Недавно старейший в Рунете блог-хостинг «Живой журнал» (LiveJournal), или попросту «ЖЖ», зарегистрировал 4-миллионного пользователя в кириллическом сегменте. Всего сервис насчитывает 26 млн аккаунтов. По данным Omniture, 41% из них «говорит» на английском языке, 25% – на русском. Соотечественники – наиболее активные пользователи. Но с приходом в Россию соцсети Facebook участники рынка стали рассуждать о снижении популярности «ЖЖ». На вопросы отвечает Светлана Иванникова, руководитель LiveJournal Russia, компания SUP.
– В последнее время в Интернете ходят разговоры, что «ЖЖ» умирает: все переходят в Facebook. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Не очень корректно сравнивать Facebook и LiveJournal. Первый сервис – это социальная сеть, а второй – блог-платформа. «ЖЖ» не является соцсетью и никогда ею не был. Было бы странно, если бы мы сейчас перестали поддерживать концепцию social media (социальное медиа) и перешли исключительно на social network (социальная сеть). Это два разных подхода, вполне успешно существующие параллельно. Мы не рассматриваем Facebook как прямого конкурента, но в итоге мы все конкурируем за время и внимание пользователей. С таким же успехом можно сказать, что мы соперничаем с Google, куда люди приходят совсем за другой информацией. У нас же человек ищет не то же самое, что на Twitter, например, или при помощи «Яндекса».
Наши сотрудники используют несколько аккаунтов на разных ресурсах, и это совершенно нормально, так как современный человек потребляет информацию о мире из разных источников. Невозможно читать новости только одного издания, пользователям нужно много различных ресурсов. Часто аудитории на разных площадках у одного и того же пользователя различны. Например, в Facebook могут быть в основном рабочие контакты, в «ЖЖ» – место для того, чтобы опубликовать рецензию на фильм или написать пост о новых правилах дорожного движения, а «Вконтакте» многие просто слушают музыку.
Мы не наблюдаем оттока пользователей: с 2008 года было зарегистрировано почти 2 млн аккаунтов в кириллическом сегменте, в 2009-м – около 3 млн, в 2010-м – уже 4,5 млн, то есть мы растем очень стабильно и быстро. Имеет место быть естественная миграция, свойственная Интернету в целом: люди приходят, пользуются ресурсом, потом переходят куда-то еще. Те, кому удобнее формировать свою мысль в 140 символах, используют Twitter. И мы в целом наблюдаем за тем, как «ЖЖ» становится более профессиональным, трансформируется в серьезное социальное медиа. Авторитетные «тысячники» – это своего рода колумнисты, у которых есть своя постоянная аудитория – подписчики. Те, кто не является «тысячником», пишут все больше интересных и качественных постов, увеличивая аудиторию читателей и подписчиков.
– А как обстоит дело с пиратским и нелегальным контентом в «ЖЖ»? Там люди свободно делятся ссылками на торренты, обмениваются инструкциями по скачиванию фильмов, книг, музыки…
– «Живой журнал» находится под юрисдикцией США, иными словами, подчиняется законам США. Этими же законами регулируются все отношения пользователей и сервиса. В «ЖЖ» учреждена специальная конфликтная комиссия (Abuse prevention team), рассматривающая спорные ситуации, возникающие при пользовании сервисом. В ее состав входят как штатные сотрудники компании LiveJournal, Inc., так и внештатные специалисты, прошедшие тщательный отбор в соответствии с требованиями, предъявляемыми к участникам конфликтной комиссии. Информация об участниках этой комиссии, в частности об их месте работы, является конфиденциальной. Что касается контента и идентификации его как пиратского… Отследить все невозможно. Кстати, в соответствии с условиями пользовательского соглашения LiveJournal не обязуется самостоятельно отслеживать нелегальный контент, в том числе нарушающий авторские права. Однако в случае обращения в конфликтную комиссию правообладателя по форме, установленной законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA), доступ к такому контенту может быть прекращен.
– Вы говорили о росте аудитории, учитываете ли вы при подсчете этих показателей виртуалов (аккаунты, созданные не под живого человека, а под вымышленного персонажа)?
– Мы наблюдаем органический рост – в два раза по сравнению с 2009 г. Речь идет о так называемых активных пользователях (это термин, который мы используем между собой). Если человек заходит чаще, чем один раз в неделю, чтобы оставить комментарий, или написать пост, или просто логинится, то он подходит под это определение. Но если же он входит в систему сто миллионов двести тысяч пятьсот раз в день, это уже тревожный звоночек, понятно, что это странный какой-то персонаж.
– И вы включаете этих странных персонажей в общую статистику?
– Тут надо быть объективными. Существует масса пользователей, проявляющих очень высокую активность. Например, если блог состоит из репостингов. Создавать такие посты несложно: картинку вставил, указал источник, отправил... Это можно делать миллионы раз в течение дня. Но ведь это делает не бот, а живой человек. Так что мы проверяем такой аккаунт, смотрим, есть ли жалобы на него, спамер он или нет. То есть в каждом отдельном случае принимаем конкретное решение, исключать ли этот аккаунт из списка (и, соответственно, из статистики) или нет.
– Примерно год назад появилась система для публикации баннеров в личных блогах. Как вы к этому относитесь?
– Если вы о том, что есть блогеры, размещающие в своих журналах рекламу, то ответ мой очень простой: плохо мы к этому относимся, потому что согласно пользовательскому соглашению вести коммерческую деятельность от имени LiveJournal и размещать рекламные материалы в своем блоге нельзя.
