Рейтинг@Mail.ru

    Самый дорогой телефон: $2,6 млрд за таксофон, по которому никто не звонит

    Добавил i-Worker News 28 декабря 2012 года в 13:38 в рубрику Экономика и бизнес
    Самый дорогой телефон: $2,6 млрд за таксофон, по которому никто не звонит
    Фото с сайта http://forbes.ru

    По сведениям Forbes, государство закрывает программу таксофонизации всей страны. Сколько стоила нам эта странная затея?

    «Проще каждому россиянину iPhone подарить»

    Минсвязи сворачивает программу «оранжевых таксофонов», которые были установлены по всей России. На ввод и обслуживание «услуги универсальной связи» было потрачено около 80 млрд рублей, большая часть этой суммы досталась компании «Ростелеком».

    Минсвязи планирует прекратить компенсацию убытков операторам, обслуживающим так называемые оранжевые таксофоны, — раскиданные по всей России автоматы, благодаря которым жители в деревнях должны были получать доступ к связи, рассказал Forbes министр связи Николай Никифоров. Услуга обходится слишком дорого и не стоит затраченных денег, говорит он: «Каждый позвонивший, каждый воспользовавшийся автоматом обходится бюджету в 35 000 рублей. Проще на эти деньги ему iPhone подарить».

    Оранжевое все

    Гарантированная услуга связи каждому россиянину была описана в 2003 году в законе «О связи». Согласно закону, время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно было превышать один час.

    На основании этой нормы в каждом поселении должно быть установлено не менее одного таксофона с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам.

    С 2006 года всякий путешествующий по России мог видеть появляющиеся даже в самых маленьких деревнях, уже давно занятых дачниками, телефонных аппаратов яркого цвета. Такая роскошь, особенно с учетом частых ремонтов после нападений вандалов, в век всеобщей мобильной связи казалась странной.

    Деньги на телефонизацию всей страны собирали ежегодно со всех операторов услуг связи — дополнительный налог составлял 1,2% с выручки. Эти деньги давали операторам, которые выигрывали по конкурсу право на установку и обслуживание таксофонов. В течение года компания-победитель тратила собственные средства, весь убыток в конце года компенсировался за счет фонда.

    За семь лет было установлено больше 148 000 таксофонов и больше 21 500 пунктов коллективного доступа в интернет (это регламентировалось поправкой в закон «О связи» от 2011 года).

    По словам Александра Мушкарина, начальника управления Федерального агентства связи, ответственного за введение универсальной услуги, в труднодоступных местах таксофоны «стали центрами жизни». «На Чукотке, в Якутии люди собираются, садятся у телефона и звонят на бесплатные номера какой-нибудь фирмы Oriflame просто, чтобы поговорить с другими людьми», — уверяет он.

    Мушкарин говорит, что таксофоны помогли во время пожаров и наводнений благодаря возможности бесплатных экстренных вызовов. Ставили таксофоны и в лагерях беженцев из Южной Осетии: «Люди звонили, чтобы сообщить, что с ними все в порядке». 

    Однако эксперты не разделяют оптимизм: например, те же лагеря беженцев разворачивались на территориях, где присутствует мобильная сеть, а операторы предоставляли бесплатные комплекты связи. Да и практика показывает, что таксофоны по госпрограмме устанавливали в самых бессмысленных с любой точки зрения местах. Так, в поселке Горельском Невьянского района Свердловской области уже 10 лет никто не живет, но среди развалин покинутых домов недавно возник новый оранжево-красный таксофон. Как сообщалось в местной печати, по документам сельской администрации, там оставались прописанными три человека, поэтому автомат стоимостью 1,8 млн был установлен в уже ненаселенном пункте.

    Вылетели в трубку

    Кто являлся основным получателем денег, собранных с операторов?

    Так получилось, что 90,9% от всех таксофонов были установлены и обслуживаются «Ростелекомом» (крупнейшая телекоммуникационная группа, принадлежащая государству; глава Минсвязи Николай Никифоров последовательно критикует работу компании, а в сентябре, по данным СМИ, пытался добиться смены его руководства. — Forbes) и его дочерними компаниями. Ими же была разработана и «единая карта оплаты» универсальных услуг связи (привычные карты ЕТК синего цвета, с помощью которых  можно позвонить из таксофона, например в Москве, принимались только автоматами Национальной таксофонной сети). Ее приобретали на почте за 50 или 100 рублей, с лимитом минут по социальной цене — от 40 копеек до 1,5 рубля за минуту. Однако изготовление каждой карты, по словам недоумевающего источника в Минсвязи, обходилось в 36 000 рублей.

    Всего же с 2007 года на универсальную услугу было потрачено более 80 млрд рублей.

    Несложно посчитать, во сколько обходился каждый звонок. Например, в 2010 году, когда в стране было 137 000 таксофонов, объем трафика на них составил 31,6 млн минут — по полминуты в день на каждый автомат. В тот год в качестве возмещения убытков операторы получили 17,46 млрд рублей. Получается, что одна минута трафика стоила более 550 рублей.

    После сворачивания проекта деньги на универсальную услугу связи с операторов будут продолжать брать, но теперь они пойдут уже на компенсацию убытков при проведении оптоволоконной сети и строительство вышек LTE-сигнала в тех районах, где сами операторы считают невыгодным возводить вышки. Как рассказал Forbes глава «Россвязи» Олег Духовницкий, пока нормативной базы для этого нет: «Те коллеги, которые уже выиграли конкурсы на обслуживание таксофонов, будут продолжать их обслуживать до конца 2013 года. Просто сама услуга эта устарела, и мы будем думать надо новыми способами ее оказания». 

    Сроки действия договоров по обслуживанию таксофонов, ранее продлевамые на 5 лет, с декабря продлеваются лишь на год, до 31 декабря 2013 года включительно. За 2013 год министерство планирует разработать новую систему оказания универсальных услуг и внести новую поправку в Закон «О связи».

    По словам представителя «Ростелекома» Олега Румянцева, демонтироваться будет те автоматы, «которые убыточные». Убыточны все автоматы, иначе они бы не входили в госпрограмму, говорит Мушкарин.


    Оригинал: http://forbes.ru

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.