Рейтинг@Mail.ru
    Работа \ Компании \ Яндекс #1 \ Отзывы \ Интервью с Андрем Себрантом о новых сервисах компании "Яндекс" и их сотрудничестве с браузерами и социальными сетями

    Интервью с Андрем Себрантом о новых сервисах компании "Яндекс" и их сотрудничестве с браузерами и социальными сетями

    Malevi4 8 октября 2010 года в 9:45 мнение:

    0 комментариев

    Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов компании "Яндекс", в рамках визита на студенческий день, прошедший в Новосибирске, рассказал "Томскому Обзору" как компания "Яндекс" сотрудничает с производителями браузеров, разработчиками социальных сетей, как развиваются новые сервисы и каким он видит будущее мобильных платформ.

    О сотрудничестве Яндекса с производителями браузеров

    В той или иной степени мы сотрудничаем со всеми разработчиками браузеров - нам важно своевременно иметь все версии для любого браузера, в том числе и ранние сборки, доступные только их производителям. Мы также связываемся с ними, если видим какую-то проблему, которая не критична для браузера, но критична для нас — например, в совместимости с нашим "Яндекс.Баром" (специальная панель для различных браузеров, позволяющая получить быстрый доступ к выбранным сервисам Яндекса), потому что хотим, чтобы пользователю всегда было удобно им пользоваться. Пожалуй, наиболее сильное и глубокое сотрудничество у нас с компанией Mozilla, с Microsoft и Opera оно тоже достаточно интенсивное.

    Мы стараемся максимально использовать те возможности, которые предоставляют разработчики. Так, нет возможности для разных браузеров обеспечить полную идентичность, но предлагаемый пользователю функционал от Яндекса может быть сходным в разных версиях. Приведу пример: в "Опере" нет технической возможности поставить Яндекс.Бар. Сейчас там появилась Яндекс.Панель, но она не является точным функциональным аналогом Бара. Это особенность браузера.

    Об интеграции Яндекса в социальные сети

    Для современных соцсетей несколько лет — это серьезный срок.

    Скептическая позиция по отношению к перспективам Facebook в России сохранялась примерно до конца прошлого года. С того момента, как Facebook начал производить какие-то действия по продвижению в России, мы стали внимательно следить за динамикой роста его аудитории. До середины прошлого года шума по поводу Facebook было уже довольно много, а цифры были по-прежнему неубедительные. Но где-то в IV квартале 2009 года, и особенно в 2010, мы стали наблюдать классический экспоненциальный рост аудитории Facebook. По-видимому, в обозримом будущем она составит где-то 10% от аудитории Рунета. Это очень заметные цифры, с аудиторией в 10% от всего Рунета и с трендом очень быстрого роста надо, конечно, работать, поэтому сейчас мы разнообразно сотрудничаем с этой социальной сетью. Недавно мы вместе разработали виджет Facebook для главной страницы Яндекса.

    Я не буду пока вдаваться в остальные детали, потому что не всё ещё до конца подписано, пользователю почти ничего ещё не видно. Могу лишь сказать, что интерес взаимный.

    Мы хотим сделать так, чтобы пользователи Facebook, которые хотят поделиться чем-нибудь интересным, что они нашли на Яндексе, могли бы это делать удобно. Чтобы был некий аналог фейсбуковской кнопки Like, которая может быть в разных местах — скажем, не обязательно в новостях, а, к примеру, в посте на нашем сервисе "ярушка" (сервис блогов Я.ру, http://my.ya.ru). Существует много мест, где пользователь вполне может захотеть поделиться чем-то, и мы будем эту возможность предусматривать.

    Причём, скажу сразу, что мы будем стараться это делать не только для Facebook. Просто они, как растущий социальный сервис, в этом гораздо более заинтересованы, чем самые большие наши сети. Но безусловно, обо всём этом мы разговариваем и с отечественными сетями. Понятно, что позиция "Вконтакте", который и так чувствует себя очень большим, и позиция Facebook, который хочет отвоевать себе аудиторию, отличаются, но в последнее время я ребят из "Вконтакте" в офисе видел уже несколько раз – а значит, сотрудничество с ними, по-видимому, будет развиваться. Социальные сети — важнейший элемент интернет-ландшафта в 2010 году, и с этим нужно работать.

