Победа краеведов и архитекторов?
3 комментария
Еще в начале лета краеведы бились на баррикадах в Кадашах за сохранение «московского стиля» столицы, а архитектурная политика города стала одной из самых горячих тем. Движение «Архнадзор» из собрания веселых выпивох превратилось в без пяти минут боевую организацию, закаленную в столкновениях с чиновниками на баррикадах. По заявлению лидера «Архнадзора», встревоженного краеведа Александра Михайлова, в столице начинает доминировать «космополитичный бизнес-стиль, которого навалом в любом другом городе».
Точка отсчета в изменении исторического облика Москвы, по словам другого «архнадзоровца», Александра Можаева, приходится на 93-й год. Именно тогда все и началось. «Эта дата не совпадает с началом новой политической эпохи. Юрий Михайлович Лужков стал мэром нашего города годом раньше, но именно 1993-й год стал концом иллюзий, – рассуждает он. – Тогда за восстановлением Казанского собора на Красной площади последовал снос исторической застройки Кадашевской набережной – любимого заповедного района города, принесенного в жертву коммерческим новоделам. И с этого момента мы ведем летопись современного московского вандализма».
Хотя, казалось бы, как вспоминают старожилы, сам Лужков стал мэром отчасти и на волне возвращения столице исторического облика. Чем это все завершилось? Воцарением так называемого «лужковского стиля». Как сообщает «Википедия», «лужковский стиль – украшательство зданий башенками, балясинами, использование в отделке «фальшивых» материалов. Проявлением лужковского стиля в градостроительстве является непродуманность и бессистемность застройки. Многими искусствоведами, культурологами, архитекторами и прессой лужковский стиль оценивается как китч, стеб, пошлость и дурновкусие, ставится в один ряд с турецкой и египетской курортной архитектурой».
Одновременно со строительным бумом, характерным для этого времени, было снесено около 700 исторических зданий, среди которых есть и знаковые: здание Военторга, гостиница «Москва», дома на Остоженке и Пречистенке, ансамбль Манежной площади и Кадашевской набережной, Теплые ряды.
По мнению защитников московской старины, исторический город Москву в границах Камер-Коллежских валов необходимо признать единым объектом культурного наследия (памятником истории, архитектуры и градостроительства); а до этого – объявить мораторий на снос подлинных исторических домов и строений на этой территории.
И вот жесткое противостояние закончилось отставкой «утратившего доверие» «стилизатора». Тут же разгорелись споры о переносе церетелевских монументов лужковского всевластия с глаз долой, из сердца вон; а кто знает, где взять на это дело миллиард?! Разве только политизированный галерист Марат Гельман...
Значит ли это, что теперь начнется ренессанс Белокаменной?
Пока на встрече с исполняющим обязанности мэра Ресиным получены только два обещания, которые «Архнадзор» считает весьма ценными. Во-первых, обещана консервация многострадальных палат Гурьевых в Потаповском переулке (их накроют к зиме крышей и заделают окна). Во-вторых, подтвержден отказ от реконструкции Провиантских складов – это известный комплекс «пакгаузов» на Зубовском бульваре, у метро «Парк культуры». Перекрывать двор стеклянной крышей не будут, вообще-то, в Провиантских складах планировалось открыть музей истории Москвы, но, как убеждены хранители этой истории, не такой ценой!
А самое приятное в этом решении – прецедент. Впервые московское правительство согласилось, что оригинальное строительство на памятнике архитектуры незаконно. То есть, правовые нормы, запрещающие такое возведение хрустальных куполов, имеются, но в Москве с ними до сих пор не больно-то считались (в других городах, вероятно, тоже). Любили в нашей холодной столице накрывать стеклянными куполами дворы. Однако, ежели поднять глаза к небу и хорошенько взглянуть на Гостиный двор, и оглядеть его явно современную кровлю над стенами Джакомо Кваренги, то, положа руку на сердце, приходится признать: ну, не «шедеврально» это как-то. Хотя съезды проводить можно – хоть кинематографистов, хоть кого.
Между прочим, есть и в старой Москве здания, в которых стеклянная крыша была запроектирована изначально. Киевский вокзал, например. Или ГУМ: верхние торговые ряды планировались Владимиром Шуховым под стеклом, хотя это 19-й век.
Но против нового прозрачного крышевания старых дворов «архнадзоровцы» возражают отчаянно: ну, нельзя памятник корректировать! И в этой связи, они очень надеются все-таки остановить «остекление» усадьбы Глебовых-Шаховских на Большой Никитской и не допустить-таки обустройства новой сцены театра «Геликон-опера» на месте усадебного двора.
Однако хлопать в ладоши и принимать поздравления, пожалуй, рано. Напомним, что Юрий Михайлович Лужков стал мэром отчасти и на волне «возвращения исторического облика столице». К тому же, как говорят мои знакомые архитекторы, извращение над архитектурной стилистикой города – еще не самый страшный грех лужковского стиля. Гораздо страшнее – застройка центральных площадей столицы, особенно около вокзалов, и нарушение общей инфраструктуры города.
Комментарии: Добавить комментарий
Однако, самая свежая новость в тему,.....Замоскворецкий суд Москвы отклонил жалобу "Архнадзора" на действия чиновников, которые не остановили работы по сносу усадьбы купцов Алексеевых, сообщает во вторник РИА Новости
Однако, свежайшая новость в тему - Ресин велел остановить строительство на Пушкинской площади.
Однако это стремление к равновесию;)
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.