Трудно сказать, чем руководствовался Творец, когда создавал Человека, но то, что он не опирался на принцип «чем проще, тем лучше», — это точно. В результате вот уже на протяжении нескольких тысячелетий своего существования человечество пытается разобраться в том, как же устроена эта сложнейшая биологическая сущность — человеческий организм, однако разгадать всех его тайн нам так до сих пор и не удалось. Тем не менее, уже накопленные веками знания и темпы развития научно-технического прогресса позволяют нам все же надеяться на то, что когда-нибудь мы доберемся до самой сути и познаем, наконец, свой организм от «а» до «я», научимся контролировать любые происходящие в нем процессы, научимся полностью корректировать их течение, управлять ими. И эти надежды отнюдь не безосновательны.
Если раньше задачей медицины была исключительно борьба за выживание человеческих особей, то произошедший за последний век беспрецедентный для всей предыдущей истории человечества технологический скачек привел к тому, что люди захотели от медицины большего. Они захотели не просто выживать, а жить максимально комфортно — захотели исправлять доставляющие дискомфорт дефекты организма и даже научились корректировать свою внешность.
Одним из таких поправимых дефектов, способных значительно снизить качество жизни человека, всегда являлась проблема со зрением. Еще в XIII веке люди придумали простой способ решения проблем со зрением — они изобрели очки. И хотя большую часть неудобств, которые доставляет его обладателю плохое зрение, очки помогли решить, комфортной и по-настоящему полноценной жизнь очкарика можно назвать весьма условно. Особенно современного. Судите сами, сколько ограничений и неудобств доставляют очки своим владельцам.
Занятия спортом и активный отдых в очках становятся практически невозможными: плавание, дайвинг, серфинг, любые игровые виды спорта, в частности теннис, футбол и волейбол, горные лыжи, сноуборд и прочие экстремальные виды спорта — все это очкарику в большинстве случаев недоступно, по крайней мере, в полном объеме уж точно.
За руль автомобиля сесть без очков нельзя, и в случае, если вдруг очки остались дома, потерялись или, не дай бог, разбились, водитель автоматически превращается в пешехода. Про езду на мотоцикле в очках я вообще молчу.
После всего вышеперечисленного отсутствие возможности носить солнцезащитные очки — не только модного аксессуара, но и необходимого средства защиты глаз в солнечную погоду, и неудобства при просмотре набирающих популярность кинофильмов в 3D-формате даже не кажутся проблемами. А есть же еще эстетический аспект: многие стесняются очков, особенно девушки и женщины, да и те, кто утверждает, что, мол, очки им идут и это часть их имиджа, просто пытаются найти оправдание тому, что они такие — очкарики.
После того как в 60-х годах прошлого века были изобретены мягкие контактные линзы, 120 миллионов человек по всему миру перестали быть очкариками, воспользовавшись этим инновационным способом коррекции зрения, хотя подавляющее большинство людей с проблемами зрения так и остались верны выручавшим человечество последние 700 лет очкам.
Безусловно, линзы стали огромным шагом вперед и позволили значительно сузить спектр недоступных очкарикам радостей жизни, однако избавить совсем от проблем своих обладателей они не сумели, и человечество продолжало искать новые возможности, которые решили бы проблему со зрением раз и навсегда.
В 1980 году на поприще борьбы за хорошее зрение отличился наш соотечественник, известный офтальмолог Святослав Федоров. Он разработал и стал применять уникальную методику, получившую название «радиальная кератотомия», или в народе «насечки». Это была достаточно сложная хирургическая операция, суть которой сводилась к тому, что при помощи скальпеля на поверхность роговицы глаза наносились множественные микронадрезы (отсюда и название «насечки»), которые шли, как спицы в колесе, по радиусу от центра к краю глаза. За счет этого изменялись оптические свойства глаза и зрение улучшалось. Несмотря на то, что эта методика несомненно была прорывом в офтальмологии, и многим, кто решился испробовать ее на себе, она помогла обрести хорошее зрение, ее сложность, длительный период восстановления, огромное количество ограничений, накладываемых на деятельность пациента в послеоперационный период, и букет неприятных осложнений, нередко следовавших за операцией, не только не позволили методике обрести широкую популярность, но и сформировали в народе отрицательную репутацию такому явлению, как «операция на глаза» или «коррекция зрения».
И по сей день большинство людей уверены в том, что коррекция зрения — это больно, опасно, после нее будет куча осложнений, никогда нельзя будет заниматься спортом и подвергать себя физическим нагрузкам. Однако это абсолютное заблуждение. За прошедшие со времен «насечек» 30 лет технологии шагнули далеко вперед и современные методики коррекции зрения не имеют с «насечками» ничего общего.