    О проекте "национального поисковика", активно обсуждавшегося летом в СМИ

    От журналистов было бесконечное количество вопросов по поводу этого поисковика, тема была очень "горячей". И мы отвечали им примерно так: "Ребята, дайте фактуру — мы будем комментировать". Пока это — слухи и предположения, и что комментировать — непонятно.
    Насколько я понимаю, никакое конкретное техническое задание, список исполнителей, сроки пока никто не предъявил. Они что-то обсуждают? Имеют право. Я тоже могу выступить с предположением, что существует заметное количество информации, которая недоступна любым внешним поисковикам. Классическая проблема deep web-а — то, что информация, которая проявляется как ответ системы на запрос, не может быть найдена поисковым роботом по ссылкам. Понятно, что если у тебя есть какая-то огромная база данных и единственный веб-интерфейс, который есть к этой базе данных — окошко запроса, то любой поисковик не сможет задать запрос. Он может проиндексировать "морду", главную страницу, и всё. Поэтому если они хотят, например, сделать какой-то универсальный поисковик по запросам такого типа (а ведь существует огромное количество таких баз — и нормативные акты, и многое другое) — наверное, это даже хорошо, потому что вертикальные поисковики по специфической информации — востребованы. Такие поисковики специалистами соответствующего профиля используются даже больше, чем Google или Яндекс.

    Я могу представить, что в государственном Рунете, который сейчас действительно активно развивается, существуют сегменты, которые заслуживают своего вертикального поиска. Но это не больше, чем очередная гипотеза.

    О новых сервисах Яндекса

    Не так давно мы запустили поиск по услугам (uslugi.yandex.ru), сейчас — по банковским. И это направление — специализированные поиски по любой хорошо структурированной информации — мы будем развивать. Я не буду сейчас детализировать, но хочу обратить внимание на то, что сервисы Авто и Услуги являются идейно очень похожими. Мы понимаем, как можно структурировать объявления о продаже автомобилей. Используя примерно ту же математику с другим контентом, мы сумели структурировать информацию о предложении кредитов, вкладов и так далее. И есть ещё несколько областей таких массовых услуг, где можно составить аналогичные карточки предложения.
    Мы впервые опробовали метод на Яндекс.Авто, и этот сервис очень хорошо "полетел"; про Услуги говорить пока рано, потому что ещё не прошло достаточное количество времени, да и сегмент пока охвачен только финансовый. Но само это направление мы считаем успешным, там сильная хорошая команда, и вертикальные поиски в рамках Яндекса в дальнейшем будут развиваться.

    О "Яндекс.Музыке"
    "Яндекс.Музыку" (music.yandex.ru) мы запустили 22 сентября, это очень новый сервис. Ближайшие планы — наполнять базу, мы понимаем, что она пока что неполна. Сложность в том, что поскольку вся музыка на этом сервисе легальна, мы заключаем соглашения с мейджорами и компаниями, которые обладают правами на тот или иной музыкальный контент; соответственно, сейчас на сервисе представлена музыка тех правообладателей, с которыми мы договорились. У нас есть ощущение, что многие из тех, с кем мы разговаривали, не очень-то верили, что сервис будет востребованным. Думаю, по мере того, как будет расти пользование Музыкой, будет появляться статистика - и часть людей, с которыми мы общались, но которые отказались давать нам лицензии, их все-таки дадут. Есть также очень много небольших независимых лейблов или людей, которые вообще никому не передавали прав.

    Так что неполнота базы связана в первую очередь не с тем, что мы не захотели взять каких-то исполнителей и куда-то не дошли. Конечно, куда-то действительно не дошли — об этом пользователи уже пишут в форму обратной связи: "Обратитесь вот туда, они дадут лицензию", и мы им за это очень благодарны.
    Главное, что те, кто до сих пор были упёртыми и боялись выложить музыку даже для потокового прослушивания в интернете, всё-таки постепенно изменяют своё мнение. Мы очень надеемся, что Музыка в какой-то степени сработает, как в своё время сработали другие наши сервисы, которые меняли рыночный ландшафт. В 2004 году мы запустили "Яндекс.WiFi", программу продвижения беспроводного доступа в интернет, чтобы показать заведениям — ресторанам, поликлиникам, автосервисам — что если у них люди сидят и чего-то ждут, то это ожидание нормально сопровождать бесплатным „вайфаем". И мы в значительной степени этого добились. Сейчас еще не во всех городах, но, по крайней мере, в Москве, не только в ресторанах, но и в каких-нибудь торговых центрах есть зоны бесплатного WiFi. Мы свернули проект, так как это стало нормой, ландшафт изменился. А первоначально заведениям надо было бороться за то, чтобы стать на карте "Яндекса" точкой с WiFi и привлечь к себе дополнительную аудиторию.

