Amazon, Netflix, Apple: почему падают акции крупнейших хайтек-компаний?
Чугрина Аня 26 октября 2011 года в 20:36
мнение:
0 комментариев
0 комментариев
Лидер мировой интернет-торговли Amazon сегодня опубликовал финансовую отчетность: из нее следует, что произошло резкое падение чистой прибыли в третьем квартале 2011 года – до $63 млн. Это на 73% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом выручка Amazon за июль–сентябрь 2011 года выросла на 44% до $10,88 млрд. Квартальные результаты Amazon оказались ниже прогнозов аналитиков. После обнародования данных акции компании рухнули на 19%.
За день до этого квартальную отчетность опубликовал крупнейший сервис видеопроката и онлайн-видео Netflix. Его результаты за III квартал, наоборот, превзошли все прогнозы. Компания отчиталась о росте чистой прибыли на 63% – она составила $62 млн. Выручка Netflix в отчетном периоде выросла на 49% до $822 млн. Однако компания также объявила о потере около 800 000 подписчиков в США. В результате, после оглашения отчетности акции компании в США упали почти на 27%.
Тут можно вспомнить и еще одну историю, которая, правда, не совсем вписывается в этот ряд. Неделю назад Apple опубликовала отчетность с прекрасными результатами: значительно выросли выручка и прибыль, повышены прогнозы продаж. Но квартальные результаты оказались чуть ниже прогноза аналитиков, и акции компании сразу же обвалились на 5%. Apple стала жертвой завышенных ожиданий и общего негативного фона, связанного со смертью основателя. Формальные причины падения Amazon и Netflix более ясные.
В Amazon давно честно предупреждали, что прибыль будет сокращаться. Этот год для онлайн-ритейлера – год невиданной инвестиционной активности. Крупных вложений потребовала разработка первого собственного планшета Kindle Fire, который в дальнейшем должен стать залогом роста выручки компании. Для развития облачных сервисов строятся новые дата-центры. В этом году Amazon вводит в строй 17 товарных складов (то есть увеличивает их число сразу на треть). Глава компании Джефф Безос всегда говорил, что компания еще долго будет вкладывать в будущее и не стремится к немедленной прибыли – стратегия, которую никто не скрывал. Аналитики знали это и прогнозировали сокращения чистой прибыли примерно на 50%. Но инвестиционная активность Amazon оказалась масштабней, чем ожидалось.
Netflix стала заложником неудачных управленческих решений. В сентябре компания решила разделить два направления своего бизнеса: классический прокат DVD по почте и сервис онлайн-трансляций фильмов, сериалов и телешоу. Для DVD-направления даже придумали отдельный бренд Qwikster. Кроме того, были повышены тарифы (почти на четверть) на комбинированную подписку, в рамках которой можно одновременно использовать оба сервиса – классический и онлайновый. После вала критики последовало решение об отмене дезинтеграции сервисов. При этом отменять повышение цен для клиентов комбинированного сервиса компания не стала. У нее для этого были аргументы: после роста тарифов более 75% новых пользователей стали выбирать только онлайн-трансляции. Однако оказалось, что хоронить DVD-прокат рано. Начался отток подписчиков – преданного ядра аудитории Netflix, для которых олдскульный прокат дисков оказался не менее важен, чем каталог интернет-фильмов (уже хотя бы потому, что многих редких лент в онлайн-каталоге просто не было).
Что происходит? Есть ли логика? Компания Amazon, которая инвестирует в рост и собирается продавать единственного по-настоящему перспективного конкурента продукции Apple на перспективном рынке планшетов, теряет доверие инвесторов из-за снижения прибыли. Netflix, прибыль, которой наоборот растет, опережая прогнозы, падает на рынке из-за оттока подписчиков.
Обе компании – символы интернет-экономики, они прочно стоят на ногах, ни один из конкурентов не приблизился к их показателям даже близко, они являются примером для подражания, диверсифицируют бизнес и с каждым годом расширяют глобальную экспансию (например, Netflix объявила о планах запуска своего онлайн-сервиса в Великобритании и Ирландии в начале 2012 года). Есть текущие бизнес-задачи или текущие управленческие просчеты, которые влияют на квартальные результаты, но стоят ли они 20–30% падения стоимости двух успешных бизнесов?
И случай Netflix, и случай Amazon, и случай Apple – это большие звенья одной цепи. Долгое время хайтек-рынок формировался как рынок завышенных ожиданий. Прогнозы (как собственные, так и аналитические) стали куда более важным фактором, определяющим поведения рынка, чем результаты продаж или обоснованность корпоративных бизнес-стратегий. От компаний этого сектора привычно ждут большего, чем они могут в реальных обстоятельствах. А любые неоправданные ожидания выливаются в паранойю, появляются апокалиптические прогнозы, начинает мерещиться пузырь. При этом все перечисленные компании работают, что называется, в «реальном секторе» интернет-рынка – они производят материальные продукты (устройства) и предлагают платные сервисы, пользующиеся растущим спросом. Если доверие падает к ним, то что ждет в будущем лидеров виртуальной интернет-экономики, работающих по рекламной модели или пытающихся «продавать» лишь будущие свои успехи? Погрузившись в панический поиск пузыря там, где его нет, можно не заметить настоящий пузырь совсем поблизости. Стоит присмотреться хотя бы к чудовищно переоцененному Groupon.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.