Как то не удивительно, но к современным методикам коррекции зрения приложили руку тоже наши соотечественники: Басов, Даниличев и Попов — изобретатели эксимерного лазера, причем случилось это еще раньше, в 1970 году, и лишь почти 20 лет спустя медикам удалось применить лазерную установку для коррекции зрения. Первый пациент был прооперирован лазером по технологии ФРК (лазер воздействовал прямо на поверхность роговицы) в 1989 году. К 1991 году технология была доработана, в том числе появился широко применяемый в настоящее время LASIK (перед воздействием лазера с поверхности глаза приподнимается тончайший лоскут роговицы, который после лазерного воздействия укладывается на место и практически мгновенно прирастает — такая технология имеет целый ряд преимуществ по сравнению с ФРК) и началось ее массовое применение.
Лазерные технологии коррекции зрения наконец смогли дать человечеству то, о чем оно давно мечтало - возможность быстро, безболезненно и надежно навсегда избавиться от плохого зрения. В отличие от хирургических «насечек» лазерная коррекция не требует пребывания пациента в стационаре — он уезжает домой через два часа после процедуры, при этом уже замечательно видит вдаль. В течение трех-четырех дней зрение набирает максимальную остроту и пациент начинает вести комфортную и теперь уже по-настоящему полноценную жизнь. Из ограничений — только бассейн и баня в первые две недели после операции, но, согласитесь, ради того, чтобы всю оставшуюся жизнь хорошо видеть, можно позволить себе две недели пережить и без бани.
Конечно, как только слух о новой суперметодике коррекции зрения дошел до России, сразу же появилось множество очкариков, жаждущих испробовать ее на себе. Спрос, как известно, рождает предложение, так и вышло и в нашем случае. Первыми в России на коммерческие рельсы поставить лазерную коррекцию зрения сумели специалисты-офтальмологи из клиники «Новый Взгляд» — они начали проводить операции в 1996 году. Мгновенно в клинику ринулся поток страждущих быстро и безболезненно снять очки, причем многие были готовы платить за это любые деньги. Поток был таким, что клиника просто была не в состоянии с ним справиться. Велась запись желающих исправить зрение на несколько месяцев вперед. В сложившейся ситуации безотказно сработал еще один базовый экономический принцип и у клиники «Новый Взгляд» один за другим стали появляться конкуренты, тем не менее, отбоя от клиентов не было еще на протяжении нескольких лет. По словам президента «Нового взгляда» Александра Элиасберга, в этот период в клинике проводилось по 50 и более операций в день.
Однако сейчас «золотые» времена для клиник, занимающихся лазерной коррекцией зрения, к сожалению, прошли и, по словам представителей ведущих клиник, отрасль переживает стагнацию.
Мы решили разобраться в ее причинах, ведь, на первый взгляд, ситуация кажется парадоксальной: очкарики вокруг нас не исчезли, значит потенциальных пациентов еще предостаточно; методики лазерной коррекции за эти 14 лет стали уже более чем апробированными, врачи набрались достаточно опыта, статистика проведенных операций более чем позитивная, то есть бояться нечего; уровень жизни среднестатистического россиянина тоже вырос и большинство граждан, имеющих проблемы со зрением, может быть, даже слегка подприжавшись в расходах, но вполне в состоянии заплатить тысячу-две долларов за то, чтобы остаток своей жизни хорошо видеть. Так в чем же кроются причины падения рынка?
Для того чтобы выяснить это, мы опросили случайных очкариков на улицах Москвы, а также проанкетировали посетителей специализированного интернет-портала, и вот какие результаты мы получили:
Почему вы до сих пор ходите в очках, а не сделаете лазерную коррекцию зрения?
Впервые слышу о том, что есть такая возможность - 5%
Никогда не задумывался(лась) об этом - 11%
Боюсь ослепнуть или получить осложнения - 40%
Боюсь, что будет больно - 6%
Не доверяю врачам - 2%
Слишком дорогая стоимость операции - 10%
Не уверен в результате - 8%
Некогда, руки не доходят - 11%
Меня и так все устраивает - 7%
Таким образом, обозначились три глобальные проблемы, мешающие потенциальным пациентам решиться на коррекцию зрения:
1. Недостаточная информированность — те, кто страстно и безоглядно желал исправить себе зрение, уже сделали это несколько лет назад, а остальные потенциальные пациенты считают коррекцию зрения болезненной опасной операцией, на которую стоит решаться лишь в крайнем случае (здесь в первую очередь сказывается негативное информационное наследство, оставленное «насечками»).
2. Страх перед операцией — эта причина, в том числе, вытекает из предыдущей. Поскольку некорректная информация, которая, как известно, распространяется «сарафанным радио» значительно охотнее и быстрее, а оседает в умах значительно крепче, чем позитивная, она сеет среди людей страх. Хотя и большинство потенциальных пациентов, владеющих информацией, все же не решаются на операцию именно из-за страха. Они просто боятся, мол, «мало ли что», и переубедить их очень сложно, даже несмотря на большое количество друзей и знакомых, успешно исправивших себе зрение и активно рекомендующих следовать их примеру.
