госгарантии к страхованию от бедности и стимулировать добровольные инвестиции.

    Многозадачность такой реформы превышает нынешние способности бюрократического аппарата. Он может бороться за что-то одно – и против чего-то другого. Поэтому и накопительная система осталась нелюбимым пасынком: у государства уже была «родная» распределительная. Реформу по данному сценарию можно провести в небольшой развитой демократии. Сложность возникла из стремления Назарова сделать переход от бездумного патернализма к системе, ориентированной на человеческую способность рассуждать и планировать, мягким и безболезненным. Возможно и это, но только под руководством бюрократа уровня Ли Куан Ю.

    Впрочем, в Рим ведут все дороги. Можно придти туда и двигаясь волею Минтруда в противоположном направлении. Это произойдет, когда пенсии снова опустятся к уровню прожиточного минимума пенсионера. При этом система, отягощенная льготниками, досрочниками и низким пенсионным возрастом, останется очень дорогой для налогоплательщиков. Но сманеврировать за счет нефтегазовых доходов тогда уже не получится: газ подешевеет, а запасы уйдут на масштабные инфраструктурные проекты. 

    Оригинал: http://forbes.ru

    Комментарии: Добавить комментарий

    • "СКВОЗНАЯ СУММА".



      Первые несколько лет жизни

      на ребёнка платятся так называемые "детские".



      Во время учёбы в ВУЗе человеку платится стипендия.



      В течение трудовой жизни человеку оплачиваются

      периоды, когда он не работает:

      либо по болезни - "больничный";

      либо по безработице - "пособие по безработице".



      По окончании трудовой деятельности

      человеку выплачивается пенсия.



      Не проще ли



      вместо "детских",



      вместо стипендии,



      вместо "больничного",



      вместо "пособия по безработице",



      вместо минимальной государственной "пенсии по старости"



      платить человеку какую-то "сквозную" -

      от рождения до смерти - сумму..



      Правда в этом случае огромная армия

      "тружеников ручки и калькулятора"

      остане тся без работы !



      Но они ведь будут получать эту самую

      "сквозную сумму" !

      .

    • Пенсионная система - ОТДЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ.

      http://maxpark.com/user/63265 6317/content/676553

      .

    • Здравствуйте! На сегодня два варианта выхода из тупика: добиваться исполнения закона № 173-ФЗ, № 166-ФЗ; отказ от пенсии государства и создавать свой, личный пенсионный фонд: семья, недвижимость, вклады в коммерческие учреждения, золото и забыть о "своих взносах в ПФР". Сотрудничество с работодателем что бы меньше передавать государству, благо здесь интересы совпадают. Переделывать государственную систему, спорить нулевой результат. Все требует участия и работы населения. Останутся существующие пенсионеры без пенсий? Так и так пенсии сокращают до минимума, перекладывая содержание на работников. По моему второму варианту дети будут содержать своих родителей, а не столоначальников, которые их эксплуатируют. Государство вспомнит для чего оно или раскроет свою хищническую сучность.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.