– А какие методы монетизации вы предлагаете?
– У нас разработана программа Your Journal – Your Money («Твой журнал – твои деньги»), реализуемая при поддержке Google AdSense, которая позволяет получать 100% доходов от рекламы (за вычетом доли Google) в журнале. Эта программа может быть интересна тем, чей блог уже достаточно популярен. Собственно, мы всегда выступали за качественный авторский контент, и, если блог популярен, мы готовы предлагать варианты, интересные блогерам. Помимо этого, любой блогер может попросить разрешения на размещение коммерческой рекламы у себя в «ЖЖ». Для этого достаточно заключить с нами соглашение, заполнить его, подписать, прислать отсканированную копию на соответствующий адрес, после чего соглашение подпишем мы и вышлем обратно копию. С момента получения копии документ вступает в силу, а члены Abuse Team будут предупреждены о новых участниках программы. Пока рекламу в блогах можно продавать без отчислений, то есть никакого посредничества тут нет, блогер легально может работать с рекламодателем напрямую.
– Но если вы запрещаете рекламную деятельность такого рода, почему с этим явлением никак не боретесь? Есть же блогеры, которые у всех на виду. Известно, что они активно взаимодействуют с компаниями, но никогда не делают пометку «на правах рекламы»…
– Возьмем какого-нибудь топового блогера, разместившего у себя пост. Вспомним историю с известным магазином продуктов питания и бытовой химии. Человек просто высказал свое мнение о магазине, другие также написали об этом. Мы прочитали и предположили, что наверняка им заплатили деньги. Надо срочно их наказать! Но это субъективный фактор. Разумеется, такой подход тут неуместен.
– Но вы же работаете по своим правилам и можете их диктовать. Например, в ресторане или магазине может быть отказано в посещении любому лицу. Вы же можете делать то же самое в рамках своего сайта?
– Мы всегда действуем в рамках пользовательского соглашения. Но мы по-прежнему готовы идти навстречу блогерам, предлагая новые проекты и возможности. Мы знаем, что это востребовано, что это нужно. И на наш взгляд, эффективнее предлагать возможности зарабатывать на своем блоге, продвигать его, развивать, нежели чем встать в позу и пойти отхлестать всех нарушителей тряпками.
– Но сможет ли SUP обеспечить блогеров достаточным количеством этой легальной работы за деньги? Ведь конкуренция довольно высока – мимо компании уже проходят бюджеты разного размера.
– Не могу сказать, что думать над тем, как блогеру заработать в «ЖЖ», – наша самая приоритетная задача. Мы даем инструменты, мы создаем возможности. «ЖЖ» – бесплатная блог-площадка для самовыражения. И наша основная задача – сделать этот процесс удобнее. Если блогер хочет зарабатывать на своем журнале, он прежде всего должен стать интересным для рекламодателей: развивать свой блог, работать над контентом, расширять аудиторию. Мы поддерживаем такое начинание. Например, рейтинг блогов «ЖЖ» и других площадок, как правило, показывает на первых строчках одних и тех же, тогда как в «ЖЖ» очень много интересных журналов, но читателей у них не больше 100 человек. Наш новый проект LJTimes как раз решает проблему с тем, как предложить широкой аудитории качественный, но пока мало кому известный пост. Мы вытягиваем такие посты в Live-блок LJTimes, и это дает результаты: количество подписчиков блогера моментально возрастает, как и число комментариев к постам. Если в финале журнал блогера станет востребован на рекламном рынке, мы будем рады.
– Сейчас продвижение в социальных медиа (social media marketing) стало очень модным. Куда движется этот рынок?
– Мне кажется, все идет к тому, что в итоге станет больше цениться качество аудитории, а не охват. Можно завалить все форумы и группы «Вконтакте» сообщениями агентов влияния, но при этом конвертация в конечного потребителя будет один человек за всю кампанию. Смысла в таких проектах немного. Можно также сделать одну игру, интересное приложение, которое вызовет эмоциональное восприятие бренда на уровне «неплохо». Человек, может быть, не пойдет сразу же покупать товар, но потом увидит в магазине и купит. Очевидно, что нужно не за охватом гнаться, а за качественными коммуникациями. Вот, в частности, сообщество в «ЖЖ» i_future – очень хороший пример: нигде не написано «покупайте Intel», но есть много интересной информации про технологии, гаджеты будущего, и посетитель запоминает, что Intel – «спонсоры» будущего.
С моей точки зрения, можно разделить сегодняшний подход к SMM на честный и не очень честный. Рынок идет от маленьких игроков к большим, выбирая путь где-то посередине. Мне импонирует нисходящий поток от больших компаний, создающих истории с Intel и Dewar’s. Это новый рынок, сейчас некоторые клиенты недовольны, много трешевых проектов, агентства и специалисты не умеют работать с аудиторией, но со временем это пройдет, произойдет отсев «шлака», останутся профессионалы. Вспомните, даже баннеры на заре, в каком-то лохматом году тоже сначала были аляповатые, вызывали раздражение, но сейчас все научились использовать медийную рекламу правильно. И на новом рынке SMM нужно еще многому учиться, нащупать почву. Клиента в конечном счете интересует, до какого числа пользователей была донесена информация, но потом компании начинают выяснять, что это за контакты. С первого раза они «скушают» 100 000 пришедших с порносайта, а с десятого, наверное, уже нет, так как эти 100 000 посетителей равны нулю продаж. Сближение общего охвата и влияния на продажи – это и есть конечная цель, которую все пытаются достичь.
Светлана Рагимова
Журнал "Компания"
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.