Рейтинг@Mail.ru
    Работа \ Компании \ Кадашевская слобода \ Отзывы \ Историческая реконструкция или мифологизация?

    Историческая реконструкция или мифологизация?

    тринити вася джа 8 июня 2010 года в 18:02 мнение:

    9 комментариев

    Сегодня, глядя на меняющийся облик русских городов, хочется ущипнуть себя за щеку. Мысль «где я?!» преследует так, будто ты только что очнулся от непонятного сна. Это как в «Сказке о Мальчише Кибальчише»: «вроде бы тот солдат, да не тот».

    Нет, конечно, страна активно строится, или, вернее сказать, перестраивается. И флагман этой архитектурной перестройки – столица. Кому же из новых и социально активных охота жить в комнатках без джакузи и подземного гаража? Никому. Вот застройщики и меняют облик наших городов, ставя на месте особнячков XVIII-XIX веков технологичные новоделы, и называя это «исторической реконструкцией». Жильцам, конечно, приятно, но, кажется, произошла подмена понятий. Скорее это не историческая реконструкция, а мифологизация. Об этом неустанно повторяет журналист, архитектор и краевед Александр Можаев, возглавляющий общественное движение «Ахрнадзор». И как-то в сердцах заявивший, что у современного застройщика взгляды такие: «Ты поставь мне на этом месте, но не ту хрень кособокую, а такое, чтобы перед пацанами не стыдно было».

    Точка отсчета в изменении исторического облика Москвы, по словам Можаева, приходится на 93-й год. Именно тогда все и началось. «Эта дата не совпадает с началом новой политической эпохи. Юрий Михайлович Лужков стал мэром нашего города годом раньше, но именно 1993-й год стал концом иллюзий, – рассуждает он. – Тогда за восстановлением Казанского собора на Красной площади последовал снос исторической застройки Кадашевской набережной – любимого заповедного района города, принесенного в жертву коммерческим новоделам. И с этого момента мы ведем летопись современного московского вандализма.

    Кажется, что город меняется плавно, незаметно, но когда все фотосопоставления собраны вместе, они производят потрясающее впечатление. Это позволяет нам увидеть проблему в целом и осознать, что у нас на глазах Москва претерпела перемены фантастического масштаба. Глядя, например, на Трубную площадь, я ловлю себя на мысли, что если бы пятнадцать лет назад мне приснилось то, что я сегодня вижу воочию, я бы даже не стал огорчаться, потому что был бы твердо уверен, что такого просто не может быть. Если бы кто-то тогда сказал нам, что произойдет с нашим городом, мы бы не поверили, сочли бы это глупой шуткой. А сегодня это, к сожалению, реальность».

    Провинция хоть и отстала от модных столичных тенденций, но с начала двухтысячных тоже активно присоединилась к процессу. В архитектуре моего родного «старинного купеческого города» Саратова, например, появились совершенно новые доминанты – это видно даже мне, не архитектору. Причем на горожан, похоже, подействовали неким галлюциногенным газом! Многие старожилы уже не помнят, что старинный дом на пересечении улиц Вавилова и Рахова был совсем иным: раза в три поменьше, без атриума и стеклянного купола.

    А как вам макет межгалактического «корабля будущего» на Ильинской площади в качестве образчика элитного жилья? Он, безусловно, меняет безнадежную городскую атмосферу, в которой мы жили в девяностых. По крайней мере, жителям «элитного комплекса на Ильинской» показали: в случае чего они всем домом отправятся в космическую одиссею. Так что, спешите занять места на космическом корабле, в кассе еще остались билеты.

    То, что город активно строится, тоже доказывать никому не нужно. Но вот насколько удачно идет эта застройка, мне оценить трудно. Иной раз думаешь: может, и правы эти строители с Ильинской – нужно всегда быть готовым срочно «стартануть» отсюда?
    Думал, что об этом можно будет подискутировать на онлайн-конференции Александра Можаева, обещанной «Лентой.ру» еще в начале июня. Но Можаев и сегодня на баррикадах.

