об особенностях национального турбизнеса
0 комментариев
Время от времени я езжу в Эль-Гуну, египетский курорт, в гости к своему другу и бизнес-партнеру, у которого там дом. Ближайший аэропорт к Эль-Гуне – Хургада, а это, как известно, место массовой пляжной дислокации российских туристов. Как на всякое массовое направление, летают туда преимущественно чартеры, а туры продают в основном пакетами – поэтому каждый раз покупка билета в Хургаду доставляет мне легкую головную боль. Однако благодаря тому, что к туристическому бизнесу я сама имею некоторое отношение, всегда удавалось решать эту проблему довольно успешно.
Пока в Египте не грянула революция. После того, как туризма какое-то время в Египте не было вовсе, туроператоры забоялись и нынешним летом поставили гораздо меньше рейсов в Хургаду, чем обычно. А желающих туда полететь случилось больше. В числе таковых оказалась и я – помимо отдыха, надо было обсудить кое-какой бизнес.
Дней за 20 до предполагаемого вылета я позвонила знакомым, однако те расстроили ценой и посоветовали поискать у других туроператоров. Поиски привели меня к компании «Москва-ТУР». На нужный мне субботний день билетов у них было «много», цена была хоть и не низка, но вполне приемлема. Единственное, что смущало, это тот факт, что детализацию полета (то есть название авиакомпании, номер рейса и время вылета) на оба сегмента пути мне при покупке предоставить отказались. То есть билеты сразу не выписали, а на руки выдали туристический договор, в котором была указана цена билета (стопроцентно мною уплаченная) и даты рейсов туда-обратно. Компания объяснила это тем, что на какой именно из трех субботних рейсов меня посадят, станет известно накануне в пятницу вечером – тогда мне позвонят и вышлют электронный билет. То же самое касается вылета обратно. Все это, конечно, было жутко неудобно и раздражающе, но, увы, так уж в нашей стране работает система чартерных перевозок – очень часто чартерные билеты выписывают в последний момент, знаю не понаслышке.
За день до вылета, поздним вечером в четверг, мне позвонили из «Москвы-ТУР»: «Возможно, ваш вылет перенесут на вторник. У нас тут проблемы с билетами. Это пока точно не известно, а выяснится завтра, но просто мы звоним предупредить, чтобы потом эта новость не свалилась на вас, как снег на голову».
Честно говоря, именно «как снег» это и прозвучало, но спорить с дамой в ночи смысла не имело, а потому я лишь выразила недовольство и позвонила по скайпу другу. Он сказал, что брать отпуск со вторника ему неудобно, поскольку выходные в Египте – пятница и суббота; кроме того, на понедельник у нас была запланирована бизнес-встреча с важными людьми. В общем, учитывая еще кое-какие детали, получалось, что если я не прилечу в субботу или, максимум, в воскресенье, то всю поездку придется отменить.
И тут я задумалась: что значит «у нас проблемы с билетами»? Каким образом меня должны волновать эти проблемы, если билет я выкупила полностью, причем две недели назад?! Судя по всему, эти ребята делают так: на даты, пользующиеся наибольшим спросом (а суббота, как известно, самый востребованный день для вылетов), продают больше билетов, чем у них есть, а потом часть туристов просто перекидывают на менее заполняемый вторник и таким образом, за счет «лохов», которые соглашаются, закрывают свои провальные даты! Я даже не поленилась позвонить в другие агентства – билеты на пресловутый вторник были у всех.
Внимательно изучив договор, я обнаружила, что туркомпания может изменять даты вылета лишь в случае недобора группы, о чем обязана предупредить за трое суток до вылета. Меня поставили перед фактом меньше, чем за двое. В общем, случай для любого суда пустяковый – вина компании очевидна.
С этой мыслью на следующий день я приехала к ним в офис, где и сообщила, что вторник меня не устраивает, и я бы хотела решить вопрос с билетами сейчас. «Ой, ну у нас нет билетов на субботу. Мы можем вернуть вам денежки», – услышала я в ответ. (То есть, по их мнению, турист вот так вот легко может отказаться от отпуска только потому, что они закрывают свои провальные даты?). «Нет, – ответила я, – вы не поняли. Мне нужно быть в понедельник в Эль-Гуне на переговорах, и если я туда не попаду, то случится большая неустойка». – «Вам надо было позвонить, человека, который за это отвечает, сейчас нет на месте». – «Ничего, я подожду здесь, в переговорной». На моем лице, видимо, было написано, что я знаю чуть больше, чем среднестатистический турист, потому что сотрудница компании несколько растерялась и позвала старшую. «Давайте мы вам позвоним в течение дня…», – начала было та. «Нет. Вы понимаете, что такое неустойка?».
Начальница ушла внутрь. Я слышала, как она звонит гендиректору. Через пять минут из комнаты вышла сотрудница со словами: «Да, у нас есть билет, наш директор посадил вас на рейс такой-то в субботу». «Вы можете выписать мне билет?» – «Нет, пока не можем, только ближе к девяти вечера» – «Тогда давайте укажем детализацию полета в договоре» – «Вы знаете, что эта услуга платная? Стоит 1000 рублей». (Очень интересно, насколько такие условия в туристическом договоре вообще легитимны, но сейчас не время для подобных дискуссий.) – «Хорошо, я заплачу».
Судя по всему, мои слова опять стали для нее неожиданностью. Уйдя в комнату и, видимо, посовещавшись с коллегами, девушка вышла со словами «Ситуация изменилась, мы сейчас вам выпишем билет». Что они и сделали. С билетом обратно все было в порядке.
Хэппи-энд, скажете? В общем-то, да, только вот к чему вообще вся драматургия, если билет был выкуплен заранее? Лично мне эта история стоила потери половины рабочего дня, последствия которой пришлось ликвидировать по прилете, вместо того чтобы заниматься там совершенно другими делами. Я уже не говорю о потерях в рядах собственных нервных клеток.
Впрочем, у этой истории есть свои плюсы – это очередной мастер-класс по борьбе с «разводиловом». В нашей-то жизни еще не раз пригодится!
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.