Газета «Труд» и Агентство политических и экономических...
0 комментариев
Газета «Труд» и Агентство политических и экономических коммуникаций представляют очередной выпуск Рейтинга социальной ответственности российских компаний – за I квартал 2011 года.
Лидерами рейтинга социальной ответственности традиционно становятся крупнейшие компании топливно-энергетического сектора.
«ЛУКОЙЛ» (1) – одна из немногих компаний, в которой не возникало острых конфликтов с профсоюзами. Кроме того, в апреле 2011 года компания продлила соглашение с российскими и международными профсоюзами в рамках Глобального документа о сотрудничестве, подписанного еще в 2004 году.
Концерн «Газпром» (2) проводит последовательную политику по сотрудничеству с регионами России, в рамках которого основным приоритетом по отношению к населению страны является газификация.
Высокая социальная ответственность компании перед сотрудниками очевидна.
Замыкает тройку лидеров «Роснефть» (3). Государственная нефтяная компания предлагает обширный социальный пакет, привлекательную корпоративную культуру и программы обучения и поддержки персонала, что позитивно отражается на позициях «Роснефти» в исследовании.
Среди нефтегазовых компаний наиболее сильную социальную ответственность демонстрируют также ТНК-ВР (4), «Сургутнефтегаз» (5) и «Транснефть» (7).
В первой десятке рейтинга – две металлургические компании: Новолипецкий металлургический комбинат (6) и «Норильский никель» (8).
Отдельного внимания заслуживает «Башнефть» (9), которая сумела из раздела «Сильная социальная ответственность» переместиться в раздел «Наиболее сильная ответственность» и войти в десятку самых социально ответственных компаний. В 2009 и 2010 годах компания выделила около 2,5 млрд. рублей на развитие социальной инфраструктуры Башкирии. В 2011 году на эти же цели выделено еще 1,490 млрд. рублей. Как отмечают в компании, в планах этого года – строительство и реконструкция около 30 образовательных, спортивных, религиозных учреждений, объектов социально-культурного назначения, медицинских центров, расположенных в Башкирии. Предполагается активное внедрение стандартов корпоративной социальной ответственности в других регионах присутствия компании.
Единственный представитель банковского сектора в топ-10 – Банк ВТБ (10).
«Аэрофлот» взлетит бесплатно
Сильные позиции по итогам первого квартала занимает «Аэрофлот – Российские авиалинии» (12). С 3 по 12 мая компания планирует провести социальную акцию «По местам боевой славы», в рамках которой «Аэрофлот» будет бесплатно осуществлять перевозки ветеранов и инвалидов войны.
Несмотря на спор Трубной металлургической компании (15) с производителями стали – Магнитогорским металлургическим комбинатом» (14) и «Северсталью» (20) – по поводу цен на прокат, компании демонстрируют сильную социальную ответственность.
Создание эффективных систем социальной ответственности демонстрируют государственные корпорации: «Российские железные дороги» (16) и Сбербанк России (17).
Представительства компаний по производству табака в России – «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» (21) и «Дж. Т. И. по маркетингу и продажам» (22–23) традиционно занимают достойные позиции в рейтинге благодаря работе по предупреждению негативных последствий от табакокурения.
Банки застряли в середине
Сразу несколько банков попали в раздел «Средняя социальная ответственность». Это Газпромбанк (27–28), Промсвязьбанк (32), банк «Уралсиб» (40–42) и Россельхозбанк (45).
Группа компаний «Нобель Ойл» (29) впервые вошла в рейтинг. Обычно встречаются названия крупных корпораций, так что появление в нем сравнительно небольшой «Нобель Ойл» (компания разрабатывает девять месторождений в Коми, Ненецком АО и Западной Сибири) – явление знаковое. Руководство компании отмечает, что социальная ответственность не может зависеть от капитализации или ежегодной прибыли.
Компания уделяет большое внимание благотворительным и социальным программам. ООО «Нобель Ойл» (КО) (29) вручает «Малые Нобелевские премии» одаренным ученикам, а также учителям школ Усинска, Сыктывкара, Ухты, Воркуты и других городов. Компания ежегодно отправляет отдыхать на Черноморское побережье детей из малообеспеченных семей и деревень Заполярья, участвует в благотворительных программах по поддержке правоохранительных органов республики.
Позиции компаний «Алроса» (30–31) и «Русал» (36–37) – ниже тех, что они традиционно занимали. Не исключено, что эксперты обратили внимание на недовольство депутатов Красноярского края продолжением применения «Русалом» толлинговых схем, осложняющих бюджетные проблемы региона. l
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), кандидат исторических наук; Анна Маракушина, ведущий аналитик АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан Рейтинг социальной ответственности российских компаний, проводится методом закрытого анкетирования. В I квартале 2011 года в нем приняли участие 25 экспертов: представители профсоюзов, объединений предпринимателей, экономисты, социологи, политологи, публицисты.
Экспертам задается следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 социальную ответственность следующих российских компаний? (под социальной ответственностью понимается создание и сохранение рабочих мест, налоговая дисциплина, выполнение обязательств перед работниками, активная роль в поддержании региональной социальной инфраструктуры)?».
Сначала каждый из экспертов оценивает социальную ответственность каждой из компаний, затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы). Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку социальной ответственности 75 крупнейших российский компаний. В список для экспертной оценки были включены компании, лидировавшие по объему реализации продукции в 2010 году. Поэтому в рейтинге могут быть не представлены компании с меньшим объемом реализации, но эффективно работающие в социальной сфере.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.