    Вот как видят обострившуюся донельзя ситуацию столичные СМИ: «Дымом бивачных костров тянет уже на подходе к Кадашевским переулкам. Около главных въездных ворот на стройку МФК «Пять столиц » – ударная сила застройщика: рослые молодцы в форме, сотрудники ЧОПа. Рядом выстроились машины, вооруженные спутниковыми тарелками, а также целый взвод людей с телекамерами: гласность – главное оружие защитников крупнейшей замоскворецкой слободы вокруг храма Воскресения Христова в Кадашах. На Большой Ордынке припаркованы трофеи: два тяжелых грузовика, на платформе одного из них – экскаватор. Именно они около полуночи пытались въехать на стройплощадку, чтобы продолжить снос строений, но были остановлены превосходящими силами противника в лице активистов движения «Архнадзор» и двух депутатов Госдумы».

    На сегодняшний день из-за вмешательства Генпрокуратуры введен 48-часовой мораторий – для выяснения законности оснований для сноса здания. Тем, кто боится бивуачных костров, а расставить акценты в спорах между краеведами и застройщиками хочет, видимо, должна помочь прошедшая на днях в ЦДХ международная выставка «Арх-Москва».

    Ведь как говорил Владимир Владимирович Маяковский: «Всем известно, что земля начинается с Кремля». Во всяком случае, всеми заинтересованными сторонами ожидаются законодательные изменения в градостроительстве, по типу европейских правил, когда историческую реконструкцию на 60% финансирует государство. Сегодня же в российских городах застройщики сами вольны решать, какая именно будет реконструкция, но они обязаны отдавать чуть ли не половину площадей муниципалитетам, отсюда и это несоразмерное увеличение площадей застройки. Надо же и себе копеечку заработать.

    Смотрели:

    всего 17000 раз

    Комментарии: Добавить комментарий

    • Кто слышал, как там Можаев и жайцы:)?

      • Нам бы день простоять, да ночь продержаться - такие новости...

    • Пока действует закон: тот прав, у кого много прав. Так что ломай, круши,бей, а потом с законами прикатим, да и то, подумаем, нужны ли они, законы, может без них спокойнее? Ломай старое, строй, а там видно будет, что получится. Маяковский и рядом не лежал...

    • По словам Лужкова, проект застройки территории, которую сейчас "занимают развалины", не имеющие никакой исторической ценности, прошел все необходимые обсуждения и одобрен властями. "Город имеет право убрать это, чтобы воссоздать иную среду – среду, соответствующую облику Замоскворечья", – отметил столичный градоначальник. По его словам, памятником архитектуры является сама церковь, расположенная в Кадашах.
      Все понятно?

      • У Лужкова половина города развалины!!!
        Доходный дом Николо-Пешношского монастыря, ул. Пятницкая, д.7.
        Первая треть XIX в. - вторая половина XIX в.

        Крупная классическая трехэтажная постройка, центр которой выделен фронтальным портиком из восьми плоских тосканских пилястр, фланкированным по сторонам проездами во двор. Лепные обрамления окон второго и третьего этажей, а также растеска проемов и декоративное оформление витрин первого этажа - следы перестроек второй половины XIX - начала XX в.

        http://www.peshnosha.ru/index.php/menu- today/37-today/64-2009-07-17

    • Существует мнение, что сей архитекурный скандал отдает политизированным душком: "Политики не даром ползут со всех сторон к этому делу", – говорит депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов.
      О том же свидельствует и подключение к "процессу" Общественной палаты, прославившейся призывом сохранять в неприкосновенности все старые дома. При этом отстаиваемые принципы не помешали ОП обратиться к московскому правительству за разрешением надстроить собственное здание, находящееся в охранной зоне...

    • Если я-мэр, и у меня пуста казна, а тут предлагают её пополнить , то что не подпишешь на благо голодающих Поволжья, авось зачтётся.

    • Монастырское подворье пойдет с молотка

      Мало кто знает в наше время, что знаменитый дом портиком и пилястрами тосканского ордера на пересечении Пятницкой улицы и Черниговского переулка принадлежал Николо-Пешношскому монастырю - был его московским подворьем. Здесь могли найти приют паломники, здесь они могли подать поминание в монастырь, здесь же располагались домовая церковь, ремесленные службы и торговые лавки.

      Это подворье представляло собой особым образом устроенное слаженное хозяйство, которое приносило монастырю стабильный и необходимый доход. Благодаря этим средствам монахам не нужно было, как это происходит сейчас, с протянутой рукой искать милости у всевозможных "спонсоров".

      Впро

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.