3. Стоимость процедуры тоже для значительного числа респондентов оказалась камнем преткновения. Вопреки нашему предположению, даже многие из тех опрошенных, кто не испытывает особенных финансовых проблем, не видят лазерную коррекцию среди статей расходов, на которые они собираются тратиться в ближайшее время, предпочитая хорошему зрению «приятные житейские мелочи».
Однако при этом, отвечая на вопрос «Если Вы соберетесь делать лазерную коррекцию, чем Вы будете руководствоваться при выборе клиники?» лишь 4% опрошенных отметили в качестве определяющего критерия цену. Вот как выглядит результат опроса:
советами друзей - 15%
ищу, где дешевле - 4%
чем дороже, тем лучше - 2%
отзывами в Интернете - 14%
ищу ближе к дому - 6%
репутацией клиники - 52%
затрудняюсь ответить - 7%
То есть большинство респондентов выберут не самую дешевую, а самую именитую и опытную клинику, причем вот что опрашиваемые понимают под репутацией клиники:
количество выполненных в клинике операций по лазерной коррекции зрения - 10%
новизна и современность оборудования - 8%
квалификация врачей - 70%
в клинике должна вестись не только практика, но и научно-исследовательская деятельность - 2%
время существования клиники - 3%
жесткая специализация только на лазерной коррекции - 8%
Выбор респондентов полностью разделяет и комментирует врач-офтальмолог Евгений Шестых, не только сделавший уже не одну тысячу операций по лазерной коррекции, но сам лично больше 10 лет назад прошедший через эту процедуру и оставивший свои очки в прошлом:
«Доктора и опыт — главное богатство клиники. Проведение научных исследований, участие в конгрессах мирового и европейского общества офтальмологов, выступление с докладами на многочисленных международных конференциях и симпозиумах, публикация научных работ, а также получение патентов на изобретения — все эти моменты исключительно важны для клиники и направлены, в том числе, на повышение эффективности диагностики и лечения различных заболеваний глаза. В Америке в одно время решили, что операции по восстановлению зрения можно делать вообще без врача. Их делали оптометристы — специалисты по подбору очков. Но довольно быстро выяснилось, что врач все-таки нужен. Вообще, конечно, бытует мнение, что хирургия — это набор каких-то однотипных действий. И когда только начинаешь работать, складывается полное впечатление, что рано или поздно даже обезьяна, если дать ей скальпель, прооперирует аппендицит. Хорошая операция, хорошая технически — процесс настолько отработанный, что хирург может действовать только руками, при этом разговаривать с ассистентом, с хирургической бригадой... И если всё идёт нормально, если всё идёт стандартно, это так и выглядит со стороны, но мы всё время забываем, что все люди разные. Мы с вами — биологические объекты, а не болванки железные. Впрочем, я допускаю, что хороший токарь тоже скажет, что двух одинаковых болванок не существует. Что уж говорить о людях. А ведь любая операция индивидуальна: у всех людей роговица разного размера, разной кривизны. Суть лазерной коррекции в том, что мы эту кривизну меняем. И в определенных случаях надо смотреть — позволяет ли имеющееся оборудование это сделать. Не все так просто, как кажется. Опыт хирурга как опыт автомобилиста. На мой взгляд, каждый хирург, работающий по стандартной методике, проходит несколько этапов: сначала он учится и каждая новая операция воспринимается, как откровение: «О! Опять сделал! Смотри, как здорово!» Дальше, уже через какое-то время, обычно через несколько месяцев, создаётся ложное ощущение: «Да я уже все могу!», и этот период длится довольно долго — года полтора, а дальше, с опытом, приходит понимание, что каждая операция — индивидуальна».
Доктор Шестых оказался очень общительным и интересным человеком, готовым максимально подробно отвечать на любые вопросы, подтверждать или развеивать любые слухи и мифы о лазерной коррекции зрения. Оказалось, что у него даже есть свой канал на популярном видеохостинге, где он публикует видео со своими ответами на типичные вопросы пациентов: youtube.com/user/TheVisionNew.
А ведь чем это не способ борьбы с основной проблемой, которую мы выявили — информационной недостаточностью, мешающей людям все-таки решиться и избавиться, наконец, он надоевших очков и линз раз и навсегда. И мы очень надеемся на то, что эта публикация, если и не поможет решиться на лазерную коррекцию, то хотя бы заставит читателя задуматься о том, что это вполне реальная и доступная возможность обрести хорошее зрение.
Комментарии: Добавить комментарий
"Боюсь ослепнуть или получить осложнения - 40%" - так думает моя мама...
Такое завораживающее начало, ну, думаю, наконец- то про мозги,- ан, нет, куда проще, а не смотрели бы мои глаза на суть происходящую:))
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.