    Мы очень надеемся, что с помощью Яндекс.Музыки тоже произойдёт смещение в области отношения правообладателей хотя бы к стримингу, потоковому воспроизведению — они поймут, что это нормально, чисто, легально. Что это не пираты, которые вас оцифровали, а способ дать пользователям возможность знакомиться с произведениями ваших артистов и пропагандировать их этим, используя легальные инструменты.

    Конечно, на сервисе еще есть много чего, над чем работать. Например, плейлисты там в зачаточном состоянии. Понятно, что одно из важнейших пожеланий человека, который собрал десяток плейлистов — поделиться ими с друзьями. Такой возможности пока нет, но подобные базовые вещи в функционале будут постоянно добавляться. Это очень живой сервис, там активная и бешено-энергичная команда, и то, что есть сейчас - это только первый шаг.

    О будущем мобильных платформ

    Внутри компании мы все стараемся работать на разных мобильных платформах - и на Windows (семейство операционных систем от Microsoft, в том числе — и для мобильных устройств), и на Android (мобильная операционная система от Google), и на iPhone (iPhone — смартфоны от Apple), а я тут ещё и "Айпадик" (iPad — планшетные компьютеры от Apple) себе завёл. И у меня есть мечта, которая появилась после того, как я всерьёз начал пользоваться интернетом на последних поколениях мобильных устройств. Я хочу, чтобы совсем стерлась та грань, которая уже начала стираться — грань общения с интернетом на рабочем столе (неважно, за десктопом или традиционным ноутбуком) и в движении, когда у меня в лёгком рюкзачке iPad или какой-то его аналог на Android. Сейчас приходится довольно сильно переключаться.
    На мобильных устройствах гораздо чаще пользуются приложениями, чем запускают браузер; а на десктопе, несмотря на наличие каких-то приложений, браузер остаётся основным инструментом работы с интернетом. Браузер в этом смысле — тяжёлое наследие, когда у тебя на десктопе есть кучи приложений и есть отдельная кнопка "интернет". В то время как на экранчике iPhone или iPad половина кнопок — это специализированные приложения, работающие с интернетом. Очень хочется, чтобы всё это срослось во что-то одно, что могло бы быть всегда со мной, чтобы не приходилось переключаться между двумя типами устройств, между их логикой, между их подходом к тому, что есть интернет.

    Я думаю, что всё это очень сильно разовьётся, потому что видно, насколько вообще переход к продвинутым устройствам типа устройств на Android, iPhone, iPad поднял процент людей, которые реально стали пользоваться мобильным интернетом. Пока мобильный интернет подразумевал неполноценный браузер в мобильном устройстве, он как-то не "зажигал". А вот в виде различных приложений он стал по-настоящему интересен.

    Я только что вернулся из отпуска, и у меня свежие ощущения - я понял, что бродить по городу крайне удобно с iPad, потому что в нём у меня и справочник, и карта города, и всё это в геопривязке. Один клик — и он рассказывает мне, что за здание передо мной. Совершенно изумительно! Но когда я сажусь в машину и мне надо ехать через горы, надо найти горную дорогу и правильные развязки — я должен всё-таки запустить старое доброе приложение Microsoft AutoRoute на своём ноутбуке. И ведь я его из-за этого и пёр, этот ноутбук — потому что моя спутница могла работать штурманом только с помощью традиционного приложения для традиционного компьютера. Пока ни на iPad, ни на iPhone ничего такого и близко нет. Ситуация, когда я должен везти в поездку iPad и ноутбук одновременно — ненормальна, и я хочу, чтобы она исчезла, чтобы было одно идеальное для меня устройство, решающее все задачи. И я не знаю, чья операционная система будет на этом устройстве — совсем не обязательно, что Apple, возможно, Chrome OS или новая разновидность Android для планшетов.

    Смотрели:

    всего 1292 